Наталья Баранова
Цикл занятий для подготовительной группы «Музыкальная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Ноябрь. вторая встреча в музыкальной гостиной.
Цель: сформировать знание о группе «Духовые музыкальные инструменты».
Задачи:
1. Формировать элементарные представления о духовых музыкальных инструментах.
2. Дать представление об основных особенностях строения духовых музыкальных инструментов, способах звукоизвлечения и приёмах игры.
3. Приобщить воспитанников к классической музыке через изучение духовых инструментов симфонического оркестра.
Публикация «Цикл занятий для подготовительной группы „Музыкальная гостиная“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Обогащать словарный запас, расширять кругозор детей, прививать любовь к музыке.
5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческих способностей детей
Звучит отрывок польки Б. Чайковского и х\ф «Женитьба Бальзаминова») Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель: Ребята, вам знакома музыка, которая сейчас звучала? Если она звучит, вы оказались в «Музыкальной гостиной». А вы помните, о чем мы говорили, когда встречались в прошлый раз? (Ответы детей) Мы говорили об ударных музыкальных инструментах. А что нас ждет сегодня? Сегодня к нам в детский сад пришла посылка от феи Музыки. Давайте скорее ее откроем. (Открывает и достает письмо и трубочку для коктейля). Ребята, вы что-нибудь понимаете? (Ответы детей) Давайте прочитаем письмо.
2 письмо от Феи Музыки:
«Ребята! Я очень рада, что вам нравится путешествовать по музыкальному миру. Сегодня я предлагаю вам самим догадаться, с группой каких инструментов вы будете знакомиться»
Музыкальный руководитель: как же нам догадаться? (Ответы детей) Нужно каким-нибудь способом извлечь из этой трубочки звук. Я попробую в нее дунуть. (м. р. дует в трубочку напрямую и сбоку) ребята, интересные звуки получаются? А какие музыкальные инструменты она вам напоминает? (Ответы детей) Правильно! Это различные дудочки.
Наверное, древний человек тоже вот так случайно дунул, например, в отломленный кусочек камыша. Полученный звук ему очень понравился и человек начал с ним экспериментировать. Из морских раковин, рогов животных и тростника получились отличные музыкальные инструменты. С течением времени, появилось большое количество подобных музыкальных инструментов, звучащих, когда в них попадал воздух и все их стали называть «духовые» музыкальные инструменты. Древние люди считали, что они как бы вдыхают в эти дудочки частичку своего духа. Сначала это были простейшие дудочки из дерева, кости, глины. Затем их стали изготавливать из металла. В наши дни - из высококачественных пластмасс, даже из стекла. Духовых инструментов создано великое множество. Их роль в жизни человека когда-то была внушительна. Когда необходимо было передать срочную информацию на дальние расстояния. Например, с помощью трубы или рога осуществлялась связь между какими-либо воинскими подразделениями, организовывалось войско, подавались сигналы для атаки, перегруппировки, отступления. Кроме того, были сигналы для походов и отдыха на привале.
В наше время подобное использование тоже возможно. В нашем детском летнем лагере отдыха используется пионерский горн. Когда нужно быстро собрать всех ребят на главной площадке – звучит определенный сигнал. Специальный сигнал подается утром – подъем и вечером – отбой.
А теперь давайте посмотрим какие еще бывают духовые музыкальные инструменты.
Посмотрите, какая необычная птичка (дует в свистульку). Что это, ребята? Свистулька – народный духовой инструмент. А на чем играет пастушок на этой картинке?
Демонстрируется картинка «Пастушок играет на жалейке»
Правильно, на дудочке или свирели. Послушаем музыку.
Звучит фрагмент аудиозаписи «Концерт для флейты №1» В. А. Моцарта.
Музыкальный руководитель: Как звучит этот музыкальный инструмент? Звук получается легкий, изящный, очень выразительный. Это играет флейта
Демонстрируется картинка «Флейтист»
Флейта – духовой инструмент, очень похожий на дудочку. Только на нем играют на специальном отверстии сбоку.
Прежде всего, знайте, что существует 2 группы духовых инструментов, в зависимости от материала, из которого эти инструменты изготовлены. Из дерева – (дети говорят: деревянные, из меди (дети говорят: медные) духовые инструменты.
К группе деревянных духовых инструментов относятся: флейта, фагот, кларнет и гобой.
У флейты самый высокий голос. Флейта – деревянный духовой инструмент, но сейчас чаще всего её изготавливают из металла, иногда из пластика и стекла.
Гобой – голос у него пониже, чем у флейты. Голос у Гобоя немного гнусавый, как у человека, который говорит «в нос»
Демонстрируется картинка «Гобой»
Послушаем, как звучит гобой.
Звучит фрагмент аудиозаписи «Концерт для гобоя с оркестром ми бемоль мажор» В. Беллини.
А вот - кларнет.
Демонстрируется картинка «Кларнет»
Он обладает мягким, теплым, ласковым тембром (голосом). Может петь и высоко и низко. Послушайте.
Звучит фрагмент аудиозаписи «Концерт № 1 для кларнета с оркестром» Вебера.
Фагот – деревянный духовой инструмент с самым низким голосом (тембром звучания, исполняет басовые партии в оркестре
Демонстрируется картинка «Фагот»
Послушаем звуки фагота.
Звучит фрагмент аудиозаписи «Соло на фаготе», Петр Стоянов.
Музыкальный руководитель: Самая громкая группа – медные духовые инструменты. Такой инструмент вам знаком?
Демонстрируется картинка «Труба»
Правильно, это труба.
Труба – инструмент с высоким, чистым звуком. Трубы бывают разных размеров, у каждой - свой тембр (голос).
Демонстрируется картинка «Валторна»
Валторна (рожок) – звук её может быть мягким, может – скрипучим.
Демонстрируется картинка «Тромбон»
Тромбон – чаще исполняет не мелодию, а басовый аккомпанемент. Только у тромбона есть специальная выдвижная деталь, с помощью которой изменяется звучание инструмента (показать).
Туба – самый низкий голос. Тембр у тубы суровый, массивный.
А сейчас мы послушаем музыку и может быть кто-нибудь из вас узнает, какой инструмент звучит.
Звучит фрагмент аудиозаписи саундтрек к фильму «Джентльмены удачи»).
Воспитатель: это мой любимый инструмент – саксофон!
Музыкальный руководитель: Действительно, это звучит саксофон. У него певучий вибрирующий звук. Саксофон входит в число деревянных духовых инструментов, хотя изготовлен из металла.
А вот еще очень интересный духовой музыкальный инструмент.
Демонстрируется картинка «Волынка»
Волынка – музыкальный инструмент, состоящий из двух или трех игральных труб и одной для наполнения меха воздухом, а также имеющий воздушный резервуар, который делают из кожи Трубка с боковыми отверстиями служит для наигрывания мелодии, а две другие для воспроизведения полифонического звучания. Этот инструмент очень популярен в Англии, Шотландии и Ирландии. У нас в России его звучание считают немного заунывным и однообразным. Есть такое выражение «затянул свою волынку» - что значит- опять говорит одно и то же. Давайте послушаем.
Звучит отрывок аудиозаписи «Шотландская Боевая Волынка»
Музыкальный руководитель: А сейчас я познакомлю вас с самым большим духовым музыкальным инструментом.
Демонстрируется картинка «Орган»
Это орган – уникальный музыкальный инструмент, имеющий давнюю историю. Про орган можно говорить только в превосходных степенях: самый большой по размеру, самый мощный по силе звука, с самым широким диапазоном звучания и огромным богатством тембров. Именно поэтому его называют «королем музыкальных инструментов».
Для одного органа строится специальное помещение и сам орган настолько большой, что человек может заходить внутрь него по необходимости.
Для органа подходит только такое помещение, которое обладает хорошей акустикой. В отличие от других музыкальных инструментов особенность звучания органа зависит не от корпуса, а от пространства, в котором он находится. Звуки органа никого не могут оставить равнодушным, они проникают глубоко в сердце, вызывают самые разнообразные чувства, заставляют задумываться о бренности бытия. Сегодняшний орган представляет собой сложную систему. Это одновременно духовой и клавишный музыкальный инструмент, имеющий педальную клавиатуру, несколько ручных клавиатур, сотни регистров и от сотен до более чем тридцати тысяч труб. Трубы бывают разнообразными по длине, диаметру, типу строения и материалу изготовления. Они могут быть медными, свинцовыми, жестяными или из разных сплавов, например, свинцово-оловянными. Сложное строение позволяет органу иметь огромный диапазон звучания по высоте и тембру и обладать богатством звуковых эффектов. Самый большой орган находится в США в концертном зале Бордуок города Атлантик-Сити. У него 7 ручных клавиатур, 33112 труб и 455 регистров. Давайте послушаем.
Звучит фрагмент аудиозаписи Johann Sebastian Bach — Toccata & Fugue in D minor
Музыкальный руководитель: Ну что же, пришло время нам с вами поиграть на духовых инструментах самим. Сегодня мы будем украшать знакомую вам пьесу «Парень с гармошкой» Г. Свиридова.
Муз. Руководитель и воспитатель раздают детям имеющиеся детские духовые инструменты, дают необходимые рекомендации по звукоизвлечению. Можно сгруппировать исполнителей по каким-нибудь признакам или по рядам. Далее получившиеся группы по очереди проигрывают приведенный ниже ритмический рисунок, затем исполняют его все вместе.
Музыкальный руководитель: Мы с вами замечательно провели время. Вам понравилось? С какой группой музыкальных инструментов мы сегодня познакомились? Давайте еще раз все вместе скажем: с духовыми музыкальными инструментами. Какой духовой инструмент вам понравился? (Дети отвечают по одному по желанию). На сегодня наша встреча окончена. До новых встреч.
Звучит отрывок польки Б. Чайковского и х\ф «Женитьба Бальзаминова», дети выходят из зала.