Антонова Татьяна
Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект «Ускользающая жемчужина Дальнего Востока»)
▼ Скачать + Заказать документы
Познание. Формирование целостной картины мира.
Конспект занятия «Ускользающая жемчужина Дальнего востока»
Задачи:
- познакомить детей с реликтовым растением - лотосом; дать представления о его особенностях, значении в жизни человека;
- развивать познавательную активность в ходе моделирования и экспериментальной деятельности;
- развивать коммуникативные навыки (умение внимательно слушать вопрос, рассуждать, делать предположения, основываясь на имеющихся знаниях и новой информации);
Публикация «Цикл занятий по ознакомлению с лотосом Комарова (проект „Ускользающая жемчужина Дальнего Востока“)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материал к занятию:
- экран, (мультимедийная презентация);
- фото-пазлы с изображением цветов;
- лепестки на каждого ребенка,
- свеча на каждого ребенка,
- таз с водой.
- цветок лотоса для игры,
- спортивное оборудование для создания полосы препятствий,
- фоновая запись,
- книга легенд,
- шкатулка, блокноты, карандаши.
Ход занятия:
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о…. А о чем мы будем вести беседу вы узнаете, если сложите эти пазлы.
(предлагает детям собрать пазлы с изображение цветов дальневосточной природы).
Воспитатель: О чем будет сегодня наш разговор?
Дети: О цветах.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о них, кроме того,что это цветы.
(Дети говорят, что эти цветы растут в Хабаровском крае, они занесены в Красную книгу края, знают названия цветов, рассказывают о том. что у них общее строение (есть корень, стебель, листья, цветок), различаются по строению цветка, разновидностью стебля и листьев, имеют разные виды корней, составляли Книгу легенд об этих цветах).
Воспитатель: (обращает внимание на собранные пазлы с лотосом)
А что вы можете рассказать об этом цветке?
(Дети предполагают что это кувшинка, похож на лилию и др.)
Воспитатель: Предположения все разные. Вы хотите о нем узнать побольше?
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: Как нам это сделать?
Дети: Можем спросить у взрослых, посмотреть в энциклопедиях, посмотреть телевизор…
Воспитатель: Все это верно. А я вам предлагаю отправиться в гости к самой Хранительнице дальневосточной природы. Она наверняка много знает об этом цветке. Как, согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите с собой фотографию незнакомого цветка, что бы Хранительница вам о нем рассказала.
Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи,выполнять движения по тексту.
К Хранительнице природы
Попасть совсем легко.
Лететь, ползти не надо
И ехать далеко…
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок-
Сихоте-Алиня вот отрог.
На сопках там багульник, видишь?
Шумит тайга. Её ты слышишь?
Над ней синеют небеса-
Откройте поскорей глаза!
Во время, «путешествия» детей, воспитатель перевоплощается в Хранительницу дальневосточной природы- надевает на голову венок из цветов и набрасывает на плечи платок.
3. Решение проблемы
Хранительница: Здравствуйте! Вы кто такие и откуда? Зачем пожаловали в мои владения?
Дети: Мы хотим узнать все об этом цветке (показывают фотографию лотоса).
Хранительница: Этот цветок- чудо нашей дальневосточной природы, его ускользающая жемчужина. Называется он лотосом, а точнее – лотос Комарова, по имени знаменитого исследователя нашего края. Этот цветок растет в водоемах. Путь к нему не близкий. Вы готовы идти к этому цветку?
Дети: Да.
Хранительница: Но прежде хочу у вас спросить- знаете ли вы правила поведения в природе?
Проводится игра «Передай цветок». Детям предлагается встать в круг и передавать цветок лотоса (сделанный оригами, при этом называя правила поведения в природе
Хранительница: Вижу, знаете как себя вести. Теперь можно и в дорогу отправляться.
Дети вместе с Хранительницей отправляются к озеру с лотосами, преодолевая препятствия- «кочки», «упавшее бревно», «тонкий мостик» и др. По ходу продвижения звучит музыкальное сопровождение.
Дети останавливаются около импровизированного озера- экран.
Хранительница: Вот мы с вами и пришли. Давайте полюбуемся этим прекрасным цветком.
Предлагает детям присесть на подушечки перед экраном. Демонстрация мультимедийной презентации о лотосе.
Хранительница: (читает стихотворение о лотосе)
Там, где дорога уходит в поля,
Озера синий платок.
Розовой прелестью, словно заря,
Манит всех лотос цветок.
Лотос – загадочной древности цвет,
Он, как лампада, горит.
Древних веков посылает привет,
Тайны Востока хранит.
Хранительница: Нравится вам цветок. Лотос –очень древнее растение. Его возраст более 100 мил. лет. Он видел динозавров и ящеров, гигантские папоротники и пережил ледниковый период. Таким прекрасным он явился в наш мир. Лотос – растение водное. Его корень находится глубоко в отложении ила. Длинный стебель, побираясь через толщу воды, выносит на поверхность дивный цветок.
У лотоса есть свои секреты. Хотите о них узнать?
Дети: Да.
Хранительница: (проведение эксперимента) Подойдите к столу и возьмите по одному лепестку. Теперь натрите одну сторону свечой. Опустите лепесток в воду. Что заметили?
Дети: Сторона, которая не была натерта свечой, стала мокрой. Сторона, которую мы натерли свечой, оказалась сухой. С нее скатывались капельки воды.
Хранительница: Это секрет лотоса. Его нежные лепестки покрыты тонким слоем воска, и поэтому, проходя через ил и толщу воды, лотос всегда остается чистым. У многих народов лотос-символ чистоты сердца и ума.
Лотос приспособился к нашим дальневосточным условиям, стал морозостойким растением. Обычно слой ила, в котором зимуют корневища, не промерзает и температура придонного слоя воды не опускается ниже +4 С. Это тоже секрет лотоса.
Ученые открыли поразительный факт: в ночь перед тем, как распуститься, бутон лотоса неожиданно нагревается… На следующие сутки, если ночью теплеет, эта естественная "печь" убавляет обороты, но температура бутона остается неизменной, почти человеческой - 35 градусов. Подобный трюк, "придуманный" лотосом, помогает и самим насекомым. Когда поутру бутон вновь раскроется, пчела или жук, отогревшись за ночь, бодрехонько вылетают оттуда, (показ слайда с насекомыми на лотосе). Лотос-естественная печка. И это тоже его секрет.
Лотос меняет свое положение вслед за солнцем. И это тоже секрет лотоса.
Давайте с вами представим, что мы лотосы. (Под спокойную музыку проводится физминутка.)
Раз, два, три – выросли цветы
(сжимать и разжимать кисти рук).
К солнцу тянут лепестки.
(поднять руки через стороны вверх, сложив ладошки в виде «бутончика»)
Солнцу улыбнулись, за ним повернулись.
(повороты туловища в стороны, руки с «бутончиком» вверху).
Лучик лепестков коснулся- лотос миру улыбнулся!
(медленно открывать «бутон» и опустить руки через стороны вниз)
Хранительница: Вот сколько секретов у лотоса. Этот цветок занесен в Красную книгу России и Хабаровского края. Подумайте, почему его нужно оберегать (предлагается детям самостоятельно определить причины, по которым лотос нужно охранять)
(Предполагаемый ответ): Лотосу приходится трудно. Нередко гибнут его цветы в букетах любителей экзотики. Редеют лотосовые поля и тогда, когда уходит влага при осушении земель. Питательные корневища растения с удовольствием поедает разная местная живность, особенно дикие свиньи («даже у навозного жука есть желание поесть меда из лотоса»,— гласит бенгальская поговорка). Да и домашний скот не проходит мимо аппетитных стеблей и корневищ лотоса.)
Лотос - прекрасное чудо планеты.
Стал исчезать он не с этого лета.
Этот красивый нежный цветок
Ярко сияет как огонек.
Люди жилища им украшали,
В пищу когда-то его потребляли.
И, наконец, стал известен он всем …
Быстро исчез, малочислен совсем.
Хранительница: Сегодня вы многое узнали. А что бы не забыть все новое, предлагаю все зарисовать вот в этих блокнотиках. (предлагает детям блокноты для зарисовки секретов лотоса - графическое моделирование).
У многих народов есть легенды о лотосе. И в наших краях ходят о нем легенды…
(Рассказ Хранительницы прерывают встревоженные голоса птиц (фоновая запись)
Хранительница: К сожалению, нам придется расстаться. Что-то случилось и меня зовут. А на память о нашей встрече, я дарю вам книгу «Легенды лотоса», а ваши «секреты» сложите в шкатулку, расскажите всем о замечательном цветке - лотосе.
Предлагает детям встать в круг, положить руки друг другу на плечи, выполнять движения по тексту.
Обратно в детский сад
Попасть совсем легко.
Лететь, ползти не надо
И ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так:
Один хлопок, еще хлопок-
И вот уж виден наш забор,
За ним наш сад и группа.
Как хороша прогулка наша.
Закончились чудеса – откройте поскорей глаза.
Вовремя возвращения детей в детский сад, Хранительница перевоплощается обратно в воспитателя.
Воспитатель: Рада снова вас видеть. Встречались с Хранительницей? Что нового узнали?
Дети показывают шкатулку и книгу «Легенды лотоса».
4. Постановка новой задачи.
Воспитатель: Вы после путешествия устали. Предлагаю идти погулять, а рассмотрим книгу и ваши записи секретов вечером. Да, пока вы гостили у Хранительницы, я тоже узнала кое-что о лотосе. Но об этом – на следующем занятии.
В свободной совместной деятельности с воспитателем дети читают книгу «Легенды лотоса», рассматривают зарисовки-модели, выбирают наиболее удачные и создают модель «Секреты лотоса».
Художественное творчество.
Конспект занятия «Лотос».
Задачи:
- закреплять знания о лотосе;
- продолжать формировать умения изготавливать поделки из бумаги; познакомить с изготовлением цветка лотоса в стиле оригами, используя пооперационные карты; закреплять знания о базовых формах, условных обозначениях;
- развивать глазомер, моторику рук;
- способствовать эмоциональному восприятию образа цветка лотоса через художественную деятельность;
-воспитывать аккуратность, самостоятельность, целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
Материал к занятию:
- модель «Секреты лотоса»,
- операционные карты для изготовления лотоса,
- листы салфеток,
- панорама озера для выставки лотосов.
Ход занятия:
1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Воспитатель: Вот перед вами наш лотос. Каждый лепесток- это его секрет. А вот и мой лепесток-секрет о лотосе. (Цветки обладают несильным, но приятным ароматом. Лепестки меняют свой цвет от белого в начале дня до розового к полудню. Плоды представляют собой орешки, образующиеся в углублениях цветка. Плод лотоса так и называется - многоорешек. Семена эти съедобны. В странах Азии из них готовят конфеты, вываривая орешки в сахаре. готовят заменитель кофе. Из корней готовят муку. Стебли лотоса ядовиты. Китайцы делают из него более 300 видов лекарств, а также, употребляют в пищу. Но для этого необходимо знать, какие части растения и в какое время следует использовать.) Лотос полезное растение- лекарь, пекарь, кондитер.
Воспитатель прикрепляет лепесток к модели лотоса.
2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель: А вы захватили с собой цветок? Нет? А почему?
Дети объясняют, почему нельзя рвать лотос.
3. Решение проблемы.
Воспитатель: Как жаль! Знаете что, давайте его сделаем. Делать будем из бумаги – салфетки. Как вы думаете, почему именно салфетка? (она мягкая, подходит для создания цветка с красивыми лепестками, Дети исследуют салфетку, подтверждая свои предположения)
Воспитатель обращает внимание детей на столы, на которых лежит все необходимое для работы.
Воспитатель: Прежде чем мы с вами будем делать цветок лотоса, рассмотрим операционную карту, (дети вместе с воспитателем анализируют план изготовления цветка, вспоминают условные обозначения, базовые формы, используемые в технике оригами). А сейчас давайте подготовим наши пальчики к работе – проведем гимнастику, (пальчиковая гимнастика).
Пальчиковая гимнастика «Лотос»
(Пальцы сжаты, ладони соединены пальцами кверху, локти в упоре на столе.)
Лотоса нежные цветки
Распускают лепестки.
(Медленно разводим пальцы и ладони, руки от локтя до запястья прижаты друг к другу.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Дети легко дуют на пальцы (не раздувая щек). Покачивание руками влево,вправо.)
Перед дождиком цветки
Закрывают лепестки,
(Медленно сжать пальцы и сомкнуть ладони.)
Головку наклоняют,
Как будто засыпают.
(Наклонить руки со сжатыми ладонями вперед.
Воспитатель: Теперь возьмите операционные карты, салфетки и приступайте к работе.
Дети работают под спокойную музыку. Воспитатель проводит индивидуальную работу по необходимости.
4. Презентация:
Воспитатель: Какие красивые получились лотосы. Несите их на наше озеро и будем любоваться.
Дети ставят свои работы на импровизированное озеро из ткани, на листочки. Воспитатель под спокойную музыку читает стихотворение:
Как символ нежной чистоты
В природе лотос расцветает…
От его дивной красоты
Вдруг все как будто замирает…
Подует легкий ветерок,
Бутоны лотоса качнуться,
И в мире звездно-голубом
От длительного сна проснутся.
Прелестно голову склонив,
На воду лепестки роняют,
Как розовые мотыльки
Они над озером летают.
Божественная благодать,
В душе покой и безмятежность…
И чудный лотос дарит вам
Свою любовь, добро и нежность.