Татьяна Макаренко
Деловая игра «Мостик понимания между родителями и ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач современного образования является установление партнёрских отношений с родителями через реализацию модели взаимодействия "Семья+Ребёнок+Детский сад".Составной частью взаимодействия педагога с родителями является общение. В нашем детском саду ведётся направленная работа с родителями,как в традиционной так и в нетрадиционной форме. Одной нетрадиционной формой была проведена деловая игра на педагогическом совете,куда были приглашены родители. Задачами которой являлась активизация педагогического мышления педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ. Стимулировать развитие творчества и профессиональной активности. Ведущими педсовета была я и моя коллега Дудкина О. В. Представляю вашему вниманию конспект,может кому-нибудь пригодится.
Публикация «Деловая игра „Мостик понимания между родителями и ДОУ“» размещена в разделах
Перед нами стоит проблема - как организовать взаимодействие семьи и детского сада, чтобы непростое дело воспитания стало общим делом педагогов и родителей? Как привлечь таких занятых и далёких от педагогической теории современных пап и мам? Как аргументировать необходимость их участия в жизни ребёнка в детском саду? Как создать условия, чтобы родители желали сотрудничать с детским садом, с удовольствием посещали родительские собрания; как сделать, чтобы им в детском саду было интересно, чтобы их посещения приносили пользу и для детского сада, и для детей? Эти вопросы педагогики можно отнести к разряду «вечных» - это вечная «головная боль» педагогов.
В связи с этим перед нами стоит важная задача - сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Только в тесном контакте может возникнуть формула:
ДЕТСКИЙ САД + СЕМЬЯ + ДЕТИ = СОТРУДНИЧЕСТВО
Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил и средств, предмета деятельности в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.
В связи с этим взаимодействие с родителями строится в соответствии со следующими принципами:
Не поучать, а приглашать к сотрудничеству.
Находиться в партнёрской позиции с родителями.
Обеспечивать предельную конфиденциальность и эмоциональную безопасность, чтобы родители могли доверять нам.
Мотивировать родителей к взаимодействию с воспитателем различными способами.
Использовать активные методы взаимодействия.
Давайте рассмотрим наиболее эффективные, как показала наша практика формы взаимодействия с родителями.
Взаимодействие – это обоюдный процесс. И нам очень важно знать о том, что знают и думают о нас родители воспитанников.
Зачастую не всегда родителям и педагогам хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Причины могут быть и как со стороны родителей, так и со стороны педагогов:
Со стороны родителей (наличие отрывочных представлений о воспитании, неумение проанализировать свои методы воспитания и др.)
А также со стороны педагогов, которые в свою очередь во взаимодействии с родителями видят, прежде всего, преодоление собственных трудностей в работе с детьми. Такая позиция вызывает негативное отношение родителей к педагогу и возможность дальнейшего сотрудничества, как и компетентность воспитателя, вызывает у них недоверие. Поэтому, педагогу важно вовремя осознать собственные ошибки и трудности и направить усилия на доверительное, безоценочное взаимодействие с семьей, основанное на осознании единой цели всестороннего развития ребенка
1. Упражнение направлено на повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями и наоборот.
«самый трудный родитель, самый приятный родитель и наоборот»
Материал: 2 листа бумаги а4, 2 маркера, листы с таблицами положительные и отрицательные эмоции.
Задание: создать обобщенный портрет родителей, и воспитателя, общение с которым у вас вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде карикатуры, схемы, геометрических фигур.)
2. На бумаге записать отрицательные чувства отрицательные качества, которые вы отразили в этом портрете
Задание: создать портрет того воспитателя и родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Также записать положительные качества созданного образа.
Анализ упражнения:
Вопрос: Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, воспитателя с которым вам неприятно вступать?
Вопрос второй группе, что вы чувствовали при создании этого портрета?
Вывод: общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки - люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к трудным, высказывая постоянные претензии в их адрес.
Наличие высокого уровня взаимного доверия педагогов и родителей даст возможность организовать конструктивный диалог, отсюда и лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций в разных ситуациях, а значит, помочь в понимании его индивидуальных особенностей развитий, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении.
Статистика показывает: в основном родители получают информацию друг от друга. А, как нам известно, информация, передаваемая из уст в уста, имеет свойство искаженности. Родители очень хотят знать о том, что делает ребёнок в детском саду. Как они могут получить информацию об этом?
1. Во-первых: когда приводят ребёнка (несколько секунд или минут) и когда забирают. Поэтому постарайтесь уделить внимание ребёнку в эти моменты – встретьте его с улыбкой, порадуйтесь его приходу. А если его забирают – напомните, что завтра вы его снова ждёте… Таким образом, родители чувствуют ту атмосферу благополучия, в которой находится ребёнок в течение всего дня и спокойно пойдут по своим делам. Даже секунды – способны творить чудеса и изменить тревожность и беспокойство на спокойствие и доверие.
Кому из нас хочется слушать монотонные, не понятные лекции. Более того, большой поток информации воспринимаемый на слух не запоминается, даже если прилагать максимум усилий. Поэтому не забивайте родителям голову длинными годовыми задачами и возрастными особенностями. Информация должна быть доступной для «непедагога» и интересной. Вместо привычных скучных родительских собраний проводите тренинги, игры, занятия, инсценировки (где принимают участие родители со своими детьми, консультации, круглые столы, конференции в форме дискуссии, где родители в непринуждённой форме получают ответы на свои вопросы.
Устраивать «Творческие лаборатории». Например, в «Мастерскую Деда Мороза» родители сами с удовольствием заглядывают, потому что только там они могут изготовить оригинальный подарок для своих близких, который не найдёшь ни в одном магазине.
Упражнение: «На развитие коммуникативности педагога в общение с родителями»
Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказывать свое мнение, согласны с этим или нет почему.
Тезисы.
• Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
• В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания и стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
• Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
• Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнетесь сами.
• Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
• Преобладание оценочного стиля общения становится серьезными источником конфликтов между воспитателем и родителем.
• Когда задето чувство собственного достоинства из собеседников, непременно страдает само общение.
• Родители должны услышать то, что им сказал педагог.
Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.
Упражнение «Комплимент» в кругу
Цель: отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Ведущий: Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, — вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.
Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом».
Для этого участники организуем круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т. е. сделать комплимент.
Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.
Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т. д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.
Ведущий: Что было легче: делать комплимент или отвечать на него.
Итогом нашей деловой игры будет упражнение на тему ; Какие мы хорошие?
Участником раздаются стикеры в виде сердечек. На которых предлагается написать то положительное качество, которое помогает им взаимодействовать с родителями. Далее сердечки приклеиваются на ватман, на котором изображена семья.