МААМ-картинки

«Давайте замолвим о кукле слово». Консультация для родителей

Анна Кругликова
«Давайте замолвим о кукле слово». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

Первая кукла – первый ребенок,

последняя кукла – первый внучонок.

Кукла — уникальная и фантастическая игрушка! Первые куклы встречаются в местах археологических раскопок, где жили люди в далеком прошлом. Кукла была придумана незря. Это игрушка на все времена. К сожалению, в XXI веке многие забывают об этом. Хочется надеяться, что все дети (и даже мальчики) успеют поиграть с ней в раннем и дошкольном возрасте. Ведь кукла с легкостью поможет научить ребенка самым разным полезным навыкам.

Публикация «„Давайте замолвим о кукле слово“, Консультация для родителей» размещена в разделах

Только речь идет о самой обычной кукле, известной нашим бабушкам и прабабушкам, а не о куклах Барби и всех ее последовательницах, вплоть до новых ее типов, включая Барби Вампир. С ними сложно играть маленьким детям, их не покормишь и не уложишь спать, обычно дети просто наряжают и украшают их, что сделать обычно трудно трех-четырехлетним девочкам. Лишь в более старшем возрасте девочки начинают успешно их переодевать и разыгрывать сюжеты с ними.

А вот самая обычная кукла открывает перед мамой и малышом много замечательных возможностей. Пригласить ребенка в игру от имени куклы, потанцевать и спеть песенку вместе, похвалить работу малыша, а также сопровождать с куклой весь длинный-длинный день: все эти приемы помогут родителям увлекательно и с пользой провести время общения с ребенком раннего и младшего дошкольного возраста.

Любите ли Вы играть с малышом в куклы? Может, Вы предпочитаете, чтобы дети сами играли с куклой? Напрасно. Многие современные дети предпочитают смартфоны, телефоны, активные действующие игрушки: машинки, паровозики, строительные наборы и разные конструкторы. Любимы детьми и мягкие игрушки. Они тоже полезны и важны для развития. Но такие игры не всегда «ролевые», «социальные». Именно самые обычные куклы обладают уникальным набором «развивающих опций».

Развитие мышления, мелкой моторики и навыков самообслуживания

Сюжетная игра при помощи куклы. Кукла позволит вам вместе с ребенком погрузиться в мир ролевой игры, ведь для этого она и предназначена! В возрасте от 2 до 3 лет дети обычно начинают разыгрывать мини-сценки с куклами и взаимодействовать с ними. Они могут проделывать целые связки последовательных действий с куклой, например: накормить куклу, искупать ее, и затем уложить в кроватку, погулять в саду, отвести к врачу и т. п. Такие подражательные игры – очень важная часть когнитивного (умственного) развития.

Снимаем одежду с куклы и надеваем ее. Хотя некоторые части одежды дети снимают довольно легко, в целом, умение обращаться с одеждой — довольно сложный навык, и потренироваться на кукле очень полезно! Дети с большим удовольствием сначала раздевают и одевают кукол, а потом пробуют раздеваться и сами. На кукле можно отрепетировать такие действия, как снимание и надевание шапочки, носков, футболок, юбок и брючек, штанов, расстегивание молний и крупных пуговиц. На ножки крупных кукол можно натягивать и башмачки.

В ролевых играх с куклой незаметно и мягко развиваются и навыки самообслуживания, и воспитывается самостоятельность. Игры с куклой дают возможность детям попрактиковаться в удержании и использовании ложек, бутылочек, чашек, мисок, а позднее вилок и ножей. В игре с куклой ребенок учится действовать обеими руками одновременно: удерживать куклу во время «кормления» или в процессе одевания.

Купание. Многие детки обожают купать кукол в ванне. Это можно делать с воображаемой водой, в пустой ванночке, если игры с настоящей водой проводить неудобно. Это хороший способ научиться алгоритму действий: сначала наполняем водой ванну, затем берем шампунь, затем намыливаем голову, споласкиваем и вытираем. Современные куклы с синтетическими волосами прекрасно позволяют это делать.

Полезно привлекать детей к организации как игрушечной ванны (для куклы, так и обычной (взрослой) для ребенка с куклой. При этом дети получают чувственно понятный сенсорный опыт с водой разной температуры, с мылом, пеной, шампунем. В это же время можно поговорить о купальных принадлежностях, средствах для душа и мытья головы, обсудить вопросы безопасности купания. Затем уже сами дети смогут пересказать все это любимой кукле и «успокоить» ее во время купания. Так куклы помогают детям преодолеть страх купания и умывания.

Уход и гигиена. Куклы дают прекрасные возможности для закрепления в жизни ребенка навыков ухода за собой и личной гигиены, таких как: мытье рук и головы, тела, чистка зубов, расчесывание волос.

Приучение к горшку. Конечно, приучение к горшку скорее связано у ребенка с пониманием собственного состояния. Это длительный и непростой процесс. В то же время такие интимные ситуации «пора на горшок» могут быть впервые разыграны на кукле: «Ой, ой, кажется куколке пора на горшок!» Ребенка можно привлечь к усаживанию куклы, к ее сопровождению в этой позе, а потом к тому, чтобы похвалить куклу, а попозже сделать так, как она.

Речевые навыки. Кукла помогает детям совершенствовать свою речь и умение общаться, познавать себя и свое тело, личные вещи.

Диалоговая речь и вопросы. Чтобы стимулировать речевое развитие ребенка, развивайте игровые ситуации с куклой: «А где кукла Катя?», «А где у Кати глазки?», «А что Катя любит кушать?»

Части тела. Куклы прекрасно подходят для изучения частей тела: глазок, носа, рта, ушек, локотков. При помощи куклы легче и интереснее донести ребенку, что нос это не только то, что находится на его лице, нос есть у куклы, у мишки, у настоящей птицы, у корабля и самолета. Так происходит обобщение понятий.

Название деталей одежды. Полезно наряжать куклу и называть детали ее одежды: платье, юбка, футболка, брючки, носки, пижама. Это способствует и развитию мелкой моторики!

Изучение основных понятий: предлогов и отношений предметов в пространстве (кукла в кроватке, кукла под одеялом, кукла на стуле и пр., цветов, размеров (платье у куклы красное, ленточка желтая, у маленькой куклы маленькое платье, у большой – большое) и тому подобное.

Осознание действий, чувств и стремлений. Игры с куклами дают понять и осознать целую палитру действий, чувств и ощущений: спать, есть, сидеть, засыпать, чувствовать себя голодным, смеяться, плакать, обижаться, радоваться и так далее. «Куколка хочет есть? Надо ее накормить!» «Кукла устала, пора уложить ее спать» «Кукла проснулась, можно одеть ее и погулять с ней».

Эмоциональное и социальное развитие. Для маленьких детей игра – это способ понять мир, привычная для них деятельность. Психологи называют ее ведущей в дошкольном возрасте. Укачивая куклу, закутывая, подавая ей пищу, дети учатся быть любящими по отношению к Другому. В играх с куклой они моделируют представления о том, как о них заботились взрослые. Дети воспроизводят действия родителей, увиденные по отношению к ним: разные способы ухода и заботы, обучения, времяпровождения, которые ранее наблюдали в своем окружении. Дети в игре успешно копируют родителей в общении с Другими, в разговорах с близкими, в беседах по телефону, занятиях на кухне. Все эти социальные сценарии они воспроизводят в играх с куклами. Это особый детский способ познавать мир и создавать свой мир при помощи обыденных событий.

Социальный опыт. В играх с куклой дети копирую отношения взрослого к ребенку. Это – зеркало для родителей, чтобы скорректировать процесс воспитания в семье. В игре дети часто воспроизводят роль взрослого, делают это с огромным удовольствием, так как это их способ научения. Но не только! Дети в играх с куклой часто принимают роль взрослого, чтобы стать, как он, ощутить власть, начать контролировать самим. В дошкольном возрасте у детей для этого не так-то много возможностей. Поэтому они компенсируют это в игре. Если ребенок в игре чрезмерно авторитарен, пора пересмотреть родителям свои воспитательные приемы. Тем не менее, игра с куклой из роли доброго, отзывчивого взрослого – это возможность для ребенка почувствовать свою добрую силу, ответственность, заботу.

Воспитание основ безопасности. Через игры с куклой родители могут проиграть «безопасном режиме» алгоритмы поведения на дороге, на перекрестке, у воды, на льду, в кабинете врача, в супермаркете, в толчее на рынке. Так постепенно на примере куклы можно привить ребенку чувство контроля над ситуацией.

Изменения в семье. Куклы помогут подготовить малыша к появлению младшего братишки или сестренки. В играх с куклой можно показать старшему ребенку, как взаимодействовать и заботиться о младенце, как его утешить, как с ним поиграть. Когда мама посвятит себя хлопотам с новорожденным, теперь уже старший брат или сестра смогут заботиться о своем «ребенке» – о кукле. Делать это можно параллельно с мамой. У ребенка появится свое поле деятельности. Теперь кукла с Вашей помощью позволит ребенку заниматься своим увлекательным, привычным, интересным делом – Игрой.

При этом важно не забывать просить о помощи что-то поднести, передать, постоять рядом с младенцем, показать ему своего «ребенка». Важно помочь теперь уже старшему ребенку осознать свою новую роль в семье – помощника, защитника, Старшего.

Помните, кукла – это игрушка, которая нужна и девочке, и мальчику. Она объединит их для игры в «Семью», даст мальчику опыт «ухода за ребенком», «заботы о маме», позволит осознать роль папы и мамы в семье. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

Играя с куклой, ребенок включает свое воображение и творческие способности. Пусть в ней не будет механических опций, заставляющих ее кричать, плакать, сосать соску, говорить «мама» и пр. Хорошая кукла для игры должна оставлять простор для фантазий, пробуждать собственные идеи, т. е. должна быть максимально открытой для игры. Пусть то, что у нее должно быть, будет сделано по замыслу ребенка и его руками. И пусть ребенок ведет с ней так, как ему хочется, и в этом осуществляются его мечты и желания.

Посмотрите внимательно и оценивающе на кукольный мир вашего ребенка, на его игры и на ваши совместные игры. Может, пришло время что-то изменить?

Публикации по теме:

«От улыбки станет всем светлей, или Давайте будем вежливы!» Консультация для родителей«От улыбки станет всем светлей, или Давайте будем вежливы!» Консультация для родителей «Вежливость порождает и вызывает вежливость» Эразм Роттердамский Всем нам, и маленьким и взрослым хочется, чтобы окружающие нас люди.

Консультация для родителей «Давайте воспитывать доброту» Консультация для родителей. Доброта – качество, которое ценится во все времена. Что такое доброта? Это способность сопереживать и делится.

Консультация «Давайте дышать правильно» Консультация для родителей и педагогов Проблема оздоровления детей будет всегда стоять остро, это связано с трендом ухудшения здоровья.

Консультация для педагогов «А давайте сочинять сказки?!» А ДАВАЙТЕ СОЧИНЯТЬ СКАЗКИ! Консультация для педагогов и родителей. Воспитатель Федорова Лилия. Сколько бы мы, родители, не покупали своим.

Консультация для родителей «Давайте играть вместе» Уважаемые родители, сегодня я вам предлагаю поговорить о игре. Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок вырос самостоятельным, умным,.

Консультация для родителей «Давайте поиграем» Совместные игры для родителей и детей приносят большую пользу в становлении детского характера. Также совместные игры не только сближают,.

Консультация для родителей «Давайте танцевать!»Консультация для родителей «Давайте танцевать!» Консультация для родителей «Давайте танцевать!» Человек начал танцевать очень давно, гораздо раньше, чем начал говорить. Желание танцевать.

Консультация для родителей «Слово «нельзя» в жизни ребенка» Любовь родителей к своим детям, а особенно бабушек и дедушек к внукам порой не знает границ. Малышам разрешается все, и выполняются любые.

Консультация для воспитателей «Доброта. Что означает это слово?» Доброта. В словаре С. Ожегова об этом написано следующее: "Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать.

Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет)Мама — первое слово, главное слово в каждой судьбе, или Как мы готовились ко Дню матери (фотоотчет) МАМА — первое слово, главное слово в каждой судьбе Мама — первое слово, Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Давайте замолвим о кукле слово». Консультация для родителей
Опубликовано: 1 ноября 2020 в 13:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Давайте замолвим о кукле слово». Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кругликова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД