Бурковская Алёна Сергеевна
Проект «Детская хатха-йога в ДОУ» для детей 5–7 лет
▼ Скачать
ПРОЕКТ
(нетрадиционные здоровьесберегающие технологии)
«ВЕСЁЛАЯ ЙОГА ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Автор:
Бурковская Алёна Сергеевна
инструктор физической культуры
МАДОУ «Детский сад № 35 «Юбилейный»
Д. Большое Седельниково, 2022
Йога – это свет, который если загорится, то уже не померкнет.
И чем лучше вы стараетесь, тем ярче пламя.
Б. К. С. Айенгар
Продолжительность проекта – 6 месяцев
Тип проекта : игровой, оздоровительный, коллективный, открытый.
Публикация «Проект „Детская хатха-йога в ДОУ“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Участники проекта : инструктор физической культуры, дети, воспитатели группы.
Возраст детей : 5-7лет
Актуальность проекта
В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.
Ещё в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчёркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером.
Проект позволяет решать физкультурно-оздоровительные задачи поэтапно, в игровой форме, с учетом возраста детей, в тесной взаимосвязи всех участников проекта, повышая педагогическую компетентность каждого участника; решаются задачи разных направлений «Познавательно-речевое развитие», «Художественно–эстетическое развитие», «Физическое», «Социально–личностное развитие.
Гипотеза:
Если установить тесное эффективное сотрудничество педагогов, членов МАДОУ с семьей посредством привлечения родителей к проектной деятельности по здоровьесбережению с включением нетрадиционных форм оздоровления, то взаимодействие будет способствовать положительным результатам в сохранении и укреплении здоровья и физическом развитии детей, приобщения детей и взрослых к здоровому образу жизни.
Цель проекта :
- сохранение и укрепление здоровья;
- улучшение физического развития;
- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха- йоги.
Задачи проекта
Образовательные:
- изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
- учить детей чувствовать своё тело;
- вырабатывать равновесие, координацию движений.
Развивающие:
- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
- укреплять мышцы тела;
- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
- способствовать повышению иммунитета организма.
Воспитательные:
- воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
- воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.
Для того, чтобы заинтересовать, вначале с ребятами мы ставили сказки с позами животных, где каждого животного изображал ребенок, детям это очень нравится и они занимаются с удовольствием.
Также дети знакомятся с органами чувств, учатся концентрировать внимание на слухе, обонянии. Учатся отслеживать свои эмоции (радость, гнев, спокойствие). После занятий йогой дети становятся более расслабленными и спокойными.
За 25-30 минут ребенок проделывает немалую работу (адекватную его возможностям, и это его не утомляет, т. к. соблюдаются главные принципы занятия с детьми – разнообразность, динамику, заинтересованность. На таких занятиях также происходит знакомство с окружающим миром — миром животных и растений. Например, показывая позы животных мы издаем звуки животных (т. е. змея – шипит, лев – рычит и т. д.)
В итоге происходит не только развитие тела (например, улучшение осанки, но и развитие мышления, чувств, памяти, воображения.
В отличие от других физических упражнений, в гимнастике Хатха-Йоге основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность – сочетание Хатха-Йоги физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений.
Были разработаны планы и апробирована методика организации и проведения физкультурных занятий с элементами йоги для детей с 5 до7 лет. Раз в неделю в рамках общеразвивающих упражнений с детьми разучивается выполнение 2-3 поз, используя показ и наглядный материал – картинки и схемы с изображением и последовательностью их выполнения.
Сначала поза называется и показывается детям, рассматриваются схемы её выполнения, даётся словесная инструкция. Затем дети учатся правильно и последовательно выполнять позу, сосредотачиваться на ощущениях в своем теле. На последующих занятиях дети выполняют позы самостоятельно, ориентируясь словесную инструкцию. Раз в месяц организуется обобщающее занятие, состоящее из комплекса знакомых поз, объединённых одним сюжетом (Джунгли, На морском дне). Интересная история, сопровождающая выполнение упражнений, очень нравится детям, развивает воображение и поддерживает интерес к занятиям.
Так, с ребятами, которые только начали изучать асаны йоги, мы придумали сказку «Путешествие в жаркую Африку», куда мы и отправились этим летом на площадке детского сада. На нашем пути мы увидели баобаб – красивое ветвистое дерево и спрятались в его тени от жгучего солнца. Под ним так хорошо!
С ветки дерева на нас сморит веселая обезьяна:
- Привет! – говорит она. – Располагайтесь поудобней, отдыхайте!
- Спасибо, - отвечаем мы, но нам пора идти дальше, ведь мы столько еще не видели.
Вдруг перед нами пробегает игуана и говорит:
- Идите за мной, я покажу вам что-то очень интересное.
Мы решили последовать за ней и не зря перед нашим взором предстает песчаная гора. Она была настолько величественна, что мы долго не могли отвести глаз. Но жаркое солнце заставило нас пойти дальше в поисках воды и прохлады. И вот везенье! Мы нашли красивое озеро, на берегу которого разгуливали грациозные фламинго и кричат на своем языке:
«Здравствуйте, дети!». «Здравствуйте, птицы!»
Удивительная Африка. Но нам пора возвращаться домой. Это очень просто – надо несколько раз сделать «Юлу». 1,2 – и мы снова дома!
Выученные упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна или придумывать на их основе новые игры, модернизируя знакомые детям (Делай как я, Затейники, Море волнуется.) Занятия с элементами йоги строятся по неизменной структуре: Разминка, асаны (упражнения, расслабление.
Разминка состоит из суставной гимнастики, растяжки, массажа. Далее целесообразно выполнить упражнения на сохранение правильной осанки. Правильная осанка - это здоровый позвоночник, а многие дети не умеют правильно стоять. Базовая поза хатха-йоги – основа оздоровления позвоночника и всего организма.
Следующий шаг: сосредоточить детей на правильно, глубоком и равномерном дыхании носом. Проводя эту работу следует использовать приёмы наглядности, показывая как дыхание работает: удерживая на лету пёрышко, зеркало, мыльные пузыри, руки на животе, ладошка у рта. Надо учить детей дышать глубоко, не задерживая дыхание. Особое внимание обращается на соединение дыхания и движения, придерживаясь правила: вдох - движение вверх и назад, выдох - движение вперёд и вниз. Во время занятия необходимо контролировать правильность дыхания детей
Принимать позу следует плавно и спокойно, без чрезмерных усилий и резких движений. Фиксация позы длиться не более 5секунд, максимальное пребывание в позе 15-20 секунд. Слово «асан» означает «удобное сиденье», поэтому детям всегда должно быть комфортно.
Отдых после выхода из позы - 3-4 секунды, равняется двум спокойным вдохам и выдохам. В конце всего комплекса выполняется релаксация: дети принимают удобное положение для отдыха и расслабления, под спокойную музыку.
В анализе диагностики физического развития детей за полгода можно отметить положительную динамику роста физических качеств детей, а также, отмечается повышенный интерес детей к занятиям, их эмоциональный отклик и заинтересованность в изучении новых движений и поз.
По моему мнению, выбранное направление работы с дошкольниками –
эффективный способ физического, умственного и эмоционального развития дошкольников, о чем свидетельствуют диагностические данные:
- дети стали более гибкими. их движения красивыми и плавными;
- умение правильно дышать может помочь снизить заболеваемость в осенне-зимний период;
- умение расслабляться помогает детям быстро успокоиться, а следовательно, лучше усвоить учебную информацию;
- придумывание новых поз и игр развивает воображение детей и дает возможность фантазировать;
- заинтересованность детей интересной деятельностью повышает внимание и сосредоточенность.
Результаты проведенной работы показали, что внедрение элементов хатха-йоги на занятиях физкультурой дошкольников – очень перспективное и актуальное направление работы, способствующее не только физическому развитию детей, но и эмоциональному, умственному, то есть гармоничному развитию детей в очень увлекательной и ненавязчивой форме. Поэтому я планирую и в дальнейшем использовать на физкультурных занятиях с детьми элементы йоги. Перед собой я ставлю цель разработать систему физкультурных занятий, основанную на повышении интереса детей к занятиям за счет введения увлекательных упражнений йоги во все части занятия; найти новые приемы и методы эффективного внедрения элементов йоги в физкультурно-оздоровительную работу, а также использовать возможность занятий йогой на фитболе с целью коррекции осанки.
Предполагаемая система физического воспитания в детском саду поможет, на мой взгляд, существенно повысить интерес детей к физкультурным занятиям и стимулировать двигательную активность, а, следовательно, улучшить здоровье детей