Людмила Караваева
Дидактическая игра «Укрась посуду. Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Декоративное рисование. Усложнение задач, содержание деятельности и особенности организации в соответствии с возрастом.
Дидактическая игра «Укрась посуду. Городецкая роспись»
Подготовила воспитатель старшей группы Караваева Л. А.
Существуют различные виды рисования: рисование по замыслу, предметное рисование, а мы сегодня с вами поговорим о декоративном рисовании. Что же такое декоративное рисование?
Публикация «Дидактическая игра „Укрась посуду, Городецкая роспись“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Дидактические игры
- Народные промыслы. Игры, дидактические пособия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Декоративное рисование - это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды.
Специфика занятий декоративным рисованием позволяет эффективно развить у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус.
Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики рук - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи : точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.
Декоративное рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.
Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:
1. развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;
2. развивать чувство цвета;
3. развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;
4. совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.
Формировать интерес к декоративному рисованию начинают с младшей группы. В младшей группе детей учат замечать красоту узоров на предметах, яркие картинки, иллюстрации, народные игрушки (роспись на матрёшке). Знакомят с элементами узоров (прямые, волнистые и кривые линии). Но основная цель - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях (украсить полосками или точками края платочка сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета). Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми в средней группе.
Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:
1. развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
2. развивать чувство цвета - умение красиво сочетать контрастные цвета;
3. развивать умения в рисовании различных крупных и мелких форм - простых элементов узора;
4. развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки).
Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.
Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.
Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.
Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.
В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны все соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.
Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.
С детьми 4-го года жизни рассматривают и рисуют элементы народного узора: кольцо («Укрась кукле платье», круги разного размера («Тарелка для Зайчика», листочки (рисуем способом «примакивания»). Учат рисовать ритмичный узор, располагать узор внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.
Детям пятого года жизни можно поставить более сложные задачи декоративного рисования, так как уровень развития эстетических чувств в этом возрасте гораздо выше.
Детей необходимо научить:
1. симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета;
2. использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы;
3. находить красивые сочетания красок в зависимости от фона;
4. умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях).
Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.
Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы, которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.
В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.
В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.
Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие:
1. развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета;
2. развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях;
3. учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов;
4. совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.
В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).
Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.
Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.
Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.
Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм (растений, животных). Дети подготовительной к школе группы могут применять в своем узоре элементы народных декоративных росписей, сохраняя основной стиль. Педагог должен учить детей по образцам народного искусства рисовать завитки, сочетать крупные и мелкие формы, украшать их мелким травчатым узором, использовать цвета в определенном сочетании, свойственном данной росписи (хохломская, дымковская и другие росписи).
Кроме росписи глиняных игрушек по образцу дымковских, дети могут раскрашивать блюдца, тарелочки, стаканчики из папье-маше по мотивам хохломской или жостовской росписи.
В декоративном рисовании во всех группах используется гуашь, которая позволяет наносить цвет на цвет, а это часто требуется в декоративных рисунках и невыполнимо при работе акварелью.
Дидактическая игра «Укрась посуду. Городецкая роспись»
Задачи: закреплять знания о городецкой росписи, ее колорите, составных элементах;
- учить располагать узор по образцу;
- развивать чувство ритма, композиции;
- формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Оборудование: трафареты посуды разной формы; вырезанные из картона элементы городецкой росписи (цветы, листочки, птицы, различные по размеру, форме, цвету.
Игровое действие: дети берут по одному элементу городецкой росписи. Выбрав силуэт посуды определенной формы (разделочная доска, поставец, тарелка, располагают на ней узор.
- формировать эстетическое отношение к народному творчеству.
Оборудование: трафареты посуды разной формы; вырезанные из картона элементы городецкой росписи (цветы, листочки, птицы, различные по размеру, форме, цвету.
Игровое действие: дети берут по одному элементу городецкой росписи. Выбрав силуэт посуды определенной формы (разделочная доска, поставец, тарелка, располагают на ней узор.
Сначала изготовила трафареты посуды, элементы городецкой росписи из картона, заламинировала, вырезала. Карточки, как можно располагать элементы для создания узора.