Юлия Бабина
Деловая игра «Роль отца в воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи игры:
- установить доброжелательные отношения между участниками игры для конструктивного взаимодействия в группах.
- выявить отношение родителей к заявленной теме: актуальность, значимость, осознание наличия проблемы.
Этапы игры:
1) Приветствие (динамическое).
2) Разминка (на групповое сплочение – выработку единого мнения).
3) Сообщение темы игры «Ода отцам».
4) Анализ проблемы: 10 правил плохого отца.
5) Проблема глазами ребенка.
Публикация «Деловая игра „Роль отца в воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Роль отца в воспитании ребенка. Консультации
- Темочки
6) Мозговой штурм: Роль отца в воспитании мальчика и девочки.
8) Самонаграждение.
Пример: 2 группы родителей – отдельно мамы, отдельно папы (по ходу можно объединить).
Подготовка: предварительно на отдельном занятии дети делают рисунок по проективной методике «Кинестетический рисунок семьи» (КРС, проводится опрос класса по вопросам –
1) Играет ли с вами папа по вечерам?
2) Учит ли папа с вами уроки?
3) С кем папы катаются на лыжах и коньках?
4) Кому папа на ночь читает книжки?
5) Кого папа берет с собой на прогулку?
Ход игры:
1. Приветствие (ладошки у каждого родителя)
В течение 1 минуты вам необходимо поприветствовать как можно большее число людей с помощью этих ладошек.
- Готовы ли вы работать в форме игры?
- Готовы ли вы сотрудничать во время игры? (синий, красный на ладошке).
Для начала используйте в своей группе вернейшее средство, которое сближает людей. Что это? (улыбка) Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки.
2. Разминка
«Общение детей и родителей в лицах» (карточки с пиктограммами). Отвечая на вопрос, обсудив ответ в группе, по моей команде поднимите, нужную карточку. (представлены смайлики)
1) С каким лицом чаще всего вы общаетесь с ребенком?
2) С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?
3) Каким вы желаете видеть лицо ребенка при общении с вами?
3. Обозначение темы (аплодисменты)
Мы поговорим сегодня об Отцах, мужчинах носящих гордое имя Отец, О тех, кого с гордостью можем назвать воспитателями детских душ.
Аплодисменты всем отцам в мире : вашим нынешним и будущим; особо бурные аплодисменты нашим пришедшим папам, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас, восхищаемся вами.
4. Анализ проблемы.
Отцовское влияние – это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.
В середине 50-х годов в США вышла книга под характерным названием «Отцы – тоже родители». Самим названием авторы несмело, намеками, что не надо, мол, совсем сбрасывать со счетов мужчину в воспитательном процессе.
Прошло полстолетия, а проблема осталась. Влияние семьи на ребенка, обычно рассматривается как влияние матери. В школу, на родительские собрания приходят в основном женщины – матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают также чаще матерям – такова укоренившаяся установка.
Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. У Эрика Фромма выделяется два типа любви: отцовский и материнский. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребенка любят за то, что он есть.
По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской и в отцовской любви, любой крен в сторону одного типа любви – ведет к искажению мироощущения и нарушением поведения. Фромм считал, что западное общество становится все более «безотцовским». Сетования феминисток про инфантильность современных мужчин во многом не лишены оснований. Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии – огромная беда.
Отец, не способный свести концы с концами, не может дать ребенку положительного примера, у него нет материальных оснований для подлинного авторитета. Однако, отец способный обеспечить деликатесы и круизы, обычно настолько оказывается погружен в свои деловые заботы, что о собственном ребенке вспоминает зачастую лишь тогда, когда его похитят рэкетиры. Это, конечно, крайность. Но к этим крайностям тяготит поведение современных отцов. Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль.
А сейчас, я хочу попросить вас составить правила:
«10 правил плохих пап»
а) индивидуально на листочке
б) коллективно
в) озвучивание правил
- Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (чтобы никогда не следовать им).
Советы от Сергея Степанова
1. Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, если ребенок растет не таким, каким хочется ему. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении.
2. Трудно сформировать у ребенка качества, которыми сами родители не обладают. Ожидать мужественности от инфантильного отца не более реалистично, чем ждать мышонка тигриной доблести. Пусть отец подумает о том, чтобы быть сыну достойным примером.
3. Вполне естественно, что мать и отец любят ребенка по-разному, и это различие – не повод для взаимных упреков. Беда если любовь не проявляется вообще никак: ее просто необходимо демонстрировать на уме.
5. Проблемы глазами ребенка
а) Анализ кинестетического рисунка семьи
Есть ли отец на рисунке?
Чем чаще занят отец в рисунках детей?
Каково место отца на рисунке? Размеры, прорисовка деталей.
- Какие детали вас тревожат, когда вы смотрите на рисунок? (очень часто голова отца отвернута, то есть показан затылок, отец нарисован за перегородкой или в отдалении, резкая штриховка – это тревожность ребенка).
- Часто ли видно на рисунках у детей, что отец занят совместной с ними деятельностью или игрой?
б) анализ опроса детей.
Детям были заданы пять вопросов относительно отцов. Получены не очень утешительные результаты.
1) Играет ли с вами папа по вечерам? (8 человек)
2) Учит ли папа с вами уроки? (10 человек)
3) С кем папы катаются на лыжах и коньках? (12 человек)
4) Кому папа на ночь читает книжки? (4 человека)
5) Кого папа берет с собой на прогулку? (15 человек)
в) ситуация, когда отца нет.
Очень больно было смотреть на детей у которых в настоящее время папы нет. В их выражении лица, позе читались горечь и страдание. Вообще ситуация очень травмирующая, когда отец разводится с ребёнком.
- Если кто-то из вас может поделиться, тот, кто рос без отца или с кем отец «разводился», расскажите, как вы чувствовали себя, что было в вашей душе?
6. Мозговой штурм.
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца.
А. С. Грибоедов.
1) группа – Роль отца в воспитании сына.
2) группа – Роль отца в воспитании дочери.
А) обсуждение в группах
Б) преставление результатов мозгового штурма
В)сообщение психолога
Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая. Мальчишки – особый народ, беспокойный и непоседливый и чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужен огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, способность к Поступку, умение брать на себя ответственность, способность к труду и множество других качеств присущих настоящему мужчине.
Для полноценного воспитания девочек, для формирования гармоничного женского характера, им, как и мальчикам крайне необходимы постоянные контакты, совместная деятельность с отцами. С момента рождения именно от отца дочери необходима похвала, например, такая: «Принцесса, красавица ты моя»; это воспитывает гармоничность, само принятие, уверенность в себе, женское достоинство. Воспитание дочери – дело особое, чрезвычайно тонкое, крайне ответственное. Отец присутствует во всей будущей жизни женщины: интуитивно она выбирает себе партнера такого же, как отец; папа – является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.
Именно в семье, наблюдая роли отца и матери, дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, об их родительских ролях, обязанностях, семейных заботах, проблемах о разумных способах их разрешения.
7. Работа с высказываниями.
(предлагаю форму, родители по желанию высказываются)
Если:
1) ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть)
2) ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным)
3) ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины)
4) ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других)
5) ребенка хвалят, он учится… (быть благородным)
6) ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым)
7) ребенок растет в безопасности, он учится… (верить в людей)
8) ребенка поддерживают, он учится… (ценит себя)
9) ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым)
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится…
(находить любовь в этом мире)
8. Самонаграждение (раздаются медали).
Нарисуйте то выражение лица, которое соответствует вашей родительской позиции. Делается пиктограмма на обратной стороне медали, медаль с помощью булавочки прикрепляется к одежде как бейдж.