Марина Сиднева
Эссе «Моя вторая мама»
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе "Моя вторая мама"
Данное эссе — это личный эмоциональный опыт взаимодействия педагога и ребенка в условиях детского сада.
Воспитывать ребенка – дело непростое. Но все мы, так или иначе с этим справляемся. Вопрос в другом - можно ли воспитать ребенка так, чтобы он вырос счастливым человеком.
Жизненный путь у каждого свой, но цель человеческой жизни у всех одна – человек хочет и может быть счастливым. Коллеги уговаривали меня написать о воспитании детей, а я сопротивлялась. Потом, когда все-таки села писать, то поняла почему – ответственность. Такая большая- пребольшая ответственность. Шутка ли сказать – о детях надо писать. Объяснять, что с ними происходит, как их надо воспитывать… Они маленькие, беззащитные, полностью зависят от нас. Одно неловкое движение, слово, поступок и все, что-то поломалось, не восстановишь, не перепишешь. Это как у скульпторов - чуть пережал резцом, и груда строительного мусора образовалась. Даже не могу сказать, сколько раз я свое «эссе» переписывала. То с одного конца подойду, то с другого. С вечера нравиться, что написала, а с утра понимаешь, что ерунда какая- то получается. Просто как заколдованное «эссе» получается. Ну не получается у меня сегодня все систематизировать и структурировать, хотя я это очень люблю делать. Поэтому прошу меня сразу простить, не судить строго. Мне, кажется, что это как раз тот редкий случай, когда можно и нужно показать общее направление, смысл, подход.
Публикация «Эссе „Моя вторая мама“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Раннее утро. В группу входит Олег. Глаза колючие, руки сжаты в кулаки, напряженное с ног до головы дитя ищет, кого бы задеть. «Олежек, подойди, пожалуйста, ко мне…» Подходит не сразу, через силу: «Ну, что я сделал? Я никого не трогал…». Просто беру его на руки и прижимаю к себе. Сначала сопротивляется, ворчит, вырывается. Я молчу и обнимаю. Через несколько секунд затихает, кладет голову мне на плечо, тяжко вздыхает, постепенно дыхание становится ровным, тело мягким. Олег: «Все.». «Лети птенец, в добрый путь, теперь твой день точно будет добрым». Мы ответственны за тех, кого приручили.
Завтрак. Каждый день кто- нибудь из детей дежурит по столовой. Обычно вызываются помогать самые проворные и умелые дети. Сегодня эта роль досталась Саше. Это скорей «нелюбимый» ребенок в семье, нежели «любимый». Семья успешная, состоятельная и в материальном плане и в социальном. А у Саши серьезные проблемы со здоровьем. Хотя этого никто не озвучивает, но Саша «не оправдал» высокого статуса семьи и его не принимают до конца. Получив важное поручение, Саша кинулся накрывать на стол и так торопился, что разбил чашку. После этого с ним случился «паралич», он трясся, как осиновый лист, и, наверное, считал, что наказание будет «ужасным». За завтраком он боялся поднять глаза. И вдруг Саша услышал: «Ребята, сегодня Саша первый раз накрывал на стол, посмотрите, как он постарался». И вдруг Саша слышит от ребят: «Спасибо, Саша!», «Молодец, Саша!»,
«Нам очень приятно, Саша!». Наверное, это и был тот самый «незаслуженный Аванс», который ему выдали дети и взрослые, как раз в тот момент, когда он очень нуждался в искреннем человеческом участии. Нередко, именно вера в ребенка способна творить чудеса, воспитать в нем самые лучшие человеческие качества.
Зоя сосредоточена на изготовлении подарков к Новому году. Она что-то режет, клеит, бегает по группе, отыскивая нужную ей ленточку или с трудом подбирая под елкой рассыпанные блестки, которые тоже пытается приклеить на «подарки». Она старается. Но у нее что- то не приклеивается, что- то не вырезается, что- то, «особенно мелкое» даже в руки «не берется». Она начинает раздражаться. И подарки очень хочется сделать, и не получается и устала до невозможности. Тут она начинает раздражаться. А там и срыв не за горами. «Зоя, давай закончим вместе.» Зоя так обрадовалась, что ее хмурое, напряженное лицо просияло.» Хорошо улавливать такие моменты, предлагать ребенку помощь, а если он с радостью помощь принимает, то помогать, а не ждать, когда раздражение и слезы хлынут потоком.
Собираемся на прогулку. Вот Размик начал разбрасывать вещи, вываливать одежду из шкафа. По нему видно, что он уже устал, возможно, хочет спать, или из-за перенесенной болезни чувствует себя измотанным: «А он, мятежный, просит бури…». А сам, да и другие дети смотрят на меня изучающе. Вообщем, мне предоставляется шанс ударить в грязь лицом. «Решил разбросать вещи?». «Да…»- звучит уже не так категорично. «Ну, хорошо, разбросай, - когда устанешь, скажи, будем убираться». Размик разбрасывает вещи уже нехотя, затем совсем прекращает. Никакого желания разбрасывать в нем уже нет. Еще один острый угол миновали. Ребенку стоит большого труда справляться даже с теми нагрузками, которые нам взрослым кажутся ерундовыми, не говоря уже о более сложных ситуациях.
Отход ко сну. Нам кажется, что может быть проще – взял и заснул! Но для ребенка – это труднейшая задача. Тот, кто страдал бессонницей, знает, какая это мука. Человек может часами ворочаться в кровати, как дичь на вертеле. Дима тоже очень устал- то Арину заденет, то тапки под кроватью начнет двигать, то разговаривать сам с собой. Мозг ребенка еще не научился систематизировать протекающие в нем процессы, он еще не способен длительно концентрироваться на одной задаче. Он постоянно отвлекается. Его что - беспокоит, не дает уснуть. Как пройти это «узкое место»? Сажусь рядом. «А вы мне привяжите веревочку к удочке?» «Я уже привязала - вот, смотри». «А где, мое семечко из клена, потерял…»(готов заплакать).
«Вот оно, в коробочке». Он просто устал, и все капризы – естественная реакция уставшего ребенка. Постепенно тревога уходит, все его «сокровища» на месте и Дима засыпает.
Вечер. Детей становится все меньше и меньше. Пришла мама за пятилетней Зоей (опять Зоя, сегодня у нее трудный день). Уходила с хорошим настроением, с желанием поскорее одеться и ехать домой, чтобы дорисовать свой рисунок. Рисование – это ее любимое занятие (наверное, будет, как дедушка, художником в Академии). В раздевалке на «ее беду» оказывается мальчик, который спрашивает Зою, как ее зовут, сколько ей лет и много других вопросов, которые просто принуждают ее к отсрочке задуманного. Взрослые не чувствуют и не понимают устремлений Зои, «подливают масла в огонь», требуя, подробных ответов. Зоя повторяет, что хочет рисовать. Но ее желание никто не слышит, еще и комментируют его эмоционально негативно:
«Вечно ты не слушаешься! Почему ты такая упрямая?» Зоя отреагировала «блистательно». Она так стукнула кулаком по двери, что все закрыли уши. Конечно, по форме она поступила неправильно, а по сути? По сути, была права. Девочка хотела поскорее переодеться и продолжить свое любимое занятие, она его даже озвучила дважды, но ее никто не услышал, более того ее еще и обругали, уничижительно, претенциозно. Что было делать? Терпеть? В пять- то лет? Я не уверена, что мы сможем сдержаться и в 20, если с нами не будут считаться. Часто нам кажется, что нашему ребенку жить легко и просто, и трудностей у него никаких в жизни нет и препятствий тоже. Попробовать подойти с ребенком к большому зеркалу. Вот - малыш, а вот мы, взрослые, его препятствие. Препятствие огромное, просто гигантское между «хочу ребенка» и «хочу взрослого».
Ребенок живой человек, он личность. Все мы сотни раз слышали, что к ребенку следует относиться, как к личности. Что это значит для нас? он все понимает? Требовать с него как со взрослого? Конечно, нет! Ребенок для нас личность в том плане, что у него есть самоуважение, самолюбие. Ему тоже бывает страшно, больно, обидно, неловко. В этом смысле или с точки зрения своей уязвимости, он для нас личность, как и любой взрослый или даже больше. А вот с точки зрения умения справляться с нагрузками, усмирять свои желания, поддерживать социальные отношения, это для него пока трудная задача, в решении которой ему надо помочь
Хорошее настроение ребенка – это не случайность и не следствие счастливого сочетания обстоятельств. Хорошее настроение ребенка, его радость и счастливое детство - это наша задача, это то, чем мы должны и занимаемся неустанно.
И теперь самое трудное. Почему я все- таки решила написать эссе и назвала его «Моя вторая мама?»
Ян: «Мамочка, мамочка, давай в Бабку - Ежку». Смотрю вопросительно. Смутился: «То есть, Марина Викторовна».
Влад: «Мам, а погладишь меня, а то я не усну»… «Конечно, Владик» - даже не заметил. Ведь мама на работе.
«Мама, а давай карту рисовать, будем на прогулке клады искать»…
«Давай, неси большой лист, Никита»…Тоже не заметил.
«Мам, мам, мам, он жука по ведру гоняет, а у жука голова закружится!»…Тоже перепутал. А может быть нет? Не перепутал? Не забыл? Заметил? Может быть все- таки мама, пусть даже вторая. Главное, что нужная детям, делающая нашу с ними жизнь счастливой.
Воспитатель старшей группы
Сиднева Марина Викторовна 2014 год.