Юлия Щепина
Страхи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир, испытывая при этом разнообразные эмоции. Одной из самых сильных эмоций является страх. Он играет немаловажную роль в жизни ребёнка. С одной стороны он может защитить от опасных ситуаций, с другой стороны препятствовать развитию и способствовать формированию тревожности, неуверенности, а в дальнейшем низкой самооценки и неврозу.
Публикация «Страхи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Детские страхи возникают по нескольким причинам. Одна из таких причин – травмирующая ситуация, которую пережил ребёнок. К таким ситуациям можно отнести применение тактики запугивания сказочными героями как метод воспитания, нападение или укус животных, испуг, травмы, похороны, болезненные медицинские процедуры.
Бурное развитие фантазии помогает ребенку рисовать в своем воображении образы потустороннего мира типа монстров, приведений, зомби, так и отрицательных героев сказок и мультфильмов. Этому способствует увлечение компьютерными играми, просмотр различных фантастических мультфильмов, ужастиков, чтение сказок не соответствующих возрасту.
Так же базой для формирования страхов является излишняя тревожность и страхи самих взрослых. Они транслируют свои опасения через огромное количество предостережений таких как «не беги, а то упадешь и сломаешь ногу», «не смотри долго телевизор – ослепнешь». Обсуждение при ребенке различных катастроф и бедствий так же является провоцирующим фактором излишней тревожности.
Желание родителей оградить ребёнка от проблем естественно, но чрезмерные и постоянные попытки уберечь его от неприятностей и возможных угроз мешает ребенку развиваться, и как следствие приводит к излишней тревожности и появлению страхов (гиперопека).
Скандалы с использованием громкой и нецензурной речи, битье посуды, частая агрессия по отношению к детям и между членами семьи – причина того, что ребенок не ощущает себя в безопасности, не видит опоры в лице ближайших взрослых и не испытывает уверенности в том, что родители смогут встать на его защиту в любом случае. Такая атмосфера способствует лишению чувства безопасности, а значит и доверия к окружающему миру. Агрессивные родители, конфликты в семье.
Разногласия со сверстниками, проявляющиеся в высмеивании, в высказывании обидных слов, грубые замечания со стороны воспитателей или окружающих людей превращаются в устойчивую боязнь дальнейшего общения и новых знакомств.
Детские страхи разнообразны и многогранны. Первыми возникают природные страхи, в основе которых лежит инстинкт самосохранения, затем появляются социальные страхи.
Самые распространенные в дошкольном возрасте – воображаемые страхи, при которых ребенок сам себя убеждает, что в темноте водятся чудовища, а мама опаздывает с работы, потому что с ней что-то случилось. Реальные страхи порождаются реальными жизненными ситуациями, таких как застраивания в лифте. Ситуативные страхи возникают в конкретной опасной ситуации. Личностные страхи чаще всего проявляются в непривычной обстановке, новом коллективе. Они провоцируют развитие внутренних комплексов и низкой самооценки. Наиболее частые и опасные ночные страхи и фобии. Ночные страхи у детей проявляются в виде ночных кошмаров, снохождения и сноговорения, сонного паралича и скрежета зубами.
Фобии – это навязчивый, необоснованный страх, охватывающий ребёнка в определенных ситуациях и вызывающий усиление сердцебиения и потоотделения, покраснение кожи.
Возрастные страхи – это страхи, преобладающие в определенный возрастной период.
Итак, чтобы не спровоцировать появление страхов у детей нужно помнить о том, какое поведение недопустимо для родителей и ближайшего окружения.
Преодоление страхов – долгий и нелёгкий процесс, требующий от родителей и близких не только участия, но и знания сути происходящего. Страх, как и любая эмоция, проходит определенные этапы: он возникает, формируется, развивается, достигает своего максимума и постепенно убывает, уходит тогда, когда он прожит. Подавляя страх, игнорируя, а еще хуже высмеивая его, мы добиваемся того, что страх остаётся внутри ребёнка и формирует у него неуверенность, тревожность, неврозы. Как же тогда помочь? Прожить его вместе с ребёнком, быть честным с ним и принимать его чувства. Что для этого нужно сделать? Спросите вы.
Для начала необходимо признать реальность страха ребенка. Спокойно и уверенно сказать о том, что вы видите и понимаете, что ребенок боится – например, фразой «да, я вижу, что ты боишься собаки, и понимаю тебя, ведь она такая большая и грозная». Затем можно дать разумное объяснение. Эта собака большая и грозная потому, что она помогает защищать хозяина от плохих людей.
После этого маме или папе стоит мягко и неторопливо расспросить ребенка о том, чего он боится. Пусть расскажет, на что похож страх, какие чувства вызывает, в каких ситуациях возникает. Чтобы поддержать ребёнка расскажите ему чего вы боялись, когда были в его возрасте и как преодолели свой страх. Беседуя с сыном или дочерью, подбадривайте и хвалите их даже за маленькие успехи в борьбе со страхом.
Самый лучший способ преодоления страха – это игра. Ведь в игре страх переживается в условном виде. Кроме того от игры дети получают навыки и нормы поведения, а так же одерживают победы и терпят поражения.
Какие же игры можно использовать?
Рисование - самая любимая игра и вызывает положительные эмоции, среди которых есть радость и удовольствие, восторг и может даже гнев. Решиться нарисовать страх не так - то просто, потому что ребенок сталкивается с ним лицом к лицу, но в процессе рисования, объект страха творчески преобразуется в художественный образ и интерес, возникающий при этом, постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Так же можно нарисованный страх преобразить : превратить в добрый персонаж или смешной.
Все дети без исключения любят таинственные заклинания и волшебные слова. Повторите с детьми простое стихотворение, придумайте к нему интересные движения – и вот это уже заклинание для того, чтобы напугать страх. Или сочините свои волшебные слова и заклинания. Например, сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
Ну и конечно, чтобы победить страх, нужен защитник. Роль защитника может взять на себя ночник, мягкая игрушка, фонарик сказочный герой или позитивная установка в форме стихотворения о дружбе.
Да, последствия детских страхов могут быть самыми разными: тревожность, агрессия, капризы, проблемы в общении со сверстниками, скованность, комплексы, неврозы и другие серьезные проблемы. Теперь вы знаете, как помочь своим детям преодолеть страх. Придумывайте свои игры и способы борьбы с ним.
Творите! Играйте! Успехов вам.