Евгения Владимировна Немцева
Цвет для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет для детей дошкольного возраста
В работе с цветом педагог должен учитывать, что:
• цветовые предпочтения у детей с возрастом изменяются;
• цвет помогает помогает усваивать ребенку новую информацию;
• цвет у детей – это средство выражения эмоций, которые порой трудно выразить словами;
• цвет – это область, в которой дети начинают утверждать себя.
Публикация «Цвет для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, - это цвет. Научно доказано, что младенцы видят только белое и черное. В промежуток от шести недель до двух месяцев они начинают различать красный цвет. Затем они воспринимают другие яркие цвета : желтый, зеленый, оранжевый. С возрастом цветовые предпочтения детей изменяются.
Знакомство ребенка с цветом начинается с беспорядочных цветовых каракулей, штрихов, пятен. Он ещё не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия с цветом упражняют руку, ведут к улучшению координации движений, накоплению цветового опыта.
Период раннего и младшего возраст, где все внимание ребенка направлено на освоение новых материалов и интерес к краскам, объясняется возможностью получения на листе бумаги ярких цветовых пятен. Цвет может не связываться ассоциативно с эмоциями, настроением. Детей этого возраста привлекают наиболее яркие и чистые цвета. Развитие детей в цвете в этот период больше всего зависит от того, насколько активно они совершают практические действия с предметами. Взрослый показывает, дает в руки малышу разные предметы, обращая внимание на цвет. Это могут быть кубики, мячи, фрукты, овощи, игрушки. В возрасте от 2 до 3 лет дети узнают и называют многие предметы, даже если их цвет им не знаком.
Третий год жизни детей характеризуется быстрым развитием речи, накоплением личного опыта, развитием конкретного, образного мышления, развитием эмоциональной сферы. Ребенок может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. Под определение красного могут попадать предметы оранжевого, бордового, коричневого цветов. Это особенно заметно, если педагог в работе использует разные цветовые палитры. Например, палитра овальной формы с наклеенными цветными кругами семи цветов радуги. Палитра с наклеенными цветными кругами оттенков красного или зеленого цветов. В практической работе с такими палитрами особенно заметно, что к пяти годам у детей особенно ярко выражено желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет – «кирпичный, томатный, кровавый, солнечный». Таким образом за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная.
К четырем – пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, цвет помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог может не только использовать задания по цветоведению, но и обращать внимание на роль цвета в окружающей жизни. Так, например, цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей
В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятием «нравиться – не нравиться», «красиво – не красиво».
Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств детского зрения. Если окружающая среда представлена яркими, светлыми тонами, например голубое небо, яркая зелень, значит, улучшается ориентация в пространстве и подстерегающая опасность может быть вовремя обнаружена. И наоборот, темные тона ассоциируются с сумерками или ночью.
Таким образом, светлые тона и яркие цвета на подсознательном уровне кажутся более привлекательными и приятными для зрения. Темные – тревожными, несущими опасность.
Цвет – одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке.
Литература. Дубровская Н. В. Цвет творчества. Парциальная программа художественно-эстетического развития дошкольников.