Анна Кругликова
«Давайте замолвим о кукле слово». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Первая кукла – первый ребенок,
последняя кукла – первый внучонок.
Кукла — уникальная и фантастическая игрушка! Первые куклы встречаются в местах археологических раскопок, где жили люди в далеком прошлом. Кукла была придумана незря. Это игрушка на все времена. К сожалению, в XXI веке многие забывают об этом. Хочется надеяться, что все дети (и даже мальчики) успеют поиграть с ней в раннем и дошкольном возрасте. Ведь кукла с легкостью поможет научить ребенка самым разным полезным навыкам.
Публикация «„Давайте замолвим о кукле слово“, Консультация для родителей» размещена в разделах
Только речь идет о самой обычной кукле, известной нашим бабушкам и прабабушкам, а не о куклах Барби и всех ее последовательницах, вплоть до новых ее типов, включая Барби Вампир. С ними сложно играть маленьким детям, их не покормишь и не уложишь спать, обычно дети просто наряжают и украшают их, что сделать обычно трудно трех-четырехлетним девочкам. Лишь в более старшем возрасте девочки начинают успешно их переодевать и разыгрывать сюжеты с ними.
А вот самая обычная кукла открывает перед мамой и малышом много замечательных возможностей. Пригласить ребенка в игру от имени куклы, потанцевать и спеть песенку вместе, похвалить работу малыша, а также сопровождать с куклой весь длинный-длинный день: все эти приемы помогут родителям увлекательно и с пользой провести время общения с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста.
Любите ли Вы играть с малышом в куклы? Может, Вы предпочитаете, чтобы дети сами играли с куклой? Напрасно. Многие современные дети предпочитают смартфоны, телефоны, активные действующие игрушки: машинки, паровозики, строительные наборы и разные конструкторы. Любимы детьми и мягкие игрушки. Они тоже полезны и важны для развития. Но такие игры не всегда «ролевые», «социальные». Именно самые обычные куклы обладают уникальным набором «развивающих опций».
Развитие мышления, мелкой моторики и навыков самообслуживания
Сюжетная игра при помощи куклы. Кукла позволит вам вместе с ребенком погрузиться в мир ролевой игры, ведь для этого она и предназначена! В возрасте от 2 до 3 лет дети обычно начинают разыгрывать мини-сценки с куклами и взаимодействовать с ними. Они могут проделывать целые связки последовательных действий с куклой, например: накормить куклу, искупать ее, и затем уложить в кроватку, погулять в саду, отвести к врачу и т. п. Такие подражательные игры – очень важная часть когнитивного (умственного) развития.
Снимаем одежду с куклы и надеваем ее. Хотя некоторые части одежды дети снимают довольно легко, в целом, умение обращаться с одеждой — довольно сложный навык, и потренироваться на кукле очень полезно! Дети с большим удовольствием сначала раздевают и одевают кукол, а потом пробуют раздеваться и сами. На кукле можно отрепетировать такие действия, как снимание и надевание шапочки, носков, футболок, юбок и брючек, штанов, расстегивание молний и крупных пуговиц. На ножки крупных кукол можно натягивать и башмачки.
В ролевых играх с куклой незаметно и мягко развиваются и навыки самообслуживания, и воспитывается самостоятельность. Игры с куклой дают возможность детям попрактиковаться в удержании и использовании ложек, бутылочек, чашек, мисок, а позднее вилок и ножей. В игре с куклой ребенок учится действовать обеими руками одновременно: удерживать куклу во время «кормления» или в процессе одевания.
Купание. Многие детки обожают купать кукол в ванне. Это можно делать с воображаемой водой, в пустой ванночке, если игры с настоящей водой проводить неудобно. Это хороший способ научиться алгоритму действий: сначала наполняем водой ванну, затем берем шампунь, затем намыливаем голову, споласкиваем и вытираем. Современные куклы с синтетическими волосами прекрасно позволяют это делать.
Полезно привлекать детей к организации как игрушечной ванны (для куклы, так и обычной (взрослой) для ребенка с куклой. При этом дети получают чувственно понятный сенсорный опыт с водой разной температуры, с мылом, пеной, шампунем. В это же время можно поговорить о купальных принадлежностях, средствах для душа и мытья головы, обсудить вопросы безопасности купания. Затем уже сами дети смогут пересказать все это любимой кукле и «успокоить» ее во время купания. Так куклы помогают детям преодолеть страх купания и умывания.
Уход и гигиена. Куклы дают прекрасные возможности для закрепления в жизни ребенка навыков ухода за собой и личной гигиены, таких как: мытье рук и головы, тела, чистка зубов, расчесывание волос.
Приучение к горшку. Конечно, приучение к горшку скорее связано у ребенка с пониманием собственного состояния. Это длительный и непростой процесс. В то же время такие интимные ситуации «пора на горшок» могут быть впервые разыграны на кукле: «Ой, ой, кажется куколке пора на горшок!» Ребенка можно привлечь к усаживанию куклы, к ее сопровождению в этой позе, а потом к тому, чтобы похвалить куклу, а попозже сделать так, как она.
Речевые навыки. Кукла помогает детям совершенствовать свою речь и умение общаться, познавать себя и свое тело, личные вещи.
Диалоговая речь и вопросы. Чтобы стимулировать речевое развитие ребенка, развивайте игровые ситуации с куклой: «А где кукла Катя?», «А где у Кати глазки?», «А что Катя любит кушать?»
Части тела. Куклы прекрасно подходят для изучения частей тела: глазок, носа, рта, ушек, локотков. При помощи куклы легче и интереснее донести ребенку, что нос это не только то, что находится на его лице, нос есть у куклы, у мишки, у настоящей птицы, у корабля и самолета. Так происходит обобщение понятий.
Название деталей одежды. Полезно наряжать куклу и называть детали ее одежды: платье, юбка, футболка, брючки, носки, пижама. Это способствует и развитию мелкой моторики!
Изучение основных понятий: предлогов и отношений предметов в пространстве (кукла в кроватке, кукла под одеялом, кукла на стуле и пр., цветов, размеров (платье у куклы красное, ленточка желтая, у маленькой куклы маленькое платье, у большой – большое) и тому подобное.
Осознание действий, чувств и стремлений. Игры с куклами дают понять и осознать целую палитру действий, чувств и ощущений: спать, есть, сидеть, засыпать, чувствовать себя голодным, смеяться, плакать, обижаться, радоваться и так далее. «Куколка хочет есть? Надо ее накормить!» «Кукла устала, пора уложить ее спать» «Кукла проснулась, можно одеть ее и погулять с ней».
Эмоциональное и социальное развитие. Для маленьких детей игра – это способ понять мир, привычная для них деятельность. Психологи называют ее ведущей в дошкольном возрасте. Укачивая куклу, закутывая, подавая ей пищу, дети учатся быть любящими по отношению к Другому. В играх с куклой они моделируют представления о том, как о них заботились взрослые. Дети воспроизводят действия родителей, увиденные по отношению к ним: разные способы ухода и заботы, обучения, времяпровождения, которые ранее наблюдали в своем окружении. Дети в игре успешно копируют родителей в общении с Другими, в разговорах с близкими, в беседах по телефону, занятиях на кухне. Все эти социальные сценарии они воспроизводят в играх с куклами. Это особый детский способ познавать мир и создавать свой мир при помощи обыденных событий.
Социальный опыт. В играх с куклой дети копирую отношения взрослого к ребенку. Это – зеркало для родителей, чтобы скорректировать процесс воспитания в семье. В игре дети часто воспроизводят роль взрослого, делают это с огромным удовольствием, так как это их способ научения. Но не только! Дети в играх с куклой часто принимают роль взрослого, чтобы стать, как он, ощутить власть, начать контролировать самим. В дошкольном возрасте у детей для этого не так-то много возможностей. Поэтому они компенсируют это в игре. Если ребенок в игре чрезмерно авторитарен, пора пересмотреть родителям свои воспитательные приемы. Тем не менее, игра с куклой из роли доброго, отзывчивого взрослого – это возможность для ребенка почувствовать свою добрую силу, ответственность, заботу.
Воспитание основ безопасности. Через игры с куклой родители могут проиграть «безопасном режиме» алгоритмы поведения на дороге, на перекрестке, у воды, на льду, в кабинете врача, в супермаркете, в толчее на рынке. Так постепенно на примере куклы можно привить ребенку чувство контроля над ситуацией.
Изменения в семье. Куклы помогут подготовить малыша к появлению младшего братишки или сестренки. В играх с куклой можно показать старшему ребенку, как взаимодействовать и заботиться о младенце, как его утешить, как с ним поиграть. Когда мама посвятит себя хлопотам с новорожденным, теперь уже старший брат или сестра смогут заботиться о своем «ребенке» – о кукле. Делать это можно параллельно с мамой. У ребенка появится свое поле деятельности. Теперь кукла с Вашей помощью позволит ребенку заниматься своим увлекательным, привычным, интересным делом – Игрой.
При этом важно не забывать просить о помощи что-то поднести, передать, постоять рядом с младенцем, показать ему своего «ребенка». Важно помочь теперь уже старшему ребенку осознать свою новую роль в семье – помощника, защитника, Старшего.
Помните, кукла – это игрушка, которая нужна и девочке, и мальчику. Она объединит их для игры в «Семью», даст мальчику опыт «ухода за ребенком», «заботы о маме», позволит осознать роль папы и мамы в семье. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям.
Играя с куклой, ребенок включает свое воображение и творческие способности. Пусть в ней не будет механических опций, заставляющих ее кричать, плакать, сосать соску, говорить «мама» и пр. Хорошая кукла для игры должна оставлять простор для фантазий, пробуждать собственные идеи, т. е. должна быть максимально открытой для игры. Пусть то, что у нее должно быть, будет сделано по замыслу ребенка и его руками. И пусть ребенок ведет с ней так, как ему хочется, и в этом осуществляются его мечты и желания.
Посмотрите внимательно и оценивающе на кукольный мир вашего ребенка, на его игры и на ваши совместные игры. Может, пришло время что-то изменить?