Ланна Черкашина
Цикл наблюдений за распусканием цветов и листьев багульника в старшей группе
Информация для педагогов. Багульник - это рододендрон (чаще всего даурский). Багульник обладает отчетливым смолистым запахом. Само название багульника с латыни переводится как - болотный. Высота багульника до 200 см. Куст очень пахучий, прямой. Веточки опушены. Корень слегка разветвленный. Листья вечнозеленые, блестящие, темно-зеленые, поочередные, с мелкими железками, кожистые, на коротких черенках, линейно-продолговатые, внизу — шерстистые, рыжеватые, длиной до 35 мм и шириной почти 5 мм. Лист на солнце, а также к осени приобретает буро-коричневый оттенок, тёмно-зелёный лист только у кустов, растущих в устойчивой тени, а также у ветвей, перезимовавших под снегом. Цветки розово-сиреневые. Растение произрастает в хвойных и смешанных, часто лиственничных лесах с повышенной влажностью почвы, а также вдоль ручьёв, нередко образуя сплошной труднопроходимый ковёр подлеска. В зарослях багульника может расти брусника, плодонося редкими, но крупными ягодами. Растет кустарник очень-очень медленно и после обламывания он не восстанавливается. (Википедия)
Публикация «Цикл наблюдений за распусканием цветов и листьев багульника в старшей группе» размещена в разделах
- Листья. Поделки и аппликации из листьев
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Распустился багульник на сопке -
Ароматный посланник весны,
Нежно-розовым облачком робко
Улыбается мне с крутизны.
Не волнуйся, не стану я трогать -
Ты хорош на гранитной скале,
Постою, полюбуюсь немного,
Будь здоров на прекрасной земле!
И багульник, и первый подснежник,
Одуванчик в зелёной траве,
Колокольчик фарфорово-нежный -
Всё прекрасно в своём естестве! Лидия Калушевич
Цель: Развивать умение детей делать выводы о том, что любое растение, кустарник или дерево - это живой организм, который нуждается в тепле, свете и воде (через специально созданные условия - 3-4 опыта).
Задачи:
Продолжать знакомить детей с растениями, произрастающими на территории Бурятии.
Уточнить представления детей о строении багульника (ветки, почки, листья, корни).
Закреплять знания о том, что растения могут расти и развиваться в помещении, если для этого созданы необходимые условия (свет, вода, тепло).
Формировать умение наблюдать за изменениями, происходящими с ветками багульника; рассказывать об увиденном; результаты наблюдений отмечать в «Дневнике наблюдений»
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Предварительная работа:
Экскурсии в лес; наблюдения за деревьями и кустарниками во время прогулок на участке детского сада; рассматривание и сравнение почек различных деревьев и кустарников; настольно-печатные, д /игры и п/игры по теме; беседы «Русский лес», «Таежный край» рассматривание и заучивание стихотворения о весне.
Оборудование: веточки в вазе, «Дневник наблюдения», фломастеры или цветные карандаши; альбомные листы.
Наблюдение № 1. 22 марта
Воспитатель: Ребята, вчера я попросила папу Прасковьи собрать для нас веточки одного знакомого вам растения. Посмотрите внимательно и скажите мне: это ветки дерева или кустарника?
Дети: Кустарника.
Воспитатель: Правильно. Кто знает, как называется этот куст?
Дети: Багульник.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: У багульника есть свой неповторимый запах. И у него, как и у елки, осенью не опали листья. Они жесткие, некоторые свернуты трубочкой.
Воспитатель: Правильно, это багульник. Чтобы полюбоваться его цветущей красотой, не надо ехать далеко, его можно встретить даже на окраине леса за домами нашего поселка. По-научному это растение называется Рододендрон даурский или Рододендрон остроконечный. Свое название получил от греческого «родон» (роза) и «дендрон» (дерево) – розовое дерево. Багульник – самое красивое растение нашего леса. Фотографии багульника мы с удовольствием отправляем своим друзьям и знакомым как символ Бурятии.
Сегодня мы будем не только рассматривать ветки багульника но и, зарисовывать их, делать выводы, какие условия им нужны для того, чтобы появились молодые листочки и цветы. (предположения детей).
Воспитатель: Все верно. Мы нальем воду в вазу, поместим туда наши веточки и перенесем вазу на подоконник. А теперь нарисуйте веточки багульника на бумаге и в «Дневнике наблюдения»
Наблюдение № 2. 29 марта
Воспитатель: Прошла целая неделя. Что изменилось?
Дети: Листьев новых нет. Бутоны набухли. (Зарисовки)
Наблюдение № 3. 30 марта
Воспитатель: Вчера мы с вами заметили, что бутоны набухли. Что нового вы видите сегодня?
Дети: Распустились первые цветы!
Воспитатель: Полюбуйтесь, какие они красивые и как ароматно пахнут! (Дети рассматривают, высказывают свои мнения: цветы сиреневые, листьев новых нет, но старые свернулись в трубочки и почти все осыпались; почки набухли). Давайте нарисуем то, что видим.
Наблюдение №4 3 апреля
Воспитатель: Продолжаем наши наблюдения за багульником. Что вы сегодня увидели?
Дети: Цветов стало много! А еще сегодня появились первые светло-зеленые мягкие листочки. Сначала распускались цветы, а потом уже листья.
Воспитатель: Почему в природе появляются листья, цветы, трава, ведь мы не можем там создать условия? (ответы детей: наступает весна, солнце жарче греет, день становится длиннее, бегут ручьи, земля оттаивает).
Воспитатель: Этот редкий вид уже находится на грани исчезновения. Поэтому, когда вы в следующий раз придете с родителями полюбоваться на цветение багульника в природе: не ломайте ветки для букета. Ведь срезанные ветки не дадут корней и их потом придется выбросить, а вот фото останется надолго.
Итак, какой мы сделаем вывод: Что нужно растениям, чтобы расти, цвести и приносить людям радость?
Вывод: растения – это живые организмы и для их роста им нужны солнце, свет, тепло, вода.
Творческие работы детей: