ЕЛЕНА КОЖЕМЯКИНА
Детский дизайн: проявление художественно-творческих способностей в самостоятельном моделировании и коллажировании
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. ФГОС ДО ставит перед нами ряд задач, одна из которых – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самими собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Публикация «Детский дизайн: проявление художественно-творческих способностей в самостоятельном моделировании и коллажировании» размещена в разделах
В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область «Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия по художественной, изобразительной деятельности. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы - то ни было давления со стороны взрослого.
Детский дизайн - особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.
Детский дизайн ориентируется на создание оригинальных игрушек, поделок, подарков, сувениров, аксессуаров, интерьеров. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения. Занятия детским дизайном развивают у детей интеллект, культуру речи и общения, способности к анализу и обобщению, творческие способности – пространственное воображение, проектно-образное мышление. Занимаясь дизайном, дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов. Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается пространственное воображение, образное мышление, эстетический вкус, Создавая дизайнерские работы, дети могут научиться благоустраивать быт в детском саду и дома.
Элементы дизайна используются практически во всех видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, экопластика).
Одним из приёмов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребёнка, является организация работы с детьми в нетрадиционной технике – коллаж. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
Что же такое коллаж? Коллаж – сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объёме, и образуют композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Несмотря на то, что особое распространение коллаж получил в ХХ веке, он не является новейшим изобретением. Начиная с последних десятилетий ХIХ века, в эпоху стиля модерн началось широкое применение коллажа. В технике коллажа работают и современные художники. Оформление журналов, рекламных проспектов, подготовка эскизов для кинофильмов – это лишь малый перечень направлений, где коллаж используется с наибольшим эффектом.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного материала и нестандартных технологий. Чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность художественно использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребёнок начинает экспериментировать, творить.
Успех обучения нетрадиционной технике, коллажу, во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и характеру восприятия информации (Е. Я. Голант, Е. И. Петровский) :
1. Наглядные – наблюдения, демонстрация, использование ТСО. Использование этих методов отвечает принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
2. Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа. Их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, от эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.
3. Практические – упражнение, игровые методы, элементарные опыты, моделирование, создание проблемных ситуаций, проекты. Эти методы основаны на практической деятельности дошкольника. Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как ответственность, умение доводить начатое дело до конца и т. д.
Ребенку необходимо помочь освоить различные виды коллажа, дать понятие о разнообразии материала, используемого для создания коллажей.
Материал, используемый для создания коллажа, доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, вырезки из журналов, кусочки ткани и т. д.
Для первых коллажей малышей можно использовать простые и доступные материалы: цветные ватные (косметические) шарики, вырезанные из цветного поролона формы, каштаны, жёлуди, Основное требование: ребёнку должно быть удобно брать предмет в щепотку всеми (или тремя) пальцами. По мере развития ловкости пальцев в качестве изобразительных средств можно предложить малышу ватные диски, бумажные розетки, крупные фасолины, коктейльные трубочки, макаронные изделия различной формы и цвета. В качестве материала для коллажа можно использовать незавершённые рисунки детей. Из отдельных образов создать коллективную работу.
Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать более разнообразный материал: мешковину, фольгу, пенопласт, глину, пластмассу, проволоку, нитки, природный материал, ткань и т. д.
Педагог должен как можно лучше знать особенности изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а так же знакомить детей с доступными способами, с каждым материалом в отдельности.
Основа, на которой создаётся коллаж, может быть из любого материала: лоскута ткани, закреплённого на деревянной планке, куска керамической плитки или картона, стекла, пенопласта, старой сумочки, бумажной тарелки, старого сапога, виниловой пластинки. Закрепление деталей на основе можно осуществлять путём приклеивания, пришивания, прикрепления с помощью проволоки. Для малышей для основы, на которой создаётся коллаж, достаточно изготовить планшет с липкой поверхностью (малярный скотч, можно использовать фланелеграф, магнитную доску с набором магнитов, планшет.
Использование разных техник изготовления коллажей позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, фантазию, дает полную свободу для самовыражения.
Еще одним из самых эффективных инструментов познания и развития детей также может стать моделирование. Моделирование является довольно сложным видом деятельности, но оно развивает такие качества, как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.
Существуют различные виды моделирования - предметное, графическое, практическое. Как правило, основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление детям об окружающем мире. Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.
На первоначальном этапе моделирования дети должны изучить материалы: бумага, пластик, картон, их свойства, способы сборки, крепежей деталей друг к другу. Предусмотрена работа с разнообразными видами материала - бумагой и картоном, бросовым материалом, с готовым конструктором, с мягким конструктором и лего.
Далее необходимо знакомство детей с готовыми схемами и изготовление по ним моделей. Например, выполнение модели самолета из готовых деталей. Когда у детей сформировываются навыки работы по готовой схеме, тогда они могут самостоятельно смоделировать предмет из бросового материала.
Вывод: Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если “дизайн для детей” является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то “детский дизайн” связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды.
Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.
«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое» Л. С. Выготский.