Екатерина Шайдукова
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования нравственных ценностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
(титульный слайд)
Декоративно-прикладное искусство, как средство формирования нравственных ценностей дошкольников.
Полезная красота.
Дошкольный возраст – период, когда происходит активное формирование нравственных качеств и отношений, норм морали и поведения. (Слайд 2)
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Публикация «Декоративно-прикладное искусство как средство формирования нравственных ценностей дошкольников» размещена в разделах
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Среди многообразия форм и методов воспитания мы рассмотрим, как необходимый элемент нравственного воспитания дошкольников декоративно-прикладное искусство.
(слайд 3) Декоративно-прикладное искусство – этот термин слышали все, но с ходу сказать, чем же декоративно-прикладное искусство отличается от, например, изобразительного искусства, может не каждый.
Итак, декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное. Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать, их можно использовать (утилитарная функция).
(Слайд 4) Традиционно работа по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством ведется в 3-х направлениях: 1. ознакомление с народным искусством; 2. аппликация, лепка, моделирование; 3. рисование. При знакомстве детей с произведениями декоративно – прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей. Ярким выражением в декоративно-прикладном творчестве народа является национальный костюм, (слайд 5) который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором.
Дети узнают о своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. У детей проявляется интерес, а это, в свою очередь, зарождающееся чувство любви к истории родного края, природе, труду людей.
(Слайд 6) В своем творчестве дети передают те качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно – прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной. Поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету – это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. При ознакомлении детей с произведениями декоративно-прикладного искусства учитывается тот уровень технических умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на этой основе строим дальнейший процесс обучения.
Общественная направленность проявляется в том, что они создают что – то своими руками для других (поделки, игрушки в подарок малышам для игр, мамам, папам к праздникам) (слайд 7). В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.
На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию. В процессе занятий у детей воспитываются и нравственно волевые качества : потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобится, помочь другому (слайд 8).
Прибегая к помощи декоративно-прикладного искусства, мы прежде всего, формируем :
Воспитание цельной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования.
Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.
Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно - прикладного искусства – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка.
Как уже было сказано, важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию. Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.
Из всего многообразия декоративно-прикладного творчества среди народно-художественных промысловых изделий в работе с дошкольниками, чаще всего применяются…Коллеги, внимание на экран (пролистать слайды № 9, 10, 11, 12, 13,14)
Все таки, главным методом образного представления декоративно-прикладного искусства, и не только как средства формирования нравственного воспитания, в работе ДОУ остаются: музеи (слайд 15, мини музеи, а также создание развивающей среды и самое доступное, среди всех методик – «создание полочек красоты».
Музей выступает оптимальным решением построения целостного образовательного пространства для реализации нравственного воспитания дошкольников.
Музейная педагогика – это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и педагогической науки. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические элементы (слайд 16).
Все это опыт, наследие и уникальное достояние. Культура созидания и творчества, что со временем формируется в искусство – вот это и есть фундамент воспитания последующих поколений. Каждый раз затрагивая тему нравственного воспитания дошкольников, мы непременно выходим на тему культурно-нравственного, духовно-нравственного, нравственно-эстетического, нравственно-патриотического воспитания. Все эти понятия разумеется тесно переплетены, но надо осмыслить главное: основа всего воспитания - уберечь его от негативных воздействий, и воспитать устойчивое правильное восприятие окружающей действительности, а для этого необходимо, заложить в него основы высокой морали, культуры поведения и основы уважительного отношения к окружающим его людям. Необходимо воспитать из него человека с твердыми убеждениями и жизненными взглядами. И воспитывать, то есть формировать миропонимание подрастающего ребенка, необходимо на ранних этапах его развития, когда жизненный опыт только начинает накапливаться. (слайд 17).