Анна Назарова
Консультация «Cтоит ли учить детей раннего возраста читать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Стоит ли учить детей раннего возраста читать?
Подготовка детей к школе это важная часть работы воспитателя детского сада. Очень часто мы сталкиваемся с родителями которые ждут от детей завышенных результатов. Например: освоения техники чтения в возрасте 3 лет. Разумеется все родители мечтают воспитать своего ребенка «умным». Большинство мам считают, что если ее ребенок научился читать то он готов к школе. В связи с этим многие родители не только принимают участие в воспитательно-образовательном процессе детского сада, но и пытаются внести предложения и даже требования. Но зачастую это не возможно осуществить так как это противоречит реализуемым программам и возрастным особенностям детей.
Публикация «Консультация „Cтоит ли учить детей раннего возраста читать?“» размещена в разделах
Так давайте разберемся:
- стоит ли учить детей раннего возраста читать?
–Стоит!- скажут многие родители. Но это не совсем так. Есть такое понятие как возрастные особенности развития ребенка. Возрастные особенности развития -это определенные качества анатомического, физического, психического развития детей в конкретном возрасте. Возрастные особенности не возможно игнорировать. Во всех утвержденных образовательных программах, на основании которых осуществляется образовательный процесс в детском саду, четко прописаны нормы освоения образовательной деятельности в соответствие с возрастными особенностями детей.
Увлеченность родителей обучением своих детей раннему чтению вопрос очень спорный. Научить ребенка читать в 3-4 года можно! Но какова цена? Существует множество мнений что современные дети не такие как предыдущие поколения, они на много умнее. Возможно дети и другие но они по прежнему дети. И их ведущая деятельность это игра и в первую очередь познание окружающего мира. Можно много рассуждать о том, что можно учить играя –НО! Играя, не играя а ребенок во время освоения навыков чтения прилагает огромные умственные усилия. А с учетом того что большинство детей раннего возраста имеют проблемы с речью (дефект звукопроизношения, нарушение фонематического восприятия) обучение чтению становится пыткой для ребенка. При таких проблемах обучения ребенка чтению не приведет к положительному результату или вызывает негативное отношение к чтению которое сохраняется на многие годы. На мой взгляд -гораздо важнее обратить внимание звукопроизношение ребенка. Умственное перенапряжение ребенка в раннем возрасте тоже не принесет хороших результатов. Внимание детей в раннем возрасте рассеянное и по времени не продолжительное. Но при обучении чтению ребенок перенапрягает мозг пытаясь сосредоточиться, что тоже негативно влияет на психологическое состояния ребенка. Вот что по этому вопросу утверждает кандидат психологических наук, профессор Анна Владимировна Семенович:
«Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает ее, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредоносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Указанная неадекватность такого акта определяется прежде всего тем, что он входит в противоречие с основополагающими, широко известными закономерностями психического развития, обозначаемыми представителями разных психологических школ (А. Фрейд, М. Клайн, Л. С. Выготский, К. Левин, Д. Б. Эльконин и др.) как кризисный период. Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной во времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях».
Существует множество утверждений и мнений, одни- за, другие- против. Но стоит ли «овчинка выделки» — решать Вам, так все дети разные! Можно даже сказать–уникальные! И подходы к обучению нужно подбирать индивидуально.