Наталья Баранова
Цикл занятий для подготовительной группы «Музыкальная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Январь. Четвертая встреча в «Музыкальной гостиной»
Цель: конкретизировать знания детей об опере и балете.
Задачи:
- знакомить детей с профессией композитор;
- обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки;
- развивать музыкальное мышление, память, воображение;
- развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, средства музыкальной выразительности;
- способствовать овладению детьми музыкальными терминами: «композитор», «балет», «жанр», «опера»;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитывать любовь детей к музыке, художественный вкус, основы музыкальной культуры и музыкально-эстетического сознания.
Звучит отрывок польки Б. Чайковского и х\ф «Женитьба Бальзаминова») Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Ребята, вам знакома музыка, которая сейчас звучала? Если она звучит, вы оказались в «Музыкальной гостиной». А вы помните, о чем мы говорили, когда встречались в прошлый раз? (Ответы детей) Мы говорили о струнных музыкальных инструментах. Какие из них вы помните? (Ответы детей) А что нас ждет сегодня? Сегодня к нам в детский сад снова пришла посылка от феи Музыки. Давайте поскорее ее откроем. (Открывает и достает письмо и портреты композиторов). Ребята, вам знакомы эти люди? (Ответы детей) Давайте прочитаем письмо.
4 письмо от Феи Музыки:
«Мои замечательные друзья! Так приятно видеть, как вам нравится путешествовать по моей музыкальной стране! Вы делаете большие успехи! Я прислала вам портреты моих самых преданных и талантливых друзей. Я очень хочу, чтобы вы тоже познакомились с ними и подружились. Это композиторы. Некоторые из них жили когда-то давно, некоторые недавно, а некоторые живут рядом с вами и сегодня. Желаю вам интересных музыкальных открытий и впечатлений. Ваша фея Музыки»
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете, кто такие композиторы? (Ответы детей) Я бы сказала, что, во-первых, это очень талантливые люди. У каждого из нас есть свой определенный талант: кто-то хорошо поет, кто-то танцует, кто-то умеет очень вкусно готовить, а кто-то рисует замечательные картины. Некоторые умеют сочинять стихи. И так далее. А вот композиторы могут сочинять музыку. Вернее, они слышат ее в своей душе и доносят до других людей. Мы с вами уже знаем, что язык музыки универсален. Неважно, на каком языке говорит тот, кто слушает музыку – ее чувства понятны и близки всем. Запись музыкальных произведений происходит с помощью общепринятых во всем мире обозначений: нотного стана, нот и других музыкальных понятий. Если у человека есть специальные музыкальные знания, он может сыграть ноты, написанные композитором любой страны. Вот поэтому мы сейчас можем сыграть или послушать музыку, которую сочинили композиторы, жившие на земле 100, 200 или даже 300 лет назад.
Демонстрируется портрет Антонио Вивальди
Вот, например, Антонио Вивальди, итальянский композитор, скрипач, создатель концертов «Времена года». Родился он более 300 лет назад, а мы до сих пор помним его, знаем и любим его произведения. Давайте послушаем небольшой фрагмент его произведения.
Звучит фрагмент аудиозаписи Времена года «Зима» Антонио Вивальди
Уже знакомая вам пьеса, правда? А вот наш русский композитор, Петр Ильич Чайковский.
Демонстрируется портрет П. И. Чайковского
Он родился на 200 лет позднее Вивальди и так же сочинил цикл произведений «Времена года», но он совсем по-другому ощущал изменения в природе. Мы с вами уже познакомились с циклом в прошлом году. Давайте оживим в памяти, как звучит у Чайковского «Декабрь».
Звучит аудиозапись «Декабрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского
В процессе слушания произведения, педагог предлагает детям превратиться в снежинки подвигаться по залу. Дети импровизируют танец снежинок.
Слышите, совсем другое настроение. Быть может, все зависит от особенностей мироощущения композитора, или от того, что спустя 200 лет люди стали жить лучше, спокойнее.
А вот известный немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах,
Демонстрируется портрет И. С. Баха
музыкальный педагог и исполнитель, который написал за свою жизнь более 1000 произведений и все они были для исполнения на органе. Давайте послушаем одно из самых известных его произведений.
Звучит фрагмент аудиозаписи Nicholas Danby — Toccata И. С. Бах
Иоганн Себастьян Бах жил и творил свои бессмертные произведения в одно время с Антонио Вивальди.
Вообще, композиторов, за всю историю развития человечества было великое множество, но запомнились и стали знаменитыми немногие, чья музыка очень красива и проникновенна, и настолько близка, что хочется слушать ее снова и снова. В наше время, когда перед каждым человеком открывается много разных дорог и можно заниматься тем, что тебе близко, тоже живут люди, умеющие создавать музыку. И что очень важно для нас с вами, создано большое количество произведений для детей. Хотя П. И. Чайковский, например, тоже писал для детей – мы с вами знакомились его с пьесами из «Детского альбома».
Демонстрируется портрет В. Я. Шаинского
Перед вами замечательный детский композитор Владимир Яковлевич Шаинский. Самые известные детские песни были созданы при его участии. Давайте послушаем небольшие фрагменты.
Звучат фрагменты аудиозаписи песен В. Я. Шаинского «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Голубой вагон»
Под песню «Улыбка» педагог предлагает детям похлопать, под песню «Вместе весело шагать» дети маршируют на месте, под песню «Голубой вагон» дети качаются, обнявшись за плечи. По окончании прослушивания дети садятся на стульчики.
Беседа «Плоды деятельности композитора».
Нужно сказать, что композиторы создавали много различных произведений: и маленьких песенок, и больших пьес, довольно солидных произведений. Вы знаете, что существуют такие спектакли, в которых люди разговаривают только с помощью пения, или такие, где люди совсем не говорят, а только выразительно двигаются под музыку? (Ответы детей) И самую главную роль в создании таких представлений играют конечно же композиторы. Хотя без стараний артистов, музыкантов, писателей и множества других специалистов, невозможно создать такие чудеса.
Для того, что бы получился музыкальный спектакль, под названием «Опера», нужно, чтобы встретились композитор и писатель или поэт. Сначала создается текст, к нему – музыка, затем это все разучивают артисты и музыканты. Художники рисуют декорации, портные шьют костюмы, а если нужно, все действие еще украшается какими-нибудь танцевальными композициями, световыми эффектами. Давайте посмотрим небольшой фрагмент оперы.
Демонстрируется фрагмент оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка» ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить». Исп. лауреат терального конкурса им. С. Ермолина Оксана Клипка Н. А., постановка 2013 года.
Ребята, вам понравилось? (Ответы детей) хочется посмотреть, что там будет дальше? А может быть кто-нибудь из вас был в опере? (Ответы детей)
А вот музыкальный спектакль, где все герои только танцуют, все слова, переживания, просьбы, эмоции они передают с помощью движений, называется балет. Мы с вами сейчас посмотрим несколько отрывков.
Демонстрируется фрагмент балета П. И. Чайковского «Лебединой озеро» «Танец маленьких лебедей»;
Фрагмент балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» отрывок из второго акта.
Ребята, вам понравилось? (Ответы детей) хочется посмотреть, что там будет дальше? А может быть кто-нибудь из вас был на балете? (Ответы детей)
Я думаю, что вам обязательно нужно рассказать дома о том, что вы видели сегодня нового и интересного и попросить найти в Интернете понравившийся вам спектакль. А лучше организовать поездку в Н. Новгород и посмотреть своими глазами какое-либо представление. Давайте вспомним, о ком мы сегодня говорили? (Ответы детей) Мне кажется, что фея Музыки снова наблюдает за нами в волшебное зеркало. Помашем ей рукой и скажем «Спасибо!» на сегодня наша встреча окончена, до свидания!
Звучит полька Б. Чайковского из х\ф «Женитьба Бальзаминова», дети выходят из зала.