Получи документы

Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 2) (3 фото)

Фролова Галина
Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Глава 2. Из опыта организации обучения математики в

соответствии с технологией деятельностного метода

Определение видов деятельности и теоретическое описание структуры их организации в работах ведущих российских методологов (Г. П. Щедровицкий, А. А. Дергач, О. С. Анисимов и др.) сделали возможным переход к понятийному уровню разработки технологии деятельностного метода. Ими был сделан вывод, что существует три вида деятельности, отличающихся отношением к норме: самоопределение, нормотворчество и нормореализация.

Публикация «Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 2)» размещена в разделах

Основные составляющие системы «Школа 2000…» можно представить в виде следующей таблицы.

Основная цель обучения Формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Основные задачи обучения 1) обучение деятельности;

2) формирование личностных качеств;

3) формирование целостной картины мира.

Дидактические принципы 1) Принцип деятельности.

2)Принцип целостного представления о мире.

3) Принцип непрерывности.

4) Принцип минимакса.

5) Принцип психологической комфортности.

6) Принцип вариативности.

7) Принцип творчества.

Основной метод обучения

Деятельностный

Основная форма обучения Коллективный диалог

В рамках научно-экспериментальной работы Ассоциации «Школа 2000…» на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования МОН РФ и Департамента образования г. Москвы бала указана последовательность шагов, которая получила название «технология деятельностного метода».

Авторы предлагают следующую типологию уроков в соответствии с целями:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки контроля.

Рассмотрим подробнее структуру каждого типа урока, проиллюстрируем на конкретных примерах содержание каждого этапа, опишем методические приемы, направленные на реализацию цели всех структурных компонентов урока.

Урок «открытия» нового знания.

Направлен на формирование понятий и алгоритмов, т. е. основная цель – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура.

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель данного этапа - положительное самоопределение учащихся к деятельности на уроке. Оно предполагает наличие у деятеля желания («хочу») и возможности («могу») к осуществлению деятельности.

Самоопределение, результатом которого является принятие требуемых функций на личностно значимом уровне, называется положительным.

Альтернативным к положительному является отрицательное самоопределение. Результатом отрицательного самоопределения является констатация субъектом деятельности несоответствия между актуальным уровнем способностей и имеющейся системой ценностей, с одной стороны, и требуемым уровнем способностей и предлагаемыми функциями - с другой. Отрицательное самоопределение обусловлено отсутствием у субъекта деятельности требуемых способностей или несоответствием предлагаемых функций имеющейся системе ценностей.

В ситуации, когда предлагаемая функция является желаемой, но для ее реализации субъекту необходимо сформировать дополнительные способности, может возникнуть мотивация к расширению системы способностей, которыми обладает субъект деятельности, т. е. мотивация к развитию личности.

Для реализации деятельности по самоопределению субъект деятельности должен уметь :

1) восстанавливать свойства продукта деятельности выбранной системы по предложенному текстовому описанию;

2) определять функции, реализуемые продуктом деятельности выбранной системы в сфере производства или в жизнедеятельности;

3) сопоставлять функции, реализуемые в производственной сфере или жизнедеятельности различными объектами;

4) выделять свойства, соответствующие назначению данного продукта;

5) выделять свойства реального объекта по представленному образцу;

6) сопоставлять свойства реального объекта со свойствами, определяющими его функциональное назначение;

7) выделять определенное свойство в системе функциональных свойств объекта;

8) определять перечни способностей, необходимых для реализации указанной функции в рамках некоторой системы;

9) определять имеющиеся способности;

10) определять требуемые и актуальные способности.

Для того, чтобы успешно пройти процесс самоопределения, субъект должен обладать перечисленными выше способностями. Результат самоопределения может быть представлен следующим образом

Самоопределение

Положительное самоопределение – «хочу», «могу» Отрицательное

самоопределение

«Хочу, но не могу» «Не хочу»

Включение в деятельность Развитие имеющихся способностей Отказ от деятельности

Если при включении субъекта в деятельность прошло положительное самоопределение. То субъект реализует свои способности в рамках выбранной им деятельности.

Положительная эмоциональная направленность на включение в учебную деятельность в начале урока может основываться только на положительном опыте ребенка их реализации в прошлом. Вот почему так важно на каждом уроке создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Положительный результат, зафиксированный ребенком в сознании, и создаст положительную направленность на его включение в урок.

Приемы организации положительного эмоционального настроя (из собственного опыта работы).

• Пожелание успеха (учителем, детьми) Например, учитель в начале урока высказывает детям добрые пожелания, задавая образец действия. Затем он предлагает уже самим детям пожелать удачи друг другу на уроке. Они обмениваются хлопками в ладони с соседом со своими пожеланиями. Или: «Подобную работу мы уже делали, и вы с ней прекрасно справились. Попробуем закрепить наш успех».

• Вспоминание о прошлом положительном опыте детей на уроке математики.

Авансирование: «Думаю, что и с этой проблемой вы наверняка справитесь. Ведь не раз вы доказывали свою смекалку!».

• Добрые пожелания (учителя детям, так и самими детьми). Например, «Давайте, улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!».

• Учитель предлагает детям подумать, что им пригодится для успешной работы на уроке математики. Дети высказываются по этому поводу.

• Указываются границы образовательного пространства, с которыми будет связана деятельность учащихся на данном уроке.

Например:

1. Учитель организует диалог:

- Ребята! Чем мы занимались на прошлых уроках математики? Что вам больше всего понравилось? (Дети высказываются).

- Сегодня мы продолжим решение…

2. «Карточки-пословицы».

На доске расположены несколько карточек с формулировками тем уроков, например:

Уравнение

Выражение

Величины

- Посмотрите внимательно, ребята, на темы уроков и выберите только те, о которых мы говорили на ближайших уроках (дети выбирают темы).

- Расположите карточки в такой последовательности, как мы изучали эти темы. Переверните и прочитайте получившуюся запись. Эта фраза поможет нам на уроке математики.

На другой стороне карточек написаны слова поговорки: «С малой удачи начинается успех».

Фразу можно заменить на алгоритм, который поможет в работе, или небольшое задание на нахождение ошибки, или загадку, девиз или название новой темы…

Например:

- Вариант алгоритма для случая деления с остатком:

Сделать прикидку

Подобрать цифру частного

Проверить, что остаток меньше делителя

Записать ответ

- Пример загадки с использованием карточек:

- На острове Ро-ко-ко жил самый старый и умный пират Стивенс. Всем, кто приезжал на остров он загадывал загадки. Отгадайте одну из них.

- Среди данных примеров только один решен правильно. Найдите его за 1 минуту.

324+98= 424 320:80=40 812-576=236 52*64=328

2. Актуализация знаний и мотивация. (4-5 минут)

Цель этапа: готовить мышление детей к осознанию потребности построения нового способа действий.

Данный этап предполагает:

1) Воспроизведение ЗУНов, достаточных для построения нового способа действий, активизацию мыслительных операций, внимания, памяти и т. д.

2) Предлагается индивидуальное задание, требующее нового способа действия.

3) Возникшее затруднение фиксируется учащимися (мотив).

Рекомендации к проведению:

1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.

2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т. д.

3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.

Приведем несколько приемов организации этапа актуализации знаний.

2 класс.

«Тема: «Переместительное свойство умножения».

1) – Нарисуйте в тетради прямоугольник со сторонами 2 см и 5 см, найдите его площадь и объясните, как выполнено задание.

Выслушиваются все версии, которые предложат дети: 5*2=5+5, 2*5=2+2+2+2+2, непосредственный подсчет.

2) – Кто быстрее сосчитает:

1+2+3+4+5+6+7+8+9? (10*4+5=45)

- Какими свойствами сложения пользовались? (Переместительным, сочетательным.)

3) – Какая запись лишняя? Почему?

3+3+3+3+3+3 24+42 а+а+а 35+35+35+35

(а+а+а - буквенное выражение, а остальные - числовые; 24+42- нельзя представить в виде произведения, а остальные можно.)

4) Детям предлагается записать в тетради выражения и найти их значение:

2*4, 4*2, 50*2, 2*50.

Двое учащихся выполняют задание на скрытых досках. С первыми тремя заданиями дети справляются легко, а при решении последнего примера они сталкиваются с затруднением. Исследование возникшей проблемной ситуации приводит их на следующем этапе к «открытию» переместительного свойства умножения» 30. С. 15-16).

2 класс

Тема: «Решение неравенства».

Упражнения направлены на воспроизведение понятий и способов действий, необходимых и достаточных для освоения нового знания.

На доске на магнитах прикреплены карточки:

170 (> <smile2 585-(10+85) (380+90)-80

4 (> <smile5 17+9= 26 580:2

(384+40)+16 290 (> <smile300 12-а=8

- На какие группы можно разбить эти записи? (дети могут предложить разные варианты разбиения, например: выражения, равенства и неравенства, выражения и высказывания и т. д.).

- Переставьте карточки по группам: выражения, равенства и неравенства (выполняют 2-3 ученика). В это время удобно вместе с классом уточнить эти понятия, опираясь на понятие высказывания.

- Какое понятие называют равенством, неравенством?

- Подумайте, являются ли выражения высказываниями? (нет). Почему? (О них нельзя говорить, верные они или неверные).

Затем исходя из смысла этих понятий, учащиеся проверяют, верно ли выставлены карточки на доске. Образовались следующие столбцы :

580:2 17+9=26 4<5

(384+40)+16 12-а=8 170>2

585-(10+85) (380+90)-80=390 290<300

- Вычислите удобным способом значения выражений.

- Карточки с выражениями убираем.

- Как назвать одним словом все записи, которые остались? (высказывания)

- На какие группы их можно разбить? (Высказывания с переменной и без переменной; уравнения и неравенства).

Также используются задания на тренировку логических операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация) и психических функций (памяти, внимания, восприятия).

Например:

- Посмотрите, что интересного в ряду чисел: 6, 8, 16, 26, 28, 36, 38, 46, 48, 56, 58?

(Числа расположены в порядке возрастания, оканчиваются на 6 и 8, десятки идут подряд) – анализ.

- Найдите закономерность и назовите следующие 4 числа. (66, 68, 76, 78) - аналогия.

- На какие группы можно разбить числа этого ряда? (По цифре единиц, по цифре десятков, по количеству цифр, по сумме цифр) – классификация.

- Рассмотрите выражения. Что интересного замечаете? (Это суммы, они содержат переменную а, слагаемое а у них одинаковое, а числа разные).

а+45 а+15 25+а а+35 а+55 12+45

(Выделение общего - синтез, отличие – анализ - обобщение понятий буквенные и числовые выражения).

- Разбейте на группы. (Классификация).

- Какая сумма лишняя? (Анализ).

При составлении таких заданий нужно учитывать возможность разных вариантов правильных ответов. Все ответы детей должны быть выслушаны.

3. Постановка учебной задачи. (4-5 минут)

Как отмечает Л. Г. Петерсон, «…на данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т. д., и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т. е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока» (32. С. 18).

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОССистемно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена.

ФГОС ДО «Системно-деятельностный подход» В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду в контексте федеральных государственных образовательных стандартов Задачами физкультурно- образовательной работы в детском саду являются: - укрепление здоровья; -воспитание потребности в здоровом образе.

Мастер-класс «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» Цель: повышение компетентности участников мастер-класса в умении использовать системно – деятельностный подход в работе с детьми дошкольного.

Деятельностный подход в образовании дошкольников Мир стремительно меняется: научно – технический прогресс, новые идеи и технологии, конкуренция во всех сферах деятельности, непростые отношения.

Применение современных образовательных технологий как условие формирования универсальных учебных действий МОУ «Чобручская СОШ № 3» Районное МО учителей начальных классов Доклад на тему: «Применение современных образовательных технологий.

Проект «Деятельностный подход в воспитательно-образовательной деятельности детей» Проект "Деятельностный подход в воспитательно-образовательной деятельности детей" Проект создан в рамках реализации ФГОС ДО. Представлены.

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе воспитателя.

Семинар-практикум «Системно — деятельностный подход в ДОУ, как основа реализация ФГОС» «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Тема: Системно - деятельностный подход В ДОУ, как основа реализация ФГОС.

Системно-деятельностный подход как основа построения современного урока Л. В. Позднякова СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА. Главное направление новых стандартов – усиление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 2)
Опубликовано: 10 мая 2018 в 07:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Деятельностный подход в обучение как условие реализации новых образовательных стандартов (на уроках математики, часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Фролова Галина (УИ 1503117) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД