Алена Зуева
«Дети экрана». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
. Консультация для родителей
Средства массовой информации давно и достаточно прочно вошли в нашу жизнь. Каждый день мы смотрим телевизор, слушаем радио и проводим время за компьютером. Дети вместе с нами ежедневно погружаются в этот поток информации, содержание которого не всегда благоприятно влияет на взрослого, не говоря уже о хрупкой детской душе.
Публикация «„Дети экрана“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Как проводит время дома ваш ребенок? Утром просыпается от маминого поцелуя или очередной порции мультсериалов? Как часто мы поем детям колыбельные перед сном, или их укладывают телепередачи? Что мы читаем нашим детям и читаем ли? Сколько времени проводят наши дети за компьютером и во что они играют?
По данным ЮНЕСКО, около 95% современных детей дошкольного возраста смотрят на экран 28 часов в неделю (в среднем - 4 часа в день; по будням – меньше, в выходные – больше, что имеет отрицательные последствия для здоровья.
Во-первых, ухудшается зрение, нарушается осанка, организм испытывает дефицит движений.
Во-вторых, происходят изменения в психическом здоровье.
1. Отставание в развитии речи. С телевизором невозможно вести диалог. Чтобы ребенок заговорил, речь должна быть включена в его конкретные практические действия, реальные впечатления, а главное – в общение со взрослыми. А с экраном не нужно живого общения: вопросов, ответов.
2. Ухудшение мышления, так называемой внутренней речи. А ведь именно во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, - словом все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.
3. Неспособность к самоуглублению, концентрации на коллективном занятии, отсутствие заинтересованности делом. В последнее время психотерапевты говорят о новом заболевании – «дефиците концентрации», которое характеризуется следующими основными симптомами: спонтанностью, гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью.
4. Трудное восприятие информации на слух. Дети не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные представления. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений, поэтому им трудно, неинтересно и скучно читать.
5. Резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-либо занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок, создания собственного воображаемого мира, поэтому им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты.
6. Обеднение общения со сверстниками. Ребенок сидит один у экрана, а на общение с другими детьми нет ни желания, ни времени. Куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений. Как следствие, не формируются коммуникативные умения, навыки общения и социального поведения.
7. Повышение жестокости и агрессивности. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным, привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий.
Когда телевизор заменяет маленькому ребенку общение с близкими взрослыми, он оказывает мощное деформирующее влияние на становление личности и психику. Полноценное развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном живом общении со взрослыми.
По мнению специалистов, ежедневного 30-минутного просмотра боевика или фильма ужасов достаточно, чтобы у детей сформировалась тяга к переживаниям, возникающим в момент физического уничтожения или насилия.
Следствием теле- и компьютерной зависимости может быть реакция организма ребенка от депрессии и легкого замешательства до приступов психомоторного возбуждения и ярости. Длительное сидение перед телевизором приводит к нервно-соматическим нарушениям, истощению нервной системы, раздражительности, обидчивости, нарушению сна, блокирует не только речь, но и спонтанные творческие игры, что нарушает формирование функций головного мозга.
У современных детей налицо сенсорное голодание, по научному – сенсорная депривация. Такие дети неадекватно воспринимают окружающий мир: они много знают о динозаврах, космосе, долларах, но не знают назначения элементарных бытовых предметов, названий растений, путают названия птиц и животных. Выпадает целое звено в развитии ребенка.
Герои большинства современных мультфильмов позволяют себе грубить, высмеивать и бить друзей, их отношение к противоположному полу пренебрежительное, хамское. Это запоминается ребенком, и он начинает подражать. Происходит подмена образа героя и его качеств, основных жизненных ценностей, моральных, нравственных устоев. Все это искажает картину мира ребенка, формирует неправильное представление о том, какой должна быть семья, дружба, какие качества ценны в человеке. К сожалению, в подобных мультфильмах зачастую нет места таким качествам как доброта, милосердие, трудолюбие.
Как хорошо, когда ребенок находится в возрасте «почемучек» : он любознательный, пытливый, ему все интересно, он развивается. Часто ли Вам сын или дочь задает вопрос «почему?». Взрослому дать ответ не просто: нужно подумать, порассуждать, доходчиво растолковать, убедить ребенка. Не перепоручайте эту важную функцию общения поколений и обучения какой-то бездушной технике: телевизору или компьютеру!
Но нельзя забывать и о том, что мы живем сейчас в век информационных технологий. Компьютерные классы есть уже во всех школах. Информатика стала привычным учебным предметом. Компьютеры используют и в работе с детьми дошкольного возраста.
Невозможно и совсем ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры в семье. Да и вряд ли это нужно. Надо только иметь в виду, что детям трудно соблюдать меру в игре или при просмотре телевизора. Процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы. Поэтому вы, родители, должны внимательно выбирать передачи и мультфильмы для просмотра своих детей, ограничивать их по времени. При этом очень важно своими комментариями помогать малышам в осмыслении происходящих на экране событий.
Сохраним ли мы детство для наших детей – безопасное, радостное, очаровывающее сказкой и добрыми играми, таящее в себе удивительный мир открытий и приключений? Или же опустим его в бездну информационного хаоса? Решать только нам, взрослым.