МААМ-картинки

Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников

марина герасименко
Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Статья составлена совместно с музыкальным руководителем Водолажской Н. А.

В настоящее время игровой фольклор получил признание как один из ведущих компонентов культуры. В последние годы во всем мире ведется интенсивная разработка и использование игры как одного из способов организации жизненного пространства, взаимодействия человека с миром.

Наши современные дошкольники те, для кого игра не просто жизненная необходимость, а ведущая деятельность и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов психологов и педагогов в целом.

Публикация «Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Изменилась сама суть игры: она стала не весёлой, агрессивной, индивидуалистичной. Многовековая непрерывная цепь передачи игровой традиции от одного поколения к другому оказалась прервана, это привело к кризису игровой культуры в целом.

Играть стали не меньше, а хуже! Приоритетными стали примитивные игровые формы, а именно шалости, проказы переходящие в озорство и даже хулиганство.

На базе МБДОУ ЦРР-д/с №89 было проведено психолого-педагогическое исследование в подготовительных группах. На вопрос: «Во что ты любишь играть?» 15% детей не смогли назвать ни одну игру, 30% назвали компьютерные игры, 40% называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби, которыми они просто манипулировали, 15% детей называли подвижные игры, типа салок и пряток, но правила игры смогли сформулировать лишь некоторые.

В настоящее время, педагоги-психологи отмечают следующие тенденции в развитии детской игры. Нередкими стали негативные явления в детском коллективе : усиление конфликтности и агрессивности поведения; часто жестокий и опасный характер самоутверждения у подростков; обеднение общения и ослабление творческих начал досуговой деятельности. Коллективная игра вытесняется индивидуальной, компьютерной.

В настоящее время из детских игр практически полностью исчезли традиционные фольклорные игры. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Фольклор – это художественная педагогика. Детский фольклор состоит из двух больших разделов: в него входят все виды устных музыкально-поэтических произведений. Они были созданы взрослым специально для детей - это колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, приговорки, дразнилки, считалки, заклички, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, которые формируют у детей музыкальные, творческие, речевые знания и умения. Отдельным блоком с младшего возраста выступают фольклорные формы детской игры, а также сказки. Затем песни и хороводы. Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением, бытовавшие в традиционной культуре Белгородчины. «Бакша», или «Арбузики», «Хрен, хрен, господин!», «Чья копна на моей копне», «Платочек». А также «Здравствуй дедушка Семак!», «Как у деда Трихона!», «Дед домовой», «Красная шапочка» и многое другие. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В народных играх дети приобщаются к традициям, проявляют взаимовыручку. Знакомясь с малыми жанрами фольклорного творчества, дети постигают красоту русского языка, диалект, характерный для Белгородского края, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

Психология детей, особые законы детской логики и восприятия – все это учтено в фольклоре, в педагогическом опыте народа. Основной художественный прием детских песен и сказок – повторы, наращивание цепочки повторяющихся слов, сцен, диалогов способствует развитию мыслительных процессов ребенка, развитие речи, его ценностных ориентаций. Через фольклорные игры дети усваивают опыт предыдущих поколений, основные понятия добра и зла. «Необходимо спасение и возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа» (В. А. Григорьев). Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей.

Сказки – это художественный способ познания окружающего мира. В детской практической психологии широко используется прием, основанный народных сказках, он называется сказкотерапия. Самое действенное средство на дошкольника – игра, кукла, сказка, театральное действие. В ходе проигрывания сказочных сюжетов, персонажи сказки просят советы у детей, рассуждают о своих поступках, уважительно относятся к старшим, просят прощения, если провинились, или прощают обидчикам, стремясь быть добрыми. Именно такими мы и хотим видеть наших детей.

С помощью сказки происходит передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями. Она в силу своей природы, способна эффективно помочь ребенку построить целостную картину мира, научиться принимать решение в широком спектре жизненных ситуаций, преодолевать негативные эмоциональные переживания. Атмосфера игры и праздника, заложенная в детском фольклоре воспринимается детьми как увлекательное познавательное действо, в котором ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья, принимает активное участие вместе со здоровыми сверстниками. Таким образом, осуществляется процесс инклюзии особенных детей в социуме.

Русские народные песни воспевают трудовые подвиги народа, красоту природы, в них сконцентрирована человеческая мудрость, поэтому песня имеет ярко выраженный воспитательный характер. Разучивание с детьми русских народных песен способствует не только эстетическому воздействию, но и развитию речи, устранению ее недостатков, что целесообразно использовать как один из приемов в психологии и логопедии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В тоже время прослеживается еще одна функция фольклорной песни – коллективное, воспитательное воздействие при исполнении.

Мы, как педагоги, имеем прекрасную возможность во время занятия диагностировать, формировать, корректировать и направлять нравственную составляющую детского характера.

Таким образом, фольклорное воспитание, это приобщение детей к истокам национальных и общенациональных культур. Педагогически важно в период дошкольного возраста создать вокруг ребенка чистую, духовно-здоровую, психологически правильную атмосферу для развития и воспитания в обществе, детском коллективе, в семье.

Фольклор является духовным стержнем в воспитании молодого поколения!

Литература:

1. Иконникова, С. Н. Народные традиции и современная культура /

С. Н. Иконникова. – Л., 1986

2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Малахова, - СПб. : Детство – Пресс, 2004.-350с.

3. Музыкальный фольклор и дети : Методическое пособие / Сост. Шамина Л. В. – М., 1992

4. Лахин, Р. А. Социально-нравственное воспитание детей и подростков средствами народной игры. / Р. А. Лахин // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2008. – №3. – С. 352-356 (0,5 п. л.).

Публикации по теме:

Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников В настоящее время игровой фольклор получил признание как один из ведущих компонентов культуры. В последние годы во всем мире ведется интенсивная.

Народный праздник «Христос воскресе»Народный праздник «Христос воскресе» Дошкольный возраст- благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способной возродить приемственность поколений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2014 в 12:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский игровой фольклор как средство социально-нравственного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем марина герасименко (УИ 190489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД