Ольга Саржан
Детская гиперактивность и расстройство внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Из всех детей с теми или иными проблемами развития и поведения, направляемых к детскому психологу, большую часть составляют беспокойные дети. Таких детей принято весьма условно и не всегда обоснованно характеризовать термином гиперактивный ребёнок.
Однако, при психоневрологическом обследовании (с помощью психолога и невропатолога, диагноз гиперактивность подтверждается лишь для части детей.
Публикация «Детская гиперактивность и расстройство внимания» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Гиперактивность - это скорее исторически сложившееся название для целой группы различных видов расстройств внимания, которые не обязательно должны сопровождаться моторным беспокойством.
ADHD - это расстройство внимания, которое всегда сопровождается ярко выраженными моторным и эмоциональным беспокойством, повышенной импульсивностью.
ADD - это расстройство внимания в той или иной степени при полном отсутствии элементов беспокойства.
Многие из так называемых ’’беспокойных’’ детей, демонстрирующих похожую на гиперактивность клиническую картину, оказываются подвержены совершенно другим расстройствам, не связанным с проблемами внимания.
Примерами таких типичных расстройств могут являться :
Различные физиологические расстройства сна, питания; дисфункция щитовидной железы и т. д. Проблемы замедленного и несбалансированного развития различных сенсорных систем, что очень затрудняет адаптацию ребёнка в окружающей среде.
Например, дети с очень высоким порогом болевой чувствительности часто очень драчливы, а дети с проблемами развития вестибулярного и опорно-двигательного аппарата не могут ’’усидеть’’ на одном месте и, как правило, отстают от других детей в овладении моторными навыками.
Эмоциональные расстройства. Это, например: повышенная тревожность, различные виды депрессивных состояний, посттравматические реакции на изменения в окружающей среде ( например: болезни или смерть близких, развод родителей, переезд на новое место жительства и т. д.).
Именно из-за особой сложности и неоднозначности клинической картины, важно провести тщательное психоневрологическое обследование ребёнка и, ни в коем случае, не прибегать к медикаментозному самолечению.
В связи с тем, что выделить функцию внимания ’’в чистом виде’’ из всего спектра психических процессов очень сложно, измерение и установление границ расстройства внимания на практике являются достаточно условными. И если у ребёнка имеется какая-либо из проблем внимания, то это отрицательно сказывается на всех умственных и эмоциональных процессах, свойственных детскому организму, а также часто сопровождается различными отрицательными формами поведения, в том числе и гиперактивностью.
При изучении проблемы внимания исследуются 4 основные параметра:
Способность концентрации внимания, которая, в свою очередь, подразделяется на автоматическую способность концентрации внимания (непроизвольное внимание) и осознанно управляемую (произвольное внимание). При этом, важной характеристикой является способность не только включения внимания, но также и его отключения. Детям с проблемами отключения внимания трудно переходить от одного задания к следующему. Особенно трудно для таких детей переписывать с доски.
Способность удержания внимания в течение времени.
Способность выборочного внимания. Здесь речь идёт о способности ребёнка изменять интенсивность внимания в соответствии со степенью важности принимаемой им информации.
Состояние развития системы слежения и контроля. Достаточно развитая система слежения и контроля позволяет ребёнку принимать взвешенные и верные решения в различных конфликтных ситуациях, быть достаточно гибким в использовании ресурсов внимания (концентрация, рассеивание и раздвоение и др., в соответствии с изменением ситуации.
Все перечисленные параметры внимания очень зависимы от степени мотивации ребёнка и от его эмоционального и физического состояния (голод, усталость и т. п.)
Для правильной диагностики гиперактивности важно, чтобы одинаковые симптомы данного нарушения проявлялись как дома, так и в школе, во время посещения ребёнком детских кружков и пр. Поэтому так важно единство мнений всех участников опроса.
Ниже приводится примерный перечень 2-х групп типовых симптомов, по которым проводится диагностика детской гиперактивности.
Симптомы I -ой группы.
1. Ребёнок часто не обращает внимания на детали, делает нелепые ошибки при выполнении заданий.
2. Он не может сосредоточиться на задании или на игре, требующих длительного внимания.
3. Часто не слушает, когда к нему обращаются.
4. Ребёнок не следит за данными ему указаниями, не заканчивает начатое занятие.
5. Он часто несобран, неорганизован.
6. Часто избегает или даже отказывается выполнять задания, требующие повышенного внимания и умственного напряжения.
7. Ребёнок легко отвлекается от выполнения задания, реагируят на все, что происходит вокруг него.
8. Часто забывает выполнять каждодневные процедуры (например, личной гигиены).
Симптомы II-ой группы.
1. Ребёнок часто и нервно двигает руками и ногами, не может спокойно сидеть на стуле (ёрзает).
2. Часто встаёт и ходит по комнате, группе.
3. Много и бесцельно бегает, забирается без необходимости на высокие предметы и объекты (деревья, забор, столбы и т. п.).
4. Совершенно не способен играть тихо.
5. Ребёнок ведёт себя так, как- будто к нему ’’приделан моторчик’’ (’’шило в попе’’).
6. Чрезмерно разговорчив.
7. Часто отвечает поспешно и необдуманно, не дожидаясь окончания вопроса.
8. Ребёнок не способен стоять в очереди и спокойно ждать.
9. Часто ’’врывается’’ без разрешения в разговор взрослых или игру других детей.
Если, по результатам опроса, у ребёнка обнаружены 6 симптомов из первой группы и 3 из второй, то ему можно поставить диагноз ADHD -расстройство внимания с элементами гиперактивности.
Если же обнаруживаются только 6 симптомов из первой группы, то ребёнку ставится диагноз ADD - расстройство внимания без элементов гиперактивности.
Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей школьного возраста
1. Родители ребёнка должны прежде всего понять его проблему, принять его таким, какой он есть и не сердиться на него.
2. Должны осуществляться постоянная и оперативная связь между семьёй и школой, а также оказание систематической помощи ребёнку в выполнении заданий.
3. Консультация невролога. Медикаментозное лечение.
4. Консультации и психотерапевтические занятия с целью коррекции поведения ребёнка.
5. Проведение систематических занятий по улучшению навыков ребёнка в обучении, по развитию у него памяти и внимания.