Надежда Каюмовна Белобородова
Детская застенчивость
▼ Скачать + Заказать документы
Детская застенчивость.
В психологии рапространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха, возникающей в определённый момент при взаимодействии малыша с другими людьми, которая впоследствии закрепляется. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – является задачей не только педагога-психолога, но и воспитателей, и родителей. И она вполне разрешима, если начать заниматься её своевременно.
Публикация «Детская застенчивость» размещена в разделах
Психологи характеризуют застенчивость как внутреннюю позицию человека, которая предполагает слишком большое внимание к тому, что о нём думают окружающие. Другими словами, человек становится чрезмерно чувствительным к неприятию его окружающими людьми. Отсюда – желание избегать людей или ситуаций, несущих в себе потенциальную угрозу любой критики в свой адрес. Как следствие, человек предпочитает оставаться в тени, избегает общения с людьми, которое может привлечь внимание к его персоне.
В психиатрии застенчивость считается социальной фобией, основными проявлениями которой являются постоянный иррациональный страх внимания со стороны окружающих.
Иногда же робкое застенчивое поведение продиктовано боязнью причинить неудобство другим, повести себя так, что собеседник может себя почувствовать униженным или обиженным.
Некоторые философы, художники и другие люди, предпочитающие одиночество компании, считают, что застенчивость – это добродетель, «качество, характеризующее человека с хорошей стороны». Одиночество необходимо таким людям для того, чтобы писать, думать, создавать или общаться с природой.
Если человек сознательно выбирает застенчивость, если она не мешает достижению его жизненных целей, то становится не помехой, а просто образом жизни с минимальным количеством социальных контактов. Есть люди, по своей натуре незастенчивые, но ищущие это качество в других, видя в нём сдержанность, непритязательность и сговорчивость. Но чаще к застенчивости относятся как к неприятному свойству или нежелательному внутреннему состоянию, вынуждающему человека прятаться от жизни во многих её проявлениях, а иногда даже чреватому одиночеством и полной изоляцией. По мнению психологов, застенчивые люди в очень большой степени подвержены влиянию и даже манипулированию со стороны окружающих.
Обычно застенчивость идёт рука об руку с низкой самооценкой. Стеснительные люди умеют ценить некоторые свои качества или способности, в большинстве случаев они – самые строгие самокритики. Как это ни парадоксально, одна из причин заниженной самооценки – слишком высокие требования, которые застенчивые люди, как правило, предъявляют к самим себе.
Гораздо сложнее справится с другой причиной заниженной самооценки – чувством неуверенности. Чаще всего оно возникает тогда, когда человек попадает в новую и необычную для него ситуацию. Именно поэтому застенчивость так часто встречается у детей – практически любая ситуация для них становится новой. По м ере взросления у детей развивается память на лица, места и появляется знание о том, как вести себя, чтобы не попасть впросак и избежать неприятностей. Но пока они ещё маленькие, это чувство служит неким естественным защитным механизмом, позволяющим оценить возможные последствия того или иного своего поступка, прежде чем совершать его. При встрече с новыми, незнакомыми людьми, пребывание в новых, непривычных условиях, когда правила игры не до конца ясны и известны, такой осторожный подход к собственному поведению становится наиболее заметным. Даже самый общительный ребёнок станет с испугом жаться к своим родителям, когда толпа приехавших в гости родственников с громкими восклицаниями начнёт обнимать и целовать его.
В такие моменты важно не допускать, чтобы за малышом закрепилась репутация робкого ребё нка: ни в коем случае нельзя говорить о его застенчивости и тем более упрекать его в этом. Говоря о нём, надо высказываться словами, защищающими малыша, к примеру: «Вы знаете, ему нужно время, чтобы получше вас узнать, ведь когда вы приезжали к нам в последний раз, ему было всего несколько месяцев от роду».
«Страх» - это слово, которое появляется снова и снова в процессе обсуждения застенчивости. Чаще всего застенчивые люди боятся :
-негативной оценки со стороны окружающих;
-растеряться и не знать, что сказать или сделать в данной ситуации;
-отказа в чём либо;
-близости (необходимости открывать другим свои чувства и переживания);
Все эти страхи, как правило, сопровождаются физическим напряжением, повышением адреналина в крови, учащением пульса, повышением кровяного давления, неприятным ощущением в животе, усиленным потоотделением и выступающим румянцем.
Кроме того, застенчивого человека просто обуревают неприятные мысли и ощущения, он начинает слишком преувеличивать, оценивая реальность, ему всё видится в чёрных тонах.
Некоторые психологи считают, что человек может быть генетически предрасположен к застенчивости. В качестве подтверждения своей теории они приводят такое свидетельство: уже в течение первых недель жизни дети отличаются друг от друга в эмоциональном плане. Некоторые из них всё время плачут, у них очень быстро портится настроение. К тому же младенцы изначально отличаются по темпераменту и потребности в общении. Позднее эти особенности могут укорениться и превратиться в устойчивые поведенческие модели. Дети со слишком «чувствительной» нервной системой очень интенсивно реагируют на угрозы и всё принимают близко к сердцу. Осторожный подход и постоянная готовность отступить в случае опасных социальных ситуаций впоследствии могут стать основной моделью поведения.
Это свидетельство врождённого происхождения застенчивости – косвенное и не очень убедительное. Дети действительно отличаются друг от друга по своим эмоциональным и коммуникативным качествам. Между тем, не было доказано, что именно более «чувствительные» дети становятся со временем застенчивыми, в то время как их «толстокожие», вечно улыбающиеся ровесники становятся напористыми и самоуверенными людьми. Приобретённый социальный опыт позволяет дооформить генетически обусловленные поведенческие модели.