Эльмира Гурина
Консультация «Давайте говорить правильно!»
▼ Скачать + Заказать документы
Давайте говорить правильно!
В большинстве случаев дошкольники не знакомы с такой особенностью родного языка, как многозначность слова. Дошкольникам не просто понять, почему слова одинаково обозначают разные предметы, явления, действия и признаки, поэтому, даже встречая их в контексте, дети иногда затрудняются в объяснении того, что эти слова обозначают, путаются, а в результате воспринимают неверно информацию.
Публикация «Консультация „Давайте говорить правильно!“» размещена в разделах
Вопрос о многозначности слов привлекает своей не разработанностью. Развитое у ребёнка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с речевой ситуацией, способствует формированию умения свободно пользоваться языковыми средствами при построении связного монологического высказывания, соединять слова между собой, ориентируясь на их смысл, значения.
Нужно создавать условия для успешного овладения детьми грамматического строя речи, а так же знакомить и использовать в речи многозначные слова (слова, имеющие несколько значений, синонимов (слов, имеющих одинаковое значение, антонимов (слов, имеющих противоположное значение, омонимов (слов, имеющих одинаковое звучание, но различное значение, а так же слов в переносном смысле – научить детей умению понимать и использовать в своей речи многозначные слова.
Дошкольные годы – основной период, имеющий значение для развития речевого творчества детей, и наиболее продуктивный путь для диалога между понимающим взрослым и ребёнком, а так же друг с другом. Усилия педагогов должны быть направлены на создание педагогических условий, обеспечивающих эффективность в работе по формированию разных сторон речи – фонетики, лексики, грамматики.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления, присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира, через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Своевременное формирование грамматического строя речи ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку, язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: памяти, восприятия, мышления.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний.
Овладение русским языком начинается с раннего детства. В дошкольном возрасте ребёнок овладевает таким словарём, который позволит ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературные произведения, телевизионные и радиопередачи.
Обучение дошкольников родному языку, является одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи детей.
Отклонение в речевом развитии (отсутствие связной речи, грамматические ошибки построения речевых структур, неумение их исправить) является одной из причин недостаточной умственной активности и познавательной деятельности неуспевающих школьников.
Только последовательное обучение дошкольников родному языку позволит не только опираться на прошлое, но и строить обучение с широкой ориентировкой на будущее, последующее развитие речевых изменений и навыков. Словарная работа, безусловно, должна служить решению этих задач, но основным её направлением должно быть обеспечение языкового развития детей, создание условий для эффективного овладения разнообразными речевыми формами.
Поэтому, необходимо усилить работу над словом, как структурной единицей языка, определяющим свойством которой, является семантическое содержание, т. е. значение. Слова обладают многозначностью, полисемией, вступает в различные семантические отношения (синонимические, антонимические и другие, которые необходимо раскрыть детям с целью обеспечения полноценного усвоения ими родного языка. Только такая лексическая работа является необходимым условием освоения грамматического строя речи, развития связной монологической речи.
Явление многозначности или полисемия относятся к числу сложных проблем. В основе многозначности лежит употребление слов в переносном смысле. Источником полисемии так же могут быть и метафоры.
Изучение многозначности лексики имеет особое значение для стилистики.
Существование различных значений у одного и того же слова объясняют особенности употребления его в речи, влияет на его стилистическую окраску.
Вот, что говорил Исаковский о многозначности слов: «…Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут собственные его мысли, тем с большей определённостью, яркостью они могут быть выражены и, наоборот, у человека, плохо знающего язык, мысли неизбежно будут не ясными, не глубокими, бедными. Богатство языка – это Богатство мыслей…»
Интеллектуальное развитие детей успешно, если им предоставляют свободу при выборе содержания деятельности, способов решения возникающих проблем. Организованный процесс должен быть открытым, его содержание можно корректировать в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей, так как каждый ребёнок – неповторимая личность.
Необходимо отличить, что все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами. Ознакомление с действительностью происходит не только в процессе повседневного взаимодействия взрослого с детьми, но и организованно – на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей.
Игра, так же в широком её понимании рассматривается, как деятельность, мотив которой лежит в самом процессе действия. Мотив участия детей в играх- занятиях – это интерес к деятельности, предлагаемой взрослыми.
Исходя из этого, надо использовать в своей работе следующие формы организации детской деятельности:
- повседневная деятельность: бытовая, игровая, трудовая;
- специально планируемые игры-занятия;
- игры и упражнения, направленные на освоение и закрепление материала;
- самостоятельная деятельность.