Получи документы

Деловая игра «Семейные традиции как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье»

Светлана Ишмуратова
Деловая игра «Семейные традиции как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды - значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды - тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым - значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Публикация «Деловая игра „Семейные традиции как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье“» размещена в разделах

Люди уставились на дорогу - где Путник? Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали? - спросил мудрец. Но это плачь новорожденного! - ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель! Так люди увидели ребёнка - свою надежду.

- Ребенок - это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем. И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет.

ВВЕДЕНИЕ ФОП ДО, принципы ФГОС ДО

Одним из основных принципов дошкольного образования, заложенных в федеральный государственный образовательный стандарт, является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Это отражается в Образовательной Программе, которая предполагает взаимодействие с семьями воспитанников. Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений ДОУ с семьями воспитанников.

Семейные традиции предоставляют большую возможность для формирования у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних чувств, отношений, чтобы в результате подражания положительным примером поведения они закреплялись в конкретных поступках и действиях.

Не надо забывать, что вся жизнь каждого человека строится на основе семьи. Семья – это главное место, где происходит развитие наших детей, закладываются общечеловеческие ценности, такие как любовь и уважение, чувство патриотизма, доброта и т. д.

Семейные традиции играют большую роль в развитии, укреплении и сохранении крепких семейных уз. Традиция – от латинского «передача», означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представлениям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Праздники, развлечения, конкурсы патриотического содержания развивают у мальчиков храбрость, ответственность, справедливость, настойчивость. Позволяют у девочек пробуждать мягкость, беззащитность, сострадание, смирение. Театрализация сказок, сами сказки, праздники и развлечения – большое поле деятельности в воспитании нравственности и патриотизма у дошкольников.

Воспитание у дошкольника любви и привязанности к семье, городу, Родине. Знакомство с символами страны, родного города, формирование чувств уважения к традициям, культурному наследию своего народа; закладывание основ, формирующих твёрдую гражданскую ответственность, чувство долга, глубокой нравственной позиции – все эти задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, играх, беседах, чтении художественной литературы, изучении исторического наследия родного края, жизни людей старшего поколения.

Таким образом, семейные традиции представляют большую возможность для формирования у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания. Важно, чтобы дети с раннего возраста видели проявление искренних чувств, отношений, чтобы в результате подражания положительным примером поведения они закреплялись в конкретных поступках и действиях.

В каждой семье существуют совершенно разные традиции, но решают они одну важную задачу – сплотить и укрепить семью. Семейные традиции сплачивают всех членов семьи и делают семью уникальной. Это один из наиболее доступных способов, как сделать процесс воспитания детей естественно и непринужденно с самого раннего возраста. Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи.

Примеры традиций и обычаев семьи :

• Совместные ужины, чаепития, домашняя выпечка. Вся семья или большой круг близких собирается за одним столом, где в уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, книги, фильмы, все хорошее, что случилось за день, сообщить о достижениях, обменяться впечатлениями. Совместно обсуждаются планы отдаленного и ближайшего будущего. Такая возможность предоставляется и детям. Эта традиция способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви, доброты.

• Совместное проведение досуга. Это может быть загородные поездки в выходные, настольные игры, посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом – катание на велосипедах, роликах, сбор грибов. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.

• Подготовка к праздникам. Все члены семьи могут принять участие в изготовлении подарков родственникам, наряжать елку, сервировать стол. Это еще и возможность весело провести время.

• Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям; совместные путешествия, поездки на природу, рыбалка, вечерние песни под гитару у костра. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям – отвлечение от повседневных будней, возможность освежить свои чувства, насладиться природой.

• Празднование дней рождений. Это одно из самых знаменательных событий в жизни ребенка. Эта традиция подчеркивает значимость каждого члена семьи; приносит радость, настроение, предвкушение праздника взрослым и детям. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

• Народные традиции в семье; соблюдение религиозных дат; почитание праздника День победы, участие в акции «Бессмертный полк». Следуя им, в ребенка закладывается чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.

• Составление фотоальбомов, генеалогического древа, фотопортреты своих родственников. Привлекая к этому детей, мы вызываем у них большой интерес к изучению прошлого, истории предков и своего рода. Прививаем чувство значимости к своей личной истории.

Соблюдение семейных традиций дает ребенку ощущение стабильности, защищенности и безопасности; оказывает огромную роль в усвоении ребенком общественных норм, моральных и нравственных ценностей; развивает общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками. Самые маленькие учатся уважать старших. Старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших. Ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни. С каждым разом все больше включается в совместную с взрослыми деятельность. Особо стоит отметить, что благодаря такому вовлечению, овладение многими навыками происходит в форме игры. Участие в рутинных хлопотах взрослых дарит ребенку много радости. Малыши радуются самым нехитрым, но при этом «ответственным» поручениям. И эти самые незабываемые моменты ребенок сохранит в памяти на всю жизнь и продолжит в своей семье.

Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.

Что такое семейные ценности?

На мольберте: «Построим дом» из семейных традиций.

Вывод: Для большинства семейные ценности приблизительно одинаковы: любовь, родительство, верность, доверие, связь с предками, дом. Главной нравственной ценностью семьи являются дети, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. Несмотря на то, что каждой культуре свойственна своя шкала ценностей, названные ценности семьи характерны практически для любой культуры.

Основные положения в совместной работе с семьёй :

Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно—оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.

Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Дифференцированный подход в работе с родителями. «Семья для ребенка

– это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему

«всем миром» : детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский

Вывод. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание получить ее из других источников, например, от других родителей, от детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к конфликтной ситуации. Взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по разному. Важно избегать формализма. Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать отношения в семье своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Педагогам предлагается разделиться на 2 команды. Взаимоконтроль.

1. «Доскажи пословицу»

Долгие века из поколения в поколение передавалась народная мудрость. Много разных пословиц и поговорок есть о семье, часто и мы их употребляем в речи, давайте сейчас мы их попробуем вспомнить. А помогут нам в этом подсказки. Начало пословицы или поговорки будет предложено, вам надо вспомнить ее окончание.

- Где любовь и совет … (там и горя нет).

- В родной семье и … (каша гуще).

- В семье согласно … (так идет дело прекрасно).

- В своем доме и … (стены помогают).

- В прилежном доме густо (а в ленивом доме пусто).

- В каждой избушке… (свои погремушки).

- В гостях хорошо… (а дома лучше).

- В дружной семье… (даже в холод тепло).

2. РАЗМИНКА “Работа с родителями”.

1. Сколько раз в год проводят групповое родительское собрание? (3) 2. Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в

детский сад и увидеть работу воспитателя с детьми? (День открытых дверей)

3. Как называется форма работы с родителями, заключающаяся в том, что специалист дает рекомендации по интересующим родителей вопросам? (консультация)

4. Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

5. Один из приемов активизации родителей. (Игра).

6. …. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его

заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. (Анкета)

7. Назовите наглядную форму работы с родителями (Стенды, папки- передвижки)

8. Назовите формы поддержки родителей в период адаптации детей в детском саду? (Памятки, присутствие родителей в группе, индивидуальная беседа)

9. Какие формы взаимодействия с родителями вы считаете более эффективными?

10. Какие формы работы вы хотели бы ввести в практику?

1. Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «… дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип заимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного». (Из Концепции дошкольного воспитания).

2. Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”. (Закон РФ об образовании)

3. Решение педагогических ситуаций

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

Следующее задание: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход. Педагогам предлагается определить свое отношение к поведению родителей, раздать текст на карточках и разыграть ситуацию воспитатель — родитель.

1. Мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

2. Мама приходит к воспитателю за советом : у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

4. Музыкальный конкурс.

Нужно узнать песню, дать название и определить родственные отношения, о которых идет речь в песне.

5. Традиционные формы работы с родителями Нетрадиционные формы работы с родителями

Родительские собрания

• Беседы

• Консультации

• Анкетирование

• Практикумы

• Семинары

• Наглядная информация

• Выставки

• Конкурсы

• Круглый стол

• Вечер вопросов и ответов по теме

Семейный театр

Родительская почта

Семейная гостиная

Семейный клуб

• Телефон доверия

Семейная библиотека

• Походы

• Видеоролики

• Рекламная информация

• Газета, журнал

• Презентации

Почему же при разнообразии форм работы, четкого понимания функций семьи и детского сада возникает недопонимание между педагогами и родителями?

Задачи воспитания и развития малышей будут решаться успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление отстранения родителей от детского сада позволят повысить эффективность воспитательно-образовательной работы.

Публикации по теме:

Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье»Беседа с родителями «Сюжетно-ролевая игра как отражение жизни ребёнка в семье» Я, как воспитатель с 35 летним стажем и бабушка, давно сделала для себя вывод: хочешь узнать о ребёнке побольше – понаблюдай за его игрой. Ситуация.

Деловая игра по здоровьесбережению дошкольников «Знаю. Умею. Могу» Деловая игра «Знаю. Умею. Могу» Цель: используя игровую форму взаимодействия выявить уровень компетенции педагогов по вопросам здоровьесбережения,.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.

Консультация для воспитателей «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «Современный подход к организации работы с родителями в ДОУ» «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло.

Лэпбук для дошкольников «Моя семья. Мой дом. Семейные традиции»Лэпбук для дошкольников «Моя семья. Мой дом. Семейные традиции» Лэпбук «Моя семья. Мой дом. Семейные традиции» - оригинальное дидактическое пособие для детей, которое в интересной игровой форме помогает.

Фотоотчёт о мероприятии с родителями «Деловая игра» по ПДДФотоотчёт о мероприятии с родителями «Деловая игра» по ПДД В нашем саду с родителями из разных групп мною было проведено мероприятие, направленное на предупреждение детского дорожно-транспортного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деловая игра «Семейные традиции как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье»
Опубликовано: 12 августа 2024 в 12:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деловая игра «Семейные традиции как современный способ работы с родителями и воспитания дошкольников в ДОУ и в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ишмуратова (УИ 348987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД