Наталья
Деловая игра с элементами тренинга «Проблема организации жизнедеятельности ребёнка в условиях семьи»
Цель:
- дать родителям представление о нормативных показателях развития ребёнка от 1,5 года до 3 лет;
- познакомить с основными правилами адекватного взаимодействия с ребёнком;
- показать значимость правильно отобранного игрового материала для жизнедеятельности малыша;
- в тренинговых упражнениях отработать навыки игрового взаимодействия;
- развивать рефлексию.
План мероприятия.
1. Начальная дискуссия по рассматриваемой проблеме.
2. Ознакомление родителей с примерными нормативными показателями физического и психического развития ребёнка раннего детства.
Публикация «Деловая игра с элементами тренинга „Проблема организации жизнедеятельности ребёнка в условиях семьи“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Беседа о значимости игрушки в жизнедеятельности ребёнка. Знакомство с содержанием игрового уголка.
4. Упражнение «Играем вместе».
5. Упражнение «Новые игрушки в обычных предметах».
6. Знакомство родителей с основными правилами взаимодействия с ребёнком.
7. Показ фильма «Значение мультфильмов в развитии детей».
8. Рефлексия «Мишень».
1. Начальная дискуссия.
Родителям предлагают подумать: умеют ли они правильно общаться с ребёнком, принимать его таким, какой он есть; стараются ли использовать оптимальный стиль взаимодействия, грамотно организовать жизнедеятельность ребёнка в условиях семьи, учитывая его возрастные особенности.
2. Ознакомление родителей с примерными нормативными показателями физического и психического развития ребёнка раннего детства.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.
Двигательная сфера.
1,5-2 года – уверенно самостоятельно ходит, переступая через барьеры; поднимается и опускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает через препятствие на полу; встаёт на лавку высотой 20 см; умеет подпрыгивать, ловить мяч и бросать его в цель.
2, 5 года – подпрыгивает, одновременно отрывая от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает через несколько препятствий; нагибается за предметом.
3 года – поднимается вверх по лестнице в 10 ступеней высотой 12-15 см, поочерёдно ставя ноги на каждую ступеньку; подпрыгивает на обеих ногах без поддержки; стоит на одной ноге в течение 10 с. ; уверенно бегает; может ездить на трёхколёсном велосипеде.
Обращение с предметами быта.
1,5 года - снимает варежки, носки; листает книгу, переворачивая одновременно 2-3 страницы, указывая на картинки; ест самостоятельно густую пищу ложкой; умеет воспроизводить часто наблюдаемые в жизни действия; если на глазах ребёнка спрятать игрушку под одним из двух одинаковых предметов, а затем поменять предметы местами, он находит игрушку на новом месте.
2 года- запускает волчок; вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает ручку двери, нажимает на кнопку звонка; кормит и баюкает куклу, возит машину; листает книгу – каждую страницу отдельно; сам надевает носки, туфли, штанишки; в игре воспроизводит ряд логически связанных между собой действий.
2,5 года – подражает многим действиям взрослых с бытовыми предметами; в игре действует взаимосвязано и последовательно (будит куклу, одевает, кормит, ведёт на прогулку и т. д.); самостоятельно одевается, но ещё не умеет завязывать шнурки, застёгивать пуговицы.
3 года – подражает многим действиям взрослых с бытовыми предметами; в игре исполняет определённую роль (мамы,шофёра); одевается самостоятельно, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки при незначительной помощи взрослого.
Эмоциональное развитие.
1,5 года – копирует эмоциональное состояние взрослого человека.
2 года – может сопереживать плачущему ребёнку.
3 года – получает положительные эмоции от похвалы и одобрения со стороны взрослых; понимает психологическое состояние других людей.
Развитие игровых навыков.
1,5 года – умело обращается с игрушками на верёвочках; в игре имитирует действия взрослых.
2 года – умеет сооружать из кубиков небольшие постройки; играет рядом со сверстниками.
3 года – в игре становится более инициативным; начинает следовать простым правилам игры, воспроизводить ряд последовательных действий.
Развитие навыков общения.
1,5 года – знает имена близких людей, проявляет к ним интерес; опасается вступать в контакт со сверстниками.
2 года – избегает общения с незнакомыми взрослыми.
3 года – получает удовольствие от общения со сверстниками.
Развитие познавательной сферы.
1,5 – активный словарный запас составляет до 40 слов; в речи использует облегчённые формы слов; ориентируется в 4 контрастных формах предметов, начинает устанавливать связи и отношения между ними.
2 года – активный словарный запас – 200-300 слов; средняя длина предложений – 2-4 слова; понимает несложные рассказы по сюжетной картинке; способен узнать то, что видел, слышал несколько недель тому назад; ориентируется в 2-3 контрастных величинах предметов; подбирает по образцу взрослого 3 контрастных цвета; методом проб и ошибок пытается разрешить проблемную ситуацию; с лёгкостью усваивает полученный опыт.
3года- активный словарный запас составляет до 1500 слов; начинает использовать сложные предложения; понимает короткие рассказы взрослого без опоры на наглядность; правильно реагирует на словесныет указания; может усвоить представление о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, 8 цветах (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, белый, чёрный); пытается решать проблемные ситуации на основе представлений.
3. Беседа о значимости игрушки в жизнеядеятельности ребёнка. Знакомство с содержанием игрового уголка.
У ребёнка должно быть своё жизненное пространство в доме, свой угол или своя комната, где помещались бы все атрибуты детской жизни.
Для развития ходьбы, бега в игровом уголке необходимы мячи или шары, каталки, игрушки на колёсиках с длинной ручкой.
Для развития познавательной сферы, крупной и мелкой моторики полезны: разноцветные кубики; простые и лёгкие строительные наборы; конструктор «Лего»; мозаика; пирамидки, матрёшки, сборно-разборные игрушки; деревянные или пластмассовые панели с отверстиями разной геометрической формы (треугольная, прямоугольная, круглая) и соответствующими фигурками; пазлы; пустые коробки всех форм и размеров; банки с крышками, вышедшие из употребления; формочки, совочки, ведёрко, лопатки; плавающие предметы; заводные игрушки.
Развитию речи, фантазии, творчеству способствуют сюжетно-образные игрушки и их атрибутика: куклы, игрушки-животные, машины, кукольная мебель, набор посуды, детская коляска, телефон, утюг, мелкие игрушки (шприц, расческа, детские ножницы и т. д.). Необходимо также предметы «заместители» (ненужные вещи или так называемый «бросовый» материал: коробки, катушки, баночки, разноцветные лоскуты ткани, обёртки от конфет,полоски бумаги, природный материал).
РЕКОМЕНДАЦИИ ВЗРОСЛЫМ.
- в поле зрения ребёнка игрушек не должно быть слишком много;
- игрушка не должна быть слишком большой или слишком маленькой; она должна быть прочной и безопасной;
- игрушечная мебель, конструктор должны быть достаточно больших размеров;
- если игрушка долго находится в игровом уголке и не востребована ребёнком, то необходимо обратить на неё его внимание, подсказать, как с нею можно играть;
игрушки не надоедали, их можно на время прятать;
- не следует давать малышу для постоянного пользования нужные в совместных занятиях игрушки, чтобы у него не пропал к ним интерес;
- особо «уважительно» относитесь к любимой игрушке ребёнка; позволяйте малышу с ней есть, спать, гулять и ездить в гости;
- хранить игрушки лучше в нескольких коробках небольшого размера, чтобы ребёнку было удобно их переносить по мере надобности.
4. Упражнение «Играем вместе».
Каждая семья для своего ребёнка старается приобрести новые игрушки. Подарив новую игрушку, родители считают, что этого достаточно, но самое важное – научить ребёнка играть с этой игрушкой. Родители слишком заняты, чтобы уделить пять минут своего драгоценного времени. Многие считают, что не должны впадать в детство, но взаимодействовать с ребёнком можно только через игру. Сегодня мы поучимся обыгрывать многие известные и новые игрушки.
(На столе лежат следующие игрушки: кукла, детская посудка, трансформеры, конструктор деревянный, вертушка, каска пожарника, капитанский руль, головоломка, машинка, конструктор «лего» и др. Психолог предлагает родителям разбиться на пары. Один человек в паре изображает ребёнка, другой- родителя. Пара выбирает себе игрушку и играет с ней. Затем игроки меняются ролями.)
Рефлексия.
Какие развивающие цели можно реализовать в процессе игрового взаимодействия? Кого было труднее играть взрослого или ребёнка и почему? Что на ваш взгляд вы сделали неправильно? Что самому понравилось в игре?
5. Упражнение «Новые игрушки в обычных предметах».
Каждый день вся семья собирается в своём доме. Взрослые стараются посмотреть телевизор, отдохнуть, поговорить с друзьями по телефону, а ведь это время самое ценное для общения с детьми. Каким замечательным будет вечер, если он пройдёт как-то необычно для ребёнка. Сегодня мы хотим поучить играть Вас, родителей, в различные игры с необычными игрушками. У каждого в доме есть предметы посуды, бутылки, кусочки пенопласта, ленточки, клубочки, пустые пузырьки от шампуня, баночки от чипсов, и др. Сейчас Вы разделитесь на три подгруппы. Первая подгруппа должная организовать игру «Оркестр», подумайте, какие предметы подойдут вам для этой игры и выберите их. Вторая подгруппа покажет кукольный театр, выдумает любую сказку, а для этого подберёт предметы для театра. Третья подгруппа проведёт конструирование дома, башни, а для этого выбирает себе необычный конструктор. Затем каждая подгруппа проведёт игру со своими предметами.
Рефлексия.
Чем интересны игры с обычными предметами? Какие трудности возникают в процессе таких необычных игр? Какие ещё предметы вы бы использовали для игр?
6. Знакомство родителей с основными правилами взаимодействия с ребёнком.
Сегодня мы бы хотели познакомить с основными правилами взаимодействия с ребёнком.
Когда ребёнок проснётся:
обязательно улыбнитесь и скажите ему: «Доброе утро!»;
радуйтесь своему малышу каждую минуту, обращайтесь с ним ласково, осуществляйте тактильный контакт;
не стесняйтесь говорить ему о том, что вы его любите. Любовь рождает в малыше ощущение защищённости, уверенности, свободы;
относитесь к ребёнку бережно, он нуждается в том, чтобы от близких людей с утра слышать добрые слова: «Мы очень любим тебя», «Ты наша радость, наше счастье и т. п.
В течение дня:
не сравнивайте его с другими близкими людьми, родственниками, детьми в их пользу, чтобы он не чувствовал себя ущемленным. Каким бы он ни был, он должен ощущать себя неповторимым, единственным, особым: «Ты нам нравишься таким, какой ты есть!»;
успокаивайте и поддерживайте ребёнка, проявляйте внимание к его настроению, желаниям, чувствам: «Мне понятно твое волнение, твоя радость, твоя грусть…»;
слушайте ребёнка сочувственно и внимательно: «Мне интересно твоё мнение, что ты рассказываешь, о чём ты думаешь…»;
поощряйте стремление задавать вопросы, откликайтесь на любую просьбу малыша, если он чем-то расстроен: «Я помогу тебе, не переживай», «Иди ко мне, я тебя пожалею» и т. д. ;
не используйте в общении с ребёнком резкие формы воздействия – это может спровоцировать агрессивную вспышку;
не увлекайтесь нотациями – от них нет особой пользы;
старайтесь чередовать общение с малышом и его самостоятельные занятия;
признавайте за ребёнком возможность посильного участия в любом деле, которым вы заняты. Помните: взрослому сделать самому проще; сделать вместе с ребёнком – важнее.
Предъявляя требования к поведению ребёнка:
- будьте последовательными; не позволяйте ребёнку сегодня делать то, что вчера ему запрещалось;
- не устанавливайте для ребёнка множество правил – он перестанет на них реагировать. Постепенно, но ежедневно приучайте его к соблюдению лишь определённых норм поведения (например, «Говори тише»);
- старайтесь в присутствии ребёнка выражать различное отношение к тем или иным явлениям, оценивая их определёнными словами: «хорошо», «плохо» и т. д.
- помните, что ребёнок в 2 года лучше понимает инструкции, побуждающие к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Например, вместо «Не трогай, не бегай!» лучше сказать: «Положи на место, сядь, посиди».
- вводите четкую систему конкретных запретов; произнесите их громко и четко. Запретов не должно быть много, но старайтесь следовать им неукоснительно;
- не принуждайте ребёнка делать то, к чему он ещё не готов; не настаивайте на чем-либо, если он устал или чем-то расстроен;
- предоставляйте ребёнку самостоятельность в выборе игрушек, занятий: «Как ты считаешь, что лучше для тебя?». Взаимодействуйте с ним в мягкой форме, без насилия.
Оценивая поведение ребёнка, его действия и поступки:
- чаще поощряйте его, не скупитесь на награду или поцелуй;
- через похвалу и ласку стимулируйте в ребёнке необходимые ему качества: мальчику чаще говорите, что он смел, ловок; девочке – что она добрая, заботливая:
- порицание используйте реже, и оно должно относиться к конкретным действиям, а не к личности в целом: «Ты хорошая девочка, но ты не должна рвать книжечку, это не хорошо»;
- не унижайте достоинство ребёнка, не акцентируйте внимание на его неудачах;
- если вы поступили неправильно, научитесь просить прощение у малыша – это не разрушит ваш авторитет, а только укрепит его;
- когда вы браните ребёнка, не употребляйте слов «Ты всегда …» «Ты вообще…», «Вечно ты …». Он лишь сегодня сделал что-то не так, вот об этом скажите: «Я тебя люблю, но мне не нравится, как ты сегодня разговариваешь со мной»;
- поощряйте совместные игры ребёнка с другими детьми.
Контролируйте речевое общение:
- после 2 лет старайтесь не допускать, чтобы ребёнок употреблял упрощённые слова: ки-са, ав-ав, би-би, ням-ням;
- поощряйте речевую активность малыша. Не заостряйте внимание ребёнка на неправильно произносимых словах (го-ва, мо-ко, но в то же время старайтесь как можно чаще произносить их правильно в его присутствии.
- не сюсюкайте с ребёнком, не демонстрируйте его окружающим, не заставляйте повторять удачно сказанные слова; не захваливайте, не «возносите» его над другими детьми;
- помните, что темп развития речи у детей неодинаков. Причин для беспокойства нет, если ребёнок до 1,5 лет пытается подражать, произносимым словам, многое понимает;
- не расстраивайтесь, если малыш допускает ошибки в произношении ряда звуков или вовсе их не произносит, заменяя более лёгкими – процесс овладения речью к 3 годам ещё не завершён;
- старайтесь, чтобы в окружении ребёнка взрослые употребляли правильную, литературную речь; заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать окружающим;
- записывайте в семейный альбом интересные, на ваш взгляд, суждения, высказывания ребёнка – это станет «золотым фондом» его раннего развития, что несомненно, вызовет эмоциональный отклик в дальнейшем.
Если, то…
Если ребёнок капризничает, упрямиться, постарайтесь выяснить причину его недовольства и только после этого принимайте какое-либо решение.
Если ребёнок увлечённо играет один, постарайтесь не беспокоить егшо, чтобы не разрушить мир, который он создал.
Если ребёнок отказывается есть, не кормите его насильно, «покормите» вместе с ребёнком куклу, чередуя: одну ложку – кукле, другую – малышу.
Если ребёнок не хочет купаться, постарайтесь чем-либо привлечь его внимание: положите в ванну водоплавающие игрушки, попускайте мыльные пузыри, поиграйте с малышом в водный пистолет.
Если вы раздражены, говорите с ребёнком тише, едва слышно – это способствует снятию психического напряжения.
7. Показ фильма «Значение мультфильмов в развитии детей».
Психическое здоровье детей зависит и от того, какую информации они воспринимают по телевизору и на киноэкранах.
Родители очень часто прибегают к помощи телевизора. Это очень удобно, включил, и ребёнок поглощённый сюжетом мультфильма не трогает родителей некоторое время. Приносит ли такая «помощь» пользу самому ребёнку? Давайте об этом поговорим.
Каждый день средства массовой информации как социальный институт зачастую занимают не только антиобразовательную, но и антинациональную, антиобщественную позицию.
При этом, например, в США система образования помогает родителям просвещаться и вырабатывать грамотную педагогическую позицию, поддерживать под контролем педагогическую позицию, держать под контролем воспитательное воздействие СМИ. В нашу же страну поставляются десятки тысяч мультфильмов, кинофильмов, которые губительно влияют на психику ребёнка, и приводят к серьезным психическим расстройствам. Именно об этом фильм, который мы предлагаем вам посмотреть. (Показ видеоролика).
9. Рефлексия «Мишень».
Мы предлагаем вам оставить отзывы о нашей сегодняшней встрече. Перед вами мишень, разделенная на сектора. Каждый сектор соответствует вопросу.
Первый сектор. Содержание встречи вам понравилось, и вы бы хотели поучаствовать в подобных мероприятиях.
Второй сектор. Обсуждаемые вопросы вас заинтересовали.
Третий сектор. Вам понравилась подача материала.
Четвёртый сектор. Ничего полезного вы для себя не услышали.