Оксана Ломакина
«Космическое путешествие». Цикл занятий по теме «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю Вашему вниманию цикл занятий по теме "Космос". Данный материал я создавала в течение нескольких лет. Отдельные части могут повторяться, но это оправдано в данном случае. Надеюсь, что этот материал поможет Вам при подготовке ко Дню Космонавтики.
"Космическое путешествие".
Цель: Формировать понятие о Луне, как о спутнике Земли.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
Публикация «„Космическое путешествие“, Цикл занятий по теме „Космос“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Показать зависимость видимости с Земли формы Луны от освещения ее Солнцем. Развивать любознательность, познавательную активность. Формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.
«Социально-коммуникативное развитие»
поддерживать интерес к истории космоса. воспитывать уважение к героям космоса.
«Речевое развитие»
формировать монологическую речь; расширять и активизировать словарный запас: космос, космонавт, скафандр.
Подготовительная работа:
рисование иллюстраций на тему: "Этот удивительный космос"; рассматривание книг, чтение познавательной литературы (энциклопедии); беседы с детьми; экскурсии в планетарий, просмотр телепередач вместе с родителями.
Материалы и оборудование:
Глобус, мяч, иллюстрации с изображением Солнца и Луны, дидактическое пособие «Солнечная система», лампа, строительный материал, обручи. Иллюстрации к сказке о месяце, фотография Ю. Гагарина, «космические» шлемы.
Содержание деятельности:
В. - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но не в обычное, а в космическое. Хотите?
Д. -…
В. - Для того, чтобы отправиться в космос, нам нужно определить цель и путь нашего путешествия. Предлагаю Вам отправиться к спутнику нашей планеты. Разве вы не знаете, что это?
Тогда точно нужно лететь! Давайте посмотрим на космическую карту. Луна самое близкое космическое тело к Земле. Нарисуем путь на космической карте (пунктиром мелом).
-Ребята, а кто первым летал в космос? Вы знаете?
Д. -…
В. - Да, действительно, Юрий Гагарин. Для того, чтобы лететь в космос он прошел большую подготовку и много испытаний. А как вы думаете, какими должны быть космонавты? Что они должны уметь?
Д. -…
В. - А вот мы сейчас и проверим, какие вы ловкие, сильные и дружелюбные.
Игра «Ракетодром».
На полу разложены несколько обручей, оформленных в виде космических ракет. Количество «ракет» меньше, чем число играющих. В каждой «ракете» определенное количество мест. Дети идут по кругу:
Ждут нас быстрые ракеты для полета по планетам.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Дети бегут к ракетам, стараясь занять место. Те, кому ракеты не досталось встают в центр. (3 раза)
В. - А на чем мы полетим?
Д. -…
Мы построим, мы построим
Самый быстрый звездолет.
Все проверим, все устроим
И отправимся в полет.
В. - Давайте построим ракету! (строительство из строительного материала).
В. - Итак, надеваем космические шлемы.
Внимание, начинаем обратный отсчет:
5,4,3,2,1-пуск!
В. - Посмотрите на карту. Наша ракета взлетает с планеты Земля, она на пути к Луне.
-Ребята, Луна это спутник Земли. А что означает слово «спутник»?
Д. -…
В. - Спутник, это тот, кто всегда рядом, так вот Луна всегда рядом с Землей, она вращается вокруг нее. Бывает, что Солнце еще не зашло на небе, а Луна уже видна на другом краю неба. Солнце, Даже если скрыто за облаками, всегда присутствует на небе, без нее не бывает дня, а вот Луна иногда вообще не показывается на небе ночью или появляется ее часть- месяц.
Да и свети она слабо. А все потому, что Солнце светит своим светом (как лампочка, оно само его излучает, а Луна лишь отражает солнечный свет как в зеркале (словно елочная игрушка).
Люди слагали о Луне разные сказания и сказки. Вот одна из них:
Почему у месяца нет платья.
Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А оно и узко и коротко.
-Видно я ошибся, говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.
-Видно и теперь я ошибся,- говорит портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришел месяц к портному. Увидел портной: идет по небу круглый месяц- не месяц, а Луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.
-Почему же месяц остался без платья?
Д. -…
В. - Да, Луна все время изменяется-то она полная, круглолицая, то похожа на половину шара или серпик.
Почему же с Луной происходят такие волшебные превращения?
Опыт с глобусом, лампой и новогодним шаром. (Журнал «Обруч» №1 2003 г. С. 29)
Ну вот мы и прилунились. Можно встать и размять ноги и руки.
Физкульт-минутка.
В. - А как вы думаете, что можно найти на поверхности Луны?
Д.
В. - Посмотрите (иллюстрации). На Луне есть пустыни, горы и даже моря. Но на Луне нет ничего Живого: ни лесов, ни лугов, ни зверей, ни птиц, потому что на ней нет воздуха, а без воздуха жизнь невозможна. Да и моря там наполнены не водой, а безжизненной пылью.
Но Луне, наверное, очень хочется иметь свои моря, полные воды, поэтому она путается как бы перетянуть воду из наших морей к себе. Когда Луна движется над морем, вода в нем поднимается и наступает на берег. Такое явление называют приливом. Но как только Луна продвигается дальше, вода возвращается в море. Это отлив.
-Можно жить на Луне, снять шлемы и гулять по ней?
Д. -…
В. -А почему?
Д. -…
В. - Тогда летим домой? Возвращаемся на ракету.
Ракета меняет курс – на Землю!
В. -Земля! Посмотрите, какая красавица наша планета. Земля – единственная планета в Солнечной системе, на которой есть живые существа. Здесь есть вода, воздух и достаточная температура для жизни.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету!
В. - Вот мы и вернулись на Землю. Давайте посмотрим на звездную карту. Какая была цель нашего полета?
Почему Луну называют спутником Земли? А почему мы не смогли прогуляться по Луне без шлемов? Что Вам особенно запомнилось в нашем путешествии? Давайте поставим флажок на звездной карте. Луна для нас уже открыта!
Но на звездной карте еще много интересного.
Хотите еще раз отправиться в подобное путешествие? Тогда до новых встреч на звездных путях!