Лучший педагог года

Проект «Детская хатха-йога в ДОУ» для детей 5–7 лет

Бурковская Алёна Сергеевна
Проект «Детская хатха-йога в ДОУ» для детей 5–7 лет
▼ Скачать

ПРОЕКТ

(нетрадиционные здоровьесберегающие технологии)

«ВЕСЁЛАЯ ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ»

Автор:

Бурковская Алёна Сергеевна

инструктор физической культуры

МАДОУ «Детский сад № 35 «Юбилейный»

Д. Большое Седельниково, 2022

Йога – это свет, который если загорится, то уже не померкнет.

И чем лучше вы стараетесь, тем ярче пламя.

Б. К. С. Айенгар

Продолжительность проекта – 6 месяцев

Тип проекта : игровой, оздоровительный, коллективный, открытый.

Публикация «Проект „Детская хатха-йога в ДОУ“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Участники проекта : инструктор физической культуры, дети, воспитатели группы.

Возраст детей : 5-7лет

Актуальность проекта

В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

Ещё в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчёркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.

Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером.

Проект позволяет решать физкультурно-оздоровительные задачи поэтапно, в игровой форме, с учетом возраста детей, в тесной взаимосвязи всех участников проекта, повышая педагогическую компетентность каждого участника; решаются задачи разных направлений «Познавательно-речевое развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Физическое», «Социально–личностное развитие.

Гипотеза:

Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов, членов МАДОУ с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению с включением нетрадиционных форм оздоровления, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья и физическом развитии детей, приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.

Цель проекта :

- сохранение и укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха- йоги.

Задачи проекта

Образовательные:

- изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

- учить детей чувствовать своё тело;

- вырабатывать равновесие, координацию движений.

Развивающие:

- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

- укреплять мышцы тела;

- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

- способствовать повышению иммунитета организма.

Воспитательные:

- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);

- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

Для того, чтобы заинтересовать, вначале с ребятами мы ставили сказки с позами животных, где каждого животного изображал ребенок, детям это очень нравится и они занимаются с удовольствием.

Также дети знакомятся с органами чувств, учатся концентрировать внимание на слухе, обонянии. Учатся отслеживать свои эмоции (радость, гнев, спокойствие). После занятий йогой дети становятся более расслабленными и спокойными.

За 25-30 минут ребенок проделывает немалую работу (адекватную его возможностям, и это его не утомляет, т. к. соблюдаются главные принципы занятия с детьми – разнообразность, динамику, заинтересованность. На таких занятиях также происходит знакомство с окружающим миром — миром животных и растений. Например, показывая позы животных мы издаем звуки животных (т. е. змея – шипит, лев – рычит и т. д.)

В итоге происходит не только развитие тела (например, улучшение осанки, но и развитие мышления, чувств, памяти, воображения.

В отличие от других физических упражнений, в гимнастике Хатха-Йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность – сочетание Хатха-Йоги физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений.

Были разработаны планы и апробирована методика организации и проведения физкультурных занятий с элементами йоги для детей с 5 до7 лет. Раз в неделю в рамках общеразвивающих упражнений с детьми разучивается выполнение 2-3 поз, используя показ и наглядный материал – картинки и схемы с изображением и последовательностью их выполнения.

Сначала поза называется и показывается детям, рассматриваются схемы её выполнения, даётся словесная инструкция. Затем дети учатся правильно и последовательно выполнять позу, сосредотачиваться на ощущениях в своем теле. На последующих занятиях дети выполняют позы самостоятельно, ориентируясь словесную инструкцию. Раз в месяц организуется обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых поз, объединённых одним сюжетом (Джунгли, На морском дне). Интересная история, сопровождающая выполнение упражнений, очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям.

Так, с ребятами, которые только начали изучать асаны йоги, мы придумали сказку «Путешествие в жаркую Африку», куда мы и отправились этим летом на площадке детского сада. На нашем пути мы увидели баобаб – красивое ветвистое дерево и спрятались в его тени от жгучего солнца. Под ним так хорошо!

С ветки дерева на нас сморит веселая обезьяна:

- Привет! – говорит она. – Располагайтесь поудобней, отдыхайте!

- Спасибо, - отвечаем мы, но нам пора идти дальше, ведь мы столько еще не видели.

Вдруг перед нами пробегает игуана и говорит:

- Идите за мной, я покажу вам что-то очень интересное.

Мы решили последовать за ней и не зря перед нашим взором предстает песчаная гора. Она была настолько величественна, что мы долго не могли отвести глаз. Но жаркое солнце заставило нас пойти дальше в поисках воды и прохлады. И вот везенье! Мы нашли красивое озеро, на берегу которого разгуливали грациозные фламинго и кричат на своем языке:

«Здравствуйте, дети!». «Здравствуйте, птицы!»

Удивительная Африка. Но нам пора возвращаться домой. Это очень просто – надо несколько раз сделать «Юлу». 1,2 – и мы снова дома!

Выученные упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна или придумывать на их основе новые игры, модернизируя знакомые детям (Делай как я, Затейники, Море волнуется.) Занятия с элементами йоги строятся по неизменной структуре: Разминка, асаны (упражнения, расслабление.

Разминка состоит из суставной гимнастики, растяжки, массажа. Далее целесообразно выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза хатха-йоги – основа оздоровления позвоночника и всего организма.

Следующий шаг: сосредоточить детей на правильно, глубоком и равномерном дыхании носом. Проводя эту работу следует использовать приёмы наглядности, показывая как дыхание работает: удерживая на лету пёрышко, зеркало, мыльные пузыри, руки на животе, ладошка у рта. Надо учить детей дышать глубоко, не задерживая дыхание. Особое внимание обращается на соединение дыхания и движения, придерживаясь правила: вдох - движение вверх и назад, выдох - движение вперёд и вниз. Во время занятия необходимо контролировать правильность дыхания детей

Принимать позу следует плавно и спокойно, без чрезмерных усилий и резких движений. Фиксация позы длиться не более 5секунд, максимальное пребывание в позе 15-20 секунд. Слово «асан» означает «удобное сиденье», поэтому детям всегда должно быть комфортно.

Отдых после выхода из позы - 3-4 секунды, равняется двум спокойным вдохам и выдохам. В конце всего комплекса выполняется релаксация: дети принимают удобное положение для отдыха и расслабления, под спокойную музыку.

В анализе диагностики физического развития детей за полгода можно отметить положительную динамику роста физических качеств детей, а также, отмечается повышенный интерес детей к занятиям, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз.

По моему мнению, выбранное направление работы с дошкольниками –

эффективный способ физического, умственного и эмоционального развития дошкольников, о чем свидетельствуют диагностические данные:

- дети стали более гибкими. их движения красивыми и плавными;

- умение правильно дышать может помочь снизить заболеваемость в осенне-зимний период;

- умение расслабляться помогает детям быстро успокоиться, а следовательно, лучше усвоить учебную информацию;

- придумывание новых поз и игр развивает воображение детей и дает возможность фантазировать;

- заинтересованность детей интересной деятельностью повышает внимание и сосредоточенность.

Результаты проведенной работы показали, что внедрение элементов хатха-йоги на занятиях физкультурой дошкольников – очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Поэтому я планирую и в дальнейшем использовать на физкультурных занятиях с детьми элементы йоги. Перед собой я ставлю цель разработать систему физкультурных занятий, основанную на повышении интереса детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений йоги во все части занятия; найти новые приемы и методы эффективного внедрения элементов йоги в физкультурно-оздоровительную работу, а также использовать возможность занятий йогой на фитболе с целью коррекции осанки.

Предполагаемая система физического воспитания в детском саду поможет, на мой взгляд, существенно повысить интерес детей к физкультурным занятиям и стимулировать двигательную активность, а, следовательно, улучшить здоровье детей

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детская площадка для детей нашего реабилитационного центраДетская площадка для детей нашего реабилитационного центра Я предлагаю Вашему вниманию несколько полезных идей как преобразить участок для прогулок детей на воздухе. Всё – сделано из простых и доступных.

Детская йога для здоровья ребенкаДетская йога для здоровья ребенка Я-инструктор по детской йоге. Свои занятия я провожу в игровой форме. Даже самые маленькие четырехлетние дети могут начать курс. Это возраст,когда.

Детская креативность Вхождения детей в мир взрослых – это непрерывная цепочка открытий, начиная с первых дней жизни. Каждый из нас стремится глубже понять внутренний.

Детская площадка в детском саду — мир творчества, игр и фантазий для детейДетская площадка в детском саду — мир творчества, игр и фантазий для детей Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.

Детская стенгазета ко Дню СмехаДетская стенгазета ко Дню Смеха Целый день мы веселились! Что такое, что случилось? А без юмора нельзя – С 1 апреля всех, друзья Мы читали книжки, сценки.

Фотоотчёт «Детская книга в жизни детей»Фотоотчёт «Детская книга в жизни детей» Как удивителен, многогранен и разнообразен мир детской литературы. В ней как нигде сохранились черты русского характера, присущие ей нравственные.

«Кокошник». Детская аппликация«Кокошник». Детская аппликация Приветствую всех гостей мой странички. На прошедшей неделе мы закрепляли у детей знания об одежде и знакомили с новой национальной, так.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология»Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста «Детская стоматология» Сюжетно-ролевая игра для детей старшего возраста "Детская стоматология" Цель: сформировать игровые навыки детей в сюжетно-ролевой игре.

Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской»Занятие для детей 5–6 лет «Весенняя йога. Применение методики О. В. Журавской» Цели и задачи: закрепить знания детей о согласных и гласных звуках. При помощи Йога - азбуки развить гибкость, улучшить координацию, освоить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детская хатха-йога в ДОУ» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 19:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Детская хатха-йога в ДОУ» для детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Бурковская Алёна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД