Новикова Ирина Васильевна
Методические рекомендации «Действия педагогов во время инцидентов и в кризисных ситуациях»
«Организуемая педагогом деятельность
должна принимать философский характер,
за фактом обнаруживается явление,
за явлением - закономерность,
за закономерностью - основы человеческой жизни».
(П. И. Пидкасистый)
Инцидент - это ситуации, при которых один или несколько подростков совершают неадекватные действия, временно нарушающие распорядок дня. Неадекватное поведение заключается, например, в несоблюдении указаний руководства, воспитателей, но его можно проявляя известную настойчивость остановить или переломить. В этом случае речь еще не идет об угрозах или агрессии физического характера.
Публикация «Методические рекомендации „Действия педагогов во время инцидентов и в кризисных ситуациях“» размещена в разделах
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Кризисная ситуация - это ситуации, при которых один или несколько подростков настойчиво проявляют неадекватное поведение, ломающее ежедневный распорядок дня, а также ситуации, при которых лицам угрожают и/или нападают на них.
Нарушая дисциплину, подросток осознает, что ведет себя неправильно, но
может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи.
Скрытые причины плохого поведения
1. Подросток пытается привлечь к себе внимание. Некоторые подростки выбирают "плохое поведение", чтобы получить особое внимание взрослого, они все время хотят быть в центре внимания.
2. Власть - некоторые воспитанники "плохо" ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть и над педагогом и над сверстниками.
3. Воспитанник желает за что-то отомстить взрослому. Для некоторых учеников главной целью их плохого поведения становится месть за реальную или вымышленную обиду.
4. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи.
Подросток хочет доказать свою силу и власть, стремится использовать силы и время педагога для достижения своей цели. Что же делать в подобной ситуации?
• Прежде всего, каждый раз смело и прямо надо говорить о том, что делает подросток по отношению к вам.
• Напоминать ученикам, что сотрудник училища, как и любой другой человек, имеет право на ошибку, право менять свое мнение и свои ценности, говорить «нет», заявлять о неважности и не интересности для себя какого-нибудь дела, не нанося при этом вреда другим.
Действия во время кризисных ситуаций и инцидентов
1. Предпочтение отдается ежедневному распорядку дня
Необходимо добиваться восстановления «рабочей» ситуации, чему способствует соблюдение ежедневного режима. При нарушении ежедневного распорядка дня воспитанники, непричастные к инциденту не смогут заниматься своими обычными делами в том режиме, к которому привыкли. Это повышает вероятность неадекватного поведения.
2. С самого начала развития ситуации принимаются решительные меры.
Отдавая предпочтение соблюдению режима дня, педагоги не оставляют без внимания подростка причастного к кризису или инциденту. Действия подростка редко ограничиваются одним каким-то поступком, чаще всего это цепочка действий, включающая в себя различные звенья. В этом случае инциденты и кризисные ситуации можно предотвратить, вмешиваясь в самом начале. Обратная связь: педагог дает возможность подростку понять, как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для позитивного и уравновешенного самовосприятия.
Убедившись в том, что подросток не прерывает цепочку агрессивного поведения необходимо действовать быстро и решительно. Назревающие инциденты и кризисные ситуации почти никогда не исчезают сами по себе, если занять выжидательную позицию.
3. Подросток получает информацию о том, какие навыки ему необходимы
Инциденты и кризисные ситуации часто дают возможность увидеть какие задания для некоторых подростков представляют особенную трудность и, каких навыков ему не хватает. Следует сказать, что именно он ответственен за нарушение режима дня, а не педагог или другие подростки. Объяснить, каких навыков ему не хватает для нормального взаимодействия со сверстниками и старшими.
4. Попросите помощи и разделите роли
Помощи можно попросить у другого педагога. Хорошее распределение ролей очень важно. Второй педагог не должен направлять внимание на подростков, создающих в этот момент проблемы. Подобные действия могут иметь эффект, противоположный ожидаемому: при привлечении второго авторитетного взрослого неадекватное поведение у некоторых подростков может усилиться. Поэтому второму педагогу лучше взять на себя поддерживающую роль. Ему надо направить свое внимание на подростков, не задействованных в инциденте.
5. Личная безопасность окружающих получает приоритет.
Продолжение повседневного режима дня и вмешательство в начале конфликта – действия, могущие предотвратить насилие. Безопасность можно увеличить, приняв превентивные меры (убрать опасные предметы, ключи от помещения должны держать всегда при себе).Иногда могут помочь и другие воспитанники. Увидев, что подросток, допустим, отламывает ножки стула, педагог не мешает ему это сделать, так как сначала
необходимо увести из комнаты других подростков.
Какие же невербальные сигналы могут снизить напряжение?
1. Пространственное положение педагога по отношению к подростку. Чем меньше расстояние, тем больше впечатление производят слова педагога. Оптимально близким является расстояние в метр или полтора. Если человек переступает эту границу, он имеет или интимные отношения с другим человеком или его действия будут восприниматься как помеха. У детей эта граница находится чуть ближе.
2. Звуки голоса и визуальный контакт. Медленное проговаривание слов и предложений. Голос может звучать громко или тихо, важно обращать внимание на скорость и тон речи. Предложения и слова, в конце которых тон повышается, содержат в себе вопрос (Ты мне не поможешь) или указывает на то, что говорящий хочет что-то завершить и перейти к другому вопросу. Когда голос понижается, коммуникация становится более категоричной. Педагоги, заканчивая свое предложение весомой «точкой», дают понять, что они считают исполнение своего распоряжения само собой разумеющимся.
3. Движения. Движения педагога должны быть хорошо предсказуемы. Это повышает чувство безопасности, многие подростки пугаются неожиданных резких движений. Особенно это актуально во время инцидентов и кризисов. Медлительные, чуть заторможенные движения несут в себе покой. При кризисах у педагогов возникает желание двигаться быстрее, но спокойствие можно показать именно замедленными движениями.
Некоторые физические методы
Чтобы остановить серьезное неадекватное поведение, при физическом превосходстве педагога используют физический контакт, если словесные методы не помогают. Действия, включающие в себя толчки, удары, и выкручивание рук недопустимы. Вместо этого применяется давление, направление, отделение.
- При давление используется сила и вес собственного тела. Во время подобных действий педагог продолжает давать короткие наставления. При этом педагог продолжает говорить, так как бессловесное физическое воздействие производит тяжелое угрожающее впечатление.
- Направление является разновидностью давления, которое способствует тому, чтобы подростка самого или руку, ногу направить в нужную сторону.
- Отделение производят для того, чтобы подростка на какое-то время оградить от ситуации, в которой он находится, и чтобы он не подвергался воздействию определенных возбудителей и был в состоянии контролировать свое поведение.
Хорошему поведению подростки в большинстве случаев не учатся,
а перенимают его у взрослых.