Анна Антонова
Деловая игра для педагогов «Способы математизации образного пространства ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС № 2 «Рябинка» города Мегиона
«Способы математизации образного пространства ДОУ»
Подготовила: Антонова Анна Владимировна
Цель:
Публикация «Деловая игра для педагогов „Способы математизации образного пространства ДОУ“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
• Использование нетрадиционных технологий в работе с педагогами для повышения эффективности профессиональной деятельности, способствование творческому поиску.
• Выявить затруднения педагогов в работе по ФЭМП у дошкольников.
ХОД:
Сегодня мы проводим деловую игру «Способы математизации образовательного пространства в ДОУ». Две команды педагогов «Почемучки» и «Любознайки» будут соревноваться друг с другом и пройдут через несколько этапов испытаний.
Станция: “Разминка”
Разминка представлена в виде задач.
1 задача: Три мальчика – Коля, Петя, Ваня – отправились в магазин. По дороге у магазина они нашли 5 рублей. Сколько бы денег нашел Ваня, если бы он отправился в магазин один? (5 рублей).
2 задача: В корзине 4 яблока. Разделите их между четырьмя лицами так, чтобы каждое лицо получило по яблоку и одно яблоко осталось в корзине? (Одно яблоко отдать вместе с корзиной).
Станция: “Всезнай-ка”
Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, что бы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?
I. Задание Прежде всего, по какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких же с разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы? Я вам зачитываю терминологию, а вы отгадываете, что это за раздел.
- Представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах. («Количество и счет»).
- Представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени). («Величина»).
- Представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных, их свойствах и отношениях. («Форма»).
- Ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку, ориентировка в движении. («Ориентировка в пространстве»).
- Представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени». («Ориентировка во времени»).
II. Задание:
1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).
III. Задание:
Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП:
(Словесные, наглядные, игровые, практические).
Контроль и оценка
Станция: “Мудрил-ка”
Командам предлагаются педагогические ситуации. Сказать, что неправильно сделал педагог и предложить правильное поведение педагога.
1-й команде
В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик.
Вызванный ребенок так считал: “Елочка одна, грибок один и еще кубик один”.
На вопрос “сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.
Вопросы :
1. Правильно ли считал ребенок? Усвоил ли он счет до пяти?
2. Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счёта игрушки?
2-я команда:
Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок спрашивая детей: “Сколько у меня машин?” Дети отвечают: “Много”.
Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: “Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.
1. Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?
2. Какие ошибки были допущены воспитателем?
Основные ошибки, встречающиеся во время образовательной деятельности по ФЭМП:
- Многословие, неточность в постановке вопросов.
- Однообразие наглядного материала, заданий.
- Неверное расположение материала.
- Использование неэстетического наглядного материала, пособий, не отвечающие педагогическим требованиям.
Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
• Материал должен быть различным на каждом занятии.
• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).
• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т. д.)
Станция: “Отвечай-ка”.
Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией.
Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
Команды отгадывают «Математические загадки».
1- Геометрическая фигура с 6 углами. (Многоугольник).
2- Геометрические формы похожие на солнце. (Круг - шаробразные).
3- Занятие в ДОУ, на котором происходит закрепление геометрических фигур с помощью построек. (Конструирование).
4- Геометрическая фигура и головной убор. (Цилиндр).
6 - Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры).
7 - Не похож я на пятак
Не похож на рублик.
Круглый я, да не дурак,
С дыркой, но не бублик. (Ноль).
8 - Мы – веселые отметки
И встречаемся нередко
У прилежных в дневнике.
Кто их часто получает,
Никогда не заскучает. (Пятёрка).
9 - Шея длинная такая,
Хвост крючком. И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи - нет! (Двойка).
10 - Не овал я и не круг
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня … (Квадрат).
Остановка: «Активизация словаря».
Уважаемые коллеги, дружите ли вы с грамматикой?
Проше вас просклонять числительное (548 и 387)
И. П. (сколько)
Р. П. (скольких)
Д. П. (скольким)
В. П. (сколько)
Т. П. (сколькими)
П. П. (о скольких)
Вы почувствовали, как сложно было справиться с заданием?
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Станция: “Игралоч-ка”.
Вносится “Черный ящик”
Задание обеим командам предлагается отгадать, что находится в черном ящике:
Этот предмет изобрел преподаватель архитектуры из Будапешта для своих студентов.
Его сложность объясняется огромным количеством различных положений, в которых он может находится. Некоторые предприимчивые изготовители прикладывали к нему пластмассовый топорик, что бы в конец раздосадованный владелец мог отвести душу, разломав игрушку после без результатных попыток её собрать. (Кубик-рубик).
Станция: “Конечная”
Деловая игра подошёл к концу. Давайте подведём итоги.
Завершая деловую игру, скажу несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д. Эти же слова можно отнести и к вам сегодня, к вашим ответам.
И теперь, следуя древней пословице: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.