Людмила Лескова
Деловая игра для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для педагогов ДОУ
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Задачи:
1. Создавать условия для профессиональной самореализации педагогов и повышения их творческой активности.
Публикация «Деловая игра для педагогов „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
2. Систематизировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Активизировать мыслительную деятельность педагогов при решении творческих заданий по нравственно-патриотическому воспитанию.
4. Формировать навыки сотрудничества педагогов при решении творческих заданий.
Актуальность:
Проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном поселке, стране, особенностях традиций, испытывают недостаток сочувствия и сострадания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь.
И сегодня я предлагаю вашему вниманию деловую игру по нравственно-патриотическому воспитанию, но прежде чем мы начнем с вами игру я предлагаю вам дать определение, что такое вашем понимании Родина, патриотизм?
Родина и патриотизм неразрывно связаны.
Слайд 1. Определение Родины, патриотизм
Определение понятий
“Родина” - отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле - чье-либо место рождения.
“Патриотизм”– это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
3. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, и нам, педагогам, чтобы привить у детей чувства патриотизма необходимо плодотворная работа по данному направлению.
4. Педагогический тренинг
Назовите задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников, которые отражены в программе.
Слайд 2. (задачи).
Формирование чувства привязанности к своему дому (семье, детскому саду (друзьям в детском саду, городу, поселку
• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России, государственной символикой России, о государственных праздниках. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения;
• Формирование представления о России, как огромной многонациональной стране. Воспитание уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
• Формирование представлений о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
• Воспитание уважения к культурной прошлой России средствами эстетического воспитания; музыка, изо деятельность, художественное слово.
Слайд 3. Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
Вывод: Потому, что детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности.
Слайд 4. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
Вывод: Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, край, населенный пункт нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой край, свой народ. (В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.)
Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.
Слайд 5. Назовите методы и формы в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
В работе с детьми используются разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:
- экскурсии и целевые прогулки (возложение цветов к памятнику);
- рассказы воспитателя;
- беседы о родном поселке, крае, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного поселка;
- за трудом людей в детском саду и в поселке;
- показ иллюстраций, фильмов, слайдов;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с народным декоративно-прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);
-организация тематических выставок;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- конкурс чтецов;
- участие в поселковых мероприятиях, конкурсах, проектах;
- участие детей в посильном общественно-полезном труде.
5. Предлагаю Блиц-опрос: «Наша Родина - Россия»
- Земля, где ты родился? (Родина);
- Древнее название России? (Русь);
- Крупная территория, которая имеет определённые границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна);
- Население определенной стороны? (Народ);
- Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство);
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин);
- Что является государственной символикой нашей Родины? (Герб, гимн, флаг);
- Какая птица изображена на гербе России? (Орел);
- Историческая наука, изучающая культуру и быт народов мира, их происхождение, этническую историю? (Этнография);
- Средство раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств? (Фольклор);
- То, что перешло от одною поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (Традиция);
- Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (Семья);
- Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
Слайд 6. Назовите формы взаимодействия с родителями по патриотическому воспитанию?
Традиционные и нетрадиционные.
Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся:
родительские собрания, конференции, “Круглые столы”, консультации и др.
К индивидуальным формам беседы, консультации.
Наглядно-информационные формы:
Аудио и видеозаписи бесед с детьми,
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, организованной образовательной деятельности;
организация фотовыставок, выставки детских работ,
оформление информационных стендов, ширм, папок-передвижек.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
Информационно – аналитические:
Проведение анкетирования, срезов, «Почтовый ящик»;
Наглядно-информационные формы:
Информационные проспекты для родителей;
Выпуск газет, организация мини - библиотек
Досуговые: досуги, праздники, выставки совместного детско – родительского творчества, семейные проекты, родительские гостиные.
Познавательные:
семинары, практикумы, педагогическая гостиная, игры с педагогическим содержанием, библиотека для родителей, семейный клуб, познавательно игровые викторины, дни открытых дверей.
Вывод: Все формы работы с семьей направлены на укрепление взаимосвязи с родителями воспитанников, на проявление родителями интереса к воспитанию детей, и что бы родители становились полноправными участникам педагогического процесса.
А сейчас проверим вашу наблюдательность, как у вас развиты нравственно-патриотические чувства. Вспомните и ответьте на вопросы.
7. Игра «Опишите флаг, герб России».
Слайд 7. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трё х равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение длины флага к его ширине 2:3.
При одновременном подъеме флага Российской Федерации и флагов субъектов Российской Федерации его следует размещать:
С левой стороны, если флага два, по центру, если флагов нечетное количество и левее центра, если количество флагов четное.
При этом флаг Российской Федерации не может быть меньше или располагаться ниже, чем флаг субъекта Российской Федерации
Опишите герб России.
Слайд 8. Согласно Федеральному конституционному закону «О Государственном гербе Российской Федерации», герб России представляет собой: «. четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём черного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».
8. А сейчас следующее задание. Мозговой штурм: «Знатоки народной культуры»
Русские и бурятские пословицы представляют собой краткие, лаконичные, понятные фразы, в которые сформулированы народные мудрости. Пословицы призваны передать опыт старших поколений в ясной и простой форме.
И вам нужно восстановить пословицы. Подобрать строки из первой колонки, ко второй.
Слайд 9. Русские пословицы
Нет в мире краше Родины нашей.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
Если дружба велика, будет Родина крепка
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Человек без Родины что соловей без песни.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Будь не только сыном своего отца будь и сыном своего народа.
Родина – мать, Чужбина - мачеха.
Живёшь на стороне, А своё село всё на уме
Крепкую дружбу и топором не разрубишь
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Нет в мире краше когда над ней крыша одна.
Глупа та птица, А своё село всё на уме.
Если дружба велика, Чужбина - мачеха.
Семья сильна, хорошие дети растут.
Человек без Родины будь и сыном своего народа.
В хорошей семье а правдой и честью.
Будь не только сыном своего отца Родины нашей.
Родина – мать, которой свое гнездо не мило.
Живёшь на стороне, топором не разрубишь
Крепкую дружбу и будет Родина крепка
Дружба крепка не лестью, что соловей без песни.
Слайд 10. Пословицы бурятского народа
Лучше один раз сделать, чем.
десять раз обещать
Ложка сломана
- дружба порвана.
Людям услугу окажешь - тебе же польза будет.
Деревья в лесу бывают и высокие и низкие, а люди бывают и плохие и хорошие
Десять пальцев сильнее, чем один палец.
Лучше обладать красотой души, чем носить красивую одежду
Верблюд не замечает свой горб, а человек - свои недостатки.
Человек доброго нрава десять раз в гостях переночует, а человек со злым языком в степи переночует
Если есть корни, не высохнет дерево Если есть дети, то не пропадет человек
Имея своих детей Не суди чужих
У доброго коня хозяев много,
У хорошего человека друзей немало.
Лучше один раз сделать, чем
чем носить красивую одежду
Ложка сломана а люди бывают и плохие и хорошие
Людям услугу окажешь десять раз обещать
Деревья в лесу бывают и высокие и низкие, дружба порвана.
Десять пальцев сильнее, У хорошего человека друзей немало.
Лучше обладать красотой души, Не суди чужих
Верблюд не замечает свой горб, а человек со злым языком в степи переночует
Человек доброго нрава десять раз в гостях переночует, а человек - свои недостатки.
Если есть корни, не высохнет дерево чем один палец.
Имея своих детей Если есть дети, то не пропадет человек
У доброго коня хозяев много, тебе же польза будет
9. А сейчас практическая часть «Размышляйка»
Вам предлагается задание, где вы должны спрогнозировать свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми. Вам необходимо составить план работы и прописать содержание работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию на данный момент, или что вам необходимо дополнить в предметно-развивающей среде вашей группы до конца учебного года и что вы планируете в следующем учебном году.
10.
Слайд 11. И подводя итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова А. С. Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Вопросы: как вы понимаете данное высказывание?
Спасибо за работу.