Мария Капица
Деловая игра «Кодекс Педагога»
Деловая игра «Кодекс Педагога».
В связи с появлением Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возникла необходимость его изучении и принятия в любой форме. Для того, чтобы эта процедура не стала формальной, я организовала в своем коллективе деловую игру «Кодекс Педагога», в ходе которой педагогические работники нашего ДОУ подробнее рассмотрели и обсудили данный Кодекс. Такая форма мне показалась очень практичной и эффективной.
Публикация «Деловая игра „Кодекс Педагога“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Коллектив делится на две команды и выполняет задания, которые дает ведущий – заместитель заведующего. Судьей игры является заведующий.
1 конкурс «Смысл слова» - необходимо объяснить смысловое значение слов: первой команде - «Кодекс», второй - «Этика». В результате совместно дается определение модельного Кодекса профессиональной этики педагогических работников.
2 конкурс «Вопрос – ответ» - командам дается по 4 вопроса, содержащие основные положения Кодекса. Необходимо найти правильные ответы и обосновать их. Некоторые ответы нужно дополнить.
ВОПРОСЫ:
1. На основании каких документов разработан Модельный Кодекс профессиональной этики пед. работников?
А. Конституции РФ.
Б. Конвенции ООН о правах ребенка.
В. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Г. Кодекса об Административных правонарушениях.
1. С какой целью разработан Модельный Кодекс профессиональной этики пед. работников?
А. Поднятие престижа профессии педагога.
Б. Обеспечение единых норм поведения пед. работников.
В. Установление взаимоотношений между педагогами и воспитанниками.
Г. Эффективности выполнения пед. работниками своих трудовых обязанностей.
2. Что служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования?
А. Нормы морали.
Б. Самоконтроль пед. работников.
В. Уважительное отношение к педагогической деятельности в общественном сознании.
Г. Доминирование педагогов над воспитанниками.
2. Исходя из положений Модельного Кодекса профессиональной этики пед. работников, перед кем несут ответственность пед. работники?
А. Государством.
Б. Ребенком.
В. Обществом.
Г. Руководителем организации.
3. К чему призваны пед. работники, осуществляя свою деятельность?
А. Уважать честь и достоинство всех участников образовательных отношений.
Б. Применять в воспитании и обучении любые методы работы.
В. Соблюдать правовые, нравственные и этические нормы.
Г. Осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне.
3. Соблюдение или несоблюдение Кодекса может учитываться :
А. При проведении аттестации пед. работников на соответствие занимаемой должности.
Б. При поощрении пед. работников.
В. При применении дисциплинарного взыскания в случае совершения аморального поступка.
Г. При аттестации на категорию.
4. Пед. работникам необходимо соблюдать:
А. Культуру речи.
Б. Деловой стиль в одежде.
В. Такт и внимательность в общении с участниками образовательных отношений.
Г. Пренебрежительный тон и грубость, если это необходимо.
___
4. Что отличает деловой стиль, которому должен соответствовать педагог?
А. Официальность.
Б. Сдержанность.
В. Скромность.
Г. Аккуратность.
3 конкурс «Педагогические ситуации» - командам предлагается решить по две проблемные ситуации профессионального характера.
1. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты.
Как должен поступить педагог в данной ситуации?
2. Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые.
Какой выход можно предложить из создавшейся ситуации?
3. Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик все делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради, заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит : “Я не умею, у меня не получается”. “Я лучше буду играть”. Мама недоумевает: “Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?”
Как должен поступить воспитатель в данной ситуации?
Какие ошибки часто допускают взрослые?
4. На работу в ДОУ была принята на должность педагога дополнительного образования по театральной деятельности специалист высокой квалификации, с большим опытом работы с детьми (женщина пенсионного возраста с высокими личными амбициями, трудолюбивая, успешно справляющаяся со своими обязанностями, фанат своего дела, по характеру достаточно властный человек). Ее приход был встречен достаточно дружелюбно со стороны всех сотрудников ДОУ и, в первую очередь, руководителя. Начиная с первых занятий, проводимых в группе, реализующей программу М. Монтессори, у педагога не сложились отношения с воспитателем группы, которая также имела большой педагогический опыт работы с дошкольниками, ее профессиональные качества были оценены со стороны руководства и родителей, что способствовало формированию ее высокий самооценки.
Присутствуя на занятиях педагога дополнительного образования, которая занималась постановкой детской сказки, воспитатель постоянно вмешивалась в творческий процесс, брала на себя инициативу, распределяла роли и тем самым осложняла условия работы специалиста, стараясь всем своим видом унизить ее как личность. Перед педагогом дополнительного образования встал вопрос: что делать и не отказаться ли от проведения занятий в этой группе? Другие сотрудники ДОУ внешне никак не реагировали на создавшуюся ситуацию. Таким образом, основная проблема заключалась в несложившихся личных взаимоотношениях двух коллег.
Ситуация разрешилась очень просто. Сопровождать группу на занятия педагога дополнительного образования было поручено второму воспитателю группы, с которым у специалиста сложились хорошие отношения.
Правильное ли данное решение? Как необходимо поступить руководителю и коллективу?
4 конкурс «С днем рождения, коллега!» - каждому педагогу предлагаются цветные карандаши и белый лист бумаги. Необходимо было нарисовать своему коллеге поздравительную открытку с днем рождения, придерживаясь делового стиля. При этом коллективу нужно договориться так, чтобы каждый получил поздравительную открытку. По окончании игры педагоги дарят друг другу нарисованные открытки.
Итогом игры является принятие Модельного кодекса профессиональной этики педагогических работников как руководство при выполнении своих профессиональных обязанностей.
В ходе выполнения заданий команды дополняют друг друга, а судья и ведущий могут задавать дополнительные вопросы. Тем самым происходит более подробное изучение данного кодекса. Коллектив приходит к необходимости его соблюдения.
Кроме того, на мероприятии в форме такой игры педагоги чувствуют себя непринужденно, создается благоприятный психологический климат в коллективе.
РЕКОМЕНДУЮ!