Ольга Зарубина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Занятие в старшей группе из цикла «С чего начинается Родина?»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР - детский сад №13 «Радуга»
Цикл занятий «С чего начинается Родина?»
Воспитатель : Зарубина Ольга Геннадьевна
г. Гусиноозерск
2014 г
Пояснительная записка
Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Перед дошкольным образовательным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, родному краю, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, Занятие в старшей группе из цикла „С чего начинается Родина?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Актуальность:
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, любви к своей Родине, городу, семье, имеют недостаточные знания о своем родном крае.
Цель:
Усвоение опыта общественной жизни, активное познание дошкольниками социальной действительности.
Разработанный цикл занятий направлен на формирование нравственных качеств, а оно начинается с ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями, памятниками, природными богатствами, а также родословного древа – история родного города неразрывно связана с людьми.
Задачи:
Введение цикла занятий с использованием регионального компонента способствует:
• Формированию чувства ответственности и гордости за достижения своих земляков;
• Формированию бережного отношения к природе и всему живому;
• Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине.
Предварительная работа:
Экскурсии, целевые прогулки, тематические беседы, дидактические игры и упражнения.
Активное участие в этой работе принимают родители : составление рассказов, совместное участие в подготовке выставке рисунков, подборка фотографий.
Область применения:
Данный материал может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в непосредственно-образовательной деятельности, познавательных мероприятиях.
Темы занятий :
«С чего начинается Родина?»
«Мой город – Гусиноозерск»
«Гусиное озеро. Подводное путешествие».
Занятие 1
Тема: «С чего начинается Родина?»
Задачи: 1. Формирование чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина.
2. Пробуждение интереса к истории своего рода, желание делиться знаниями с товарищами. Формирование грамматического строя речи и расширение словарного запаса.
3. Воспитание чувства долга и любви к ближним.
Материалы и оборудование: большие листы бумаги с изображением «схемы» дерева (на каждого ребенка и воспитателя по одному, магнитная доска, семейные фотографии, пирамида.
Словарная работа: род, родство, родственники, семейное древо.
Ход НОД:
Воспитатель : Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу передать его вам. Улыбнемся друг другу. Вот и прекрасно, что все мы улыбаемся.
- Сегодня наше занятие я бы хотела начать с таких слов М. Пришвина «Мы – хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - нужна вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна – Родина»
- Родина, о ней много говорят. А вы как думаете, что такое Родина? (наша страна, республика, родной город, родной дом, семья)
- Да, ребята, у каждого Родина начинается со своей семьи, родного дома.
- У вас дома есть семейные альбомы, в которых находятся фотографии близких людей, родных. Я попросила вас принести фотографии ваших родственников. Положите их на край стола, они понадобятся вам чуть позже. А сейчас подумайте и ответьте: кого называют родственниками?
(бабушек, дедушек, мам, пап, тети, дяди)
- Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А что значит слово «род»? (ответы детей)
- Если объединить все ваши ответы, то можно сказать, что род – это одна большая семья. У каждого род имеет свое начало. Самым уважаемым считается самый старший по возрасту член семьи. Кто самый уважаемый родственник будет в вашей семье? Почему?
(Дедушка и бабушка, потому что они прожили дольше всех и все знают и мы всегда обращаемся к ним с разными вопросами. Они нам советуют, как поступить в трудных случаях, помогают во всем).
- Верно, а мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители - вам. Пока вас не было, ваши родители назывались детьми. А как они стали называться с вашим рождением?
(родители – папа и мама)
- А сейчас Ксюша прочтет нам стихотворение о семье
Семья – это родное!
Сколько в ней света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными
За все их заслуги, за все их дела!
Глаза материнские нас согревают,
Как солнца сиянье, они горячи.
А руки отца от беды заслоняют.
Забота родных – как солнца лучи!
- Молодец, Ксюша! А сейчас обратите внимание на кольца, которые на моем столе. Любой род можно представить в виде колец. Егор, надень на палочку первое кольцо – это прабабушка и прадедушка.
Никита, подойди надень второе кольцо – это дедушка и бабушка.
- А какое кольцо следующее и как мы его назовем? (мы назовем его папа и мама) Надень следующее по размеру кольцо.
- А чье же кольцо будет следующим? (кольцо – вы сами) Надевают кольцо меньшим по размеру.
- У меня осталось еще одно, самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте! Скоро вы вырастете (это кольцо наши будущие дети)
- И что же у нас получилось? (пирамида)
- На чем держатся верхние кольца? (на самом большом кольце)
- Помните, как мы его назвали? (прадедушка и прабабушка)
(далее дети по кольцам пирамиды называют всех родственников)
Физминутка
- По пирамиде можно рассказать о родстве любого человека. У многих из вас есть братья, сестры, много родственников. Большой род всегда изображают в виде дерева. И называется оно семейным деревом. Вы все принесли фотографии и я тоже принесла. А еще я принесла изображение дерева (прикрепляю на магнитную доску). У вас на столе лежат такие же картинки. Давайте составим семейное древо наших родов. Я буду работать с большим деревом. А вы – за своими столами. Вот эти старые, пожелтевшие от времени фотографии – прабабушки и прадедушки. Располагаю их там, где у дерева корни. (постепенно поднимаясь вверх, располагаются все остальные фотографии)
- Посмотрите на свои деревья. Кто желает рассказать о своем роде? Вспомните, чем занимаются ваши родственники и где они живут. (рассказы детей)
- Видите, как интересно! Если у вас возникнет желание, после занятия можете рассказать о своем роде друзьям, а вечером возьмете схему дерева и дома попросите маму с папой или дедушек, бабушек продолжить составление вашего рода.
- Скажите, пожалуйста, с чего же начинается наша Родина?
- Как называется страна, где вы родились?
- Правильно, наша Родина – Россия. В России живет очень много людей и все они разные, но всех их объединяет одна Родина. Вы любите своих родственников, родных вам людей, бережете и заботитесь о них, также вы должны относиться и к своей родине.
- Сейчас дети нам прочтут стихотворение о Родине.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем.
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
- Молодцы! Сегодня вы рассказали много интересного о своих родных, замечательно прочли стихи. Спасибо!