Дина Шрейдер
Дефектологу — про диагностику детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
К нам пришёл ребёнок с ЗПР. С чего начнём работу? С диагностики.
И вот тут, особенно у молодых специалистов, возникает вопрос, на какую из всех известных диагностических методик можно опереться?
Чаще всего советуют Е. А. Стребелеву "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста". Можно ли её использовать, обследуя ребёнка с первичной ЗПР? Безусловно. К диагностике прилагается пакет иллюстративного материала. Однако, предстоит учесть, что Елена Антоновна работала в первую очередь с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью, и её диагностика, как и прочие материалы, предназначены прежде всего для этих детей. Обратите внимание, система оценки в её диагностике ориентирована на выявление актуального и ближайшего уровня развития детей с учётом возраста, то есть физиологической готовности мозга. Тогда как диагностики для детей с ЗПР любого генеза должны быть ориентированы на сравнение уровня развития ребёнка с условной нормой.
Публикация «Дефектологу — про диагностику детей с ЗПР» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Я рекомендую использовать издание Т. Б. Ивановой, В. А. Илюхиной, М. А. Кошулько "Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР". По ней удобно отслеживать динамику относительно нормы развития. А диагностику Е. А. Стребелевой использовать в качестве вспомогательной, когда надо уточнить зону ближайшего развития.
Там и там балловая система оценок, но, повторюсь, у Стребелевой диагностика ориентирована больше на интеллектуальную недостаточность, и соответственно позволяет прежде всего установить уровень актуального и ближайшего развития ребёнка. Её можно варьировать, если ребенок не "взял" задания по возрасту, спуститься на уровень ниже. Диагностика Ивановой, Кошулько показывает сформированность навыков чётко относительно возрастной нормы развития, что больше подходит для зпр. И там очень понятные, подробные критерии оценки. В конце книги - примеры написания заключений.
Есть целый ряд диагностических методик, хороших, удобных, не менее подробных, и их, набираясь опыта, мы подбираем "под себя". Но две вышеописанные - база, основа работы дефектолога. И начинать работу рекомендую всё же с них.
И в качестве информации к размышлению рекомендую для изучения "Модифицированную методику нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей" И. А. Скворцова, Г. А. Адашинской, И. В. Нефёдовой. У дефектолога и нейропсихолога разные направления работы, но здесь здорово прописаны мозговая организация нарушений и предложены направления коррекционной работы, которые можно взять на заметку и дефектологу.
Литература:
1. Т. Б. Иванова, В. А. Илюхина, М. А. Кошулько "Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР".
2. Е. А. Стребелева "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста".
3. "Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей" И. А. Скворцов, Г. А. Адашинская, И. В. Нефёдова