лариса зуйкова
Деятельность кружка «Увлекательная математика», как одна из форм дополнительного образования дошкольников в ДОУ.
Деятельность кружка «Увлекательная математика», как одна из форм дополнительного образования дошкольников в ДОУ"
Зуйкова Лариса Евгеньевна воспитатель
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №18 городского округа Самара
Интеллектуальная готовность дошкольников к школьному обучению предполагает развитие и формирование элементарных математических представлений. Я работаю в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 45% моих воспитанников имеют вторичный диагноз – задержка психического развития. Минимальные мозговые дисфункции, - это диагноз можно увидеть в заключениях моих воспитанников логопедических групп. К этой категории относятся дети с нормальным интеллектом, но с проблемами в обучении и поведении. У таких детей наблюдаются сенсомоторные и речевые нарушения, гиперактивность, повышенная отвлекаемость, неустойчивость внимания. Дети забывают сложные словесные конструкции, элементарную последовательность заданий.
Публикация «Деятельность кружка „Увлекательная математика“, как одна из форм дополнительного образования дошкольников в ДОУ,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Педагогам приходится заниматься не только коррекцией речи своих воспитанников, но и развитием восприятия, произвольного внимания, памяти и мышления, побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать, логически мыслить.
У нас сложилась целая система работы с такими детьми. И отличительной особенностью ее является использование занимательных игр, которые успешно включаются в непосредственно-образовательную деятельность, в совместную деятельность со взрослыми.
Проводимая работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними кружковой работой. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут в старшей группе, 25-30 – в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. При выполнении заданий дети объясняют все свои действия, что позволяет одновременно развивать связную речь ребенка, учит его выражать свои мысли. Степень трудности заданий различна, что-то ребенок выполняет самостоятельно, а что-то с помощью взрослого.
Основные задачи кружка :
-развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Совместная деятельность взрослого с детьми организуется на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируется желание детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создана картотеку игр, разработаны планы-конспекты непосредственно-образовательной деятельности, подобран материал для экспериментирования и исследовательской деятельности.
В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста. При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.
В педагогической деятельности кружка предполагается широко используются имитационные игры, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры, проблемные ситуации и развлечения.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Итоговая игровая обучающая ситуация «Путешествие в страну Геометрию».
Дидактические задачи:
-закреплять знания о геометрических фигурах;.
-закреплять умения составлять задачи по картинкам и решать их;
-практическое овладение детьми нормами речи;
-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
-развивать двигательную активность детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к познавательной деятельности;
-воспитывать умение слушать и выполнять работу самостоятельно;
Материалы и оборудование :
геометрические фигуры, картинки для составления задач, цифры, знаки неравенства, картина с изображением лесной полянки, картинки животных, запись стихов на диске, запись музыки для физкультминутки, письмо от «Кубарика».
Логика образовательной деятельности :
Воспитатель сообщает детям, что получено письмо от знакомого им всем Кубарика из страны Геометрии, читает письмо: «Дорогие ребята, я шлю вам большой привет, а еще сюрприз. Вы скоро пойдете в школу, и мне очень хочется узнать, как вы готовы к школе. Если вы пойдете по стрелкам, выполняя задания, то обязательно найдете мой сюрприз.
Ваш Кубарик.»
1 задание.
-Узнай фигуру (овал)
-На фигуре лежит карточка с заданием – назови четные числа до 20, если верно назвали, то услышите стихотворение об этой фигуре.
2 задание.
-Назови фигуру (круг)
-Придумай задачу по картинке и реши ее, если ответ верен, то услышишь подтверждение стихотворением о круге.
3 задание.
-Узнай фигуру (треугольник).
-Размести зверушек на полянке правильно и услышишь стихотворение о треугольнике.
4 задание.
-Назовите фигуру (овал).
-Поставь знаки неравенства и равенства правильно
4 5, 8 9, 4 4, 7 3, 5 6 и услышишь стихотворение об овале.
5 задание.
-Следующую фигуру узнаем, когда пройдем лабиринт.
В середине лабиринта сюрприз - шоколадки прямоугольной формы.
Загадка о прямоугольнике.
Рефлексия
-Как нас запутал «Кубарик»?
-Что понравилось?
Примечание: задания читают дети, во время ходьбы по стрелкам, ведущие- дети всегда меняются.
Литература:
1. В. Г. Житомирский «Математическая азбука» М. Просвещение 1981г. ;
2. С. В. Коноваленко «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше» М. Эксмо, 2002;
3. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М. Просвещение, 1985 г. ;
4. Е. В. Сербина «Математика для малышей» М. Просвещение 1992 г. ;
5. А. И. Максаков, Г. А. Туманова «Учите, играя» 1979 г;
6. Т. Н. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Коррекционные, развивающие и адаптационные игры» СПб., , 2004 г. ;
7. С. А. Шмаков «Игры-шутки, игры-минутки» М. Просвещение 1993 г.