Микрюкова Наталья Александровна
Цикл игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Цель: показ и сравнение разнообразных свойств твердых веществ.
Оборудование: лед, кирпич, молоток, веревка, табурет, тяжелый предмет (гирька, свеча, алюминиевая проволока, спички.
Ход: что это? Лед. Что можно сказать о нем? Дети дотрагиваются до льда, гладят поверхность кусочка льда пальцем, бьют по льду молотком (для обнаружения прочности или хрупкости). Затем называют такие признаки льда, как блеск, гладкость, твердость, хрупкость.
Публикация «Цикл игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дети сравнивают кусочек льда и кусочек кирпича. По льду и кирпичу производятся удары молотком. Подносят кирпич и лед к источнику тепла (отопительная система, свеча). Называют сходство и различие.
Лед и кирпич - это твердые вещества, хрупкие. Лед тает, кирпич нет (не имеет блеска, негладкий).
Сравнить алюминиевую проволоку и лед. Лед и проволока - это твердые вещества. Проволоку можно согнуть. Можно ли согнуть лед?
Взять большой, но не толстый кусок льда (например, большую сосульку, один конец сосульки положить на табурет, прижать его чем-либо. К другому концу, выступающему за край табурета, подвесить гирьку. Через некоторое время сосулька согнется (в теплом помещении).
Вывод: лед - это блестящее, гладкое, твердое, хрупкое вещество, способное при определенной температуре быть гибким; кирпич - это твердое, хрупкое вещество; алюминиевая проволока - это твердое, гибкое вещество.
САХАР И ЛЕД
Цель: показать детям, что некоторые твердые вещества при нагревании могут превращаться в жидкость, а при охлаждении - в твердые вещества.
Оборудование: кусочки сахара, кусочки льда, молоток, ложки, спиртовка, спички, формочки.
Ход: что это? Сахар. А это что? Лед. Чем похожи эти вещества? Сахар и лед - это твердые вещества, хрупкие (воспитатель молотком раскалывает кусочки льда и сахара).
Лед может превратиться в жидкость ( при определенной температуре: теплое помещение, отопительные приборы). Можно ли превратить в жидкость сахар?
Дети кладут кусочки сахара в ложки и нагревают над спиртовкой. Сахар становится жидким, его можно перелить в формочки.
Что произойдет с сахаром при охлаждении? Он затвердеет.
Таким же образом растопить кусочки льда, перелить образовавшуюся воду в формочки и поставить на холод. Вода превратится в лед.
Вывод: сахар, как и лед, при нагревании способен превращаться в жидкость, а при охлаждении - в твердое вещество.
ЛЕД, ВОСК, ПЛАСТИЛИН
Цель: показать детям, что некоторые тела (лед, воск, пластилин) при нагревании могут переходить в жидкое состояние, а при охлаждении - в твердое.
Оборудование: спиртовка, спички, воск, лед, пластилин, формочки, ложка.
Ход: что это? Лед, воск, пластилин. Что произойдет со льдом, воском, пластилином, если их подержать в руках. Лед начнет таять. Воск и пластилин станут мягкими.
Воспитатель нагревает над спиртовкой в ложке воск. Воск плавится, становится жидким. Воспитатель переливает воск в формочку. Воск принимает форму того сосуда, в который его перелили, при охлаждении становится твердым.
Действия по аналогии с пластилином и льдом.
Вывод: при нагревании лед, воск, пластилин превращаются в жидкие вещества, при охлаждении - в твердые.
СНЕГ
Опыт № 1
Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.
Оборудование: снег, лед.
Ход: принести снег и лед в помещение. Каково состояние снега и льда в данный момент? Лед блестящий, гладкий, твердый. Снег сухой, пушистый, легкий, рассыпается.
Наблюдение за таянием снега и льда в помещении. В помещении снег и лед начинают превращаться в воду (лед становится влажным, исчезает блеск; снег оседает, становится влажным, снежинки слипаются).
Что быстрее тает: снег или лед? Снег. Почему? Снег не такой плотный, как лед, поэтому снег тает быстрее.
Вывод: состояние снега и льда зависит от температуры воздуха: при повышении температуры снег и лед превращаются в воду (вода в твердом состоянии это снег и лед, при повышении температуры снег и лед превращаются в воду.
Опыт № 2
Цепь: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла
Оборудование: снег, рукавички
Ход: предложить детям па улице взять в руки немного снега. Понаблюдать за таянием снега в руке. Снег начинает таять, превращаться в воду.
Дети надели на руки варежки, взяли в руки снег. Что происходит со сне
гом? Снег начинает таять, но не так быстро, как в руке без варежки.
Вывод: снег тает от любого источника тепла.
Опыт № 3
Цель: подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и тем-пературой воздуха (влажность зависит от температуры воздуха, а пластичность - от влажности).
Оборудование: сосуд со снегом.
Ход: в морозный день предложить детям на улице вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Почему снег стал липким?
Вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. В теплом помещении снег начинает таять, становится влажным, сырым, липким.
Опыт № 4
Цель: подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Оборудование: вода в бутылках равного размера и форм, снег, лопата.
Ход: предложить детям в сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежащей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба?
Вывод: чем большее количество снега укрывает бутылку со льдом, тем более вода в бутылке защищена от мороза.
ВОДА
Опыт № 1
Цель: познакомить детей со свойством воды смачивать предметы.
Оборудование: сухая марлевая салфетка, сосуд с водой, ваза с веточками (веточки ставятся в воду за несколько дней перед опытом, чтобы набухли почки).
Ход: взять сухую марлевую или туалетную салфетку и осторожно положить ее в широкий сосуд на поверхность воды. Через некоторое время салфетка намокнет. Объяснить детям, что вода проникает в волокна ткани и смачивает их. Точно так же вода питает веточки, которые поставлены в со суд с «живой» водой (обратить внимание на набухшие почки, из которых появятся листочки).
Вывод: вода обладает свойством смачивать предметы.
Опыт № 2
Цель: продемонстрировать детям условия перехода воды из одного состояния в другое (жидкое - газообразное - жидкое).
Оборудование: сосуд с водой, крышка, кипятильник.
Ход: вскипятить воду, накрыть сосуд крышкой и показать, как сконденсированный пар превратится в капли и упадает вниз.
Вывод: вода при кипячении превращается в пар, при охлаждении - в воду.
Опыт № 3
Цель: подвести детей к пониманию того, что всегда - это жидкость без запаха.
Оборудование: стаканы с водой, раствор валерианы.
Ход: перед опытом задать детям вопрос: «Чем пахнет вода?» После ответов попросить детей понюхать воду в стаканах. Затем капнуть в один из них раствор валерианы, но так, чтобы дети не видели (попросить закрыть глаза). Задать вопрос: «А теперь в каком стакане пахнет вода?»
Вывод: вода - это жидкость без запаха.
Опыт № 4
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет цвета, вода - прозрачная жидкость.
Оборудование: два стакана с водой, кристаллы разного цвета, гвоздики, скрепки.
Ход: попросить детей положить кристаллики льда разного цвета в один из стаканов и перемешать; чтобы кристаллы растворились полностью. Отметить, какого цвета стала вода и почему.
В стакан с чистой водой положить гвоздики, скрепки. Видны ли предметы в чистой воде? Почему?
Вывод: вода не имеет цвета, вода - прозрачная жидкость.
Опыт № 5
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Оборудование: сосуды разной величины, вода.
Ход: дети вместе с воспитателем наливают воду в сосуды разной величины Можно вспомнить вместе с детьми, где и как разливаются лужи.
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму предмета, в который ее напивают.
Опыт № 6
Цель подвести детей к пониманию того, что вода это безвкусная жидкость.
Оборудование: стаканы с кипяченой водой, соль и сахар.
Ход: какого вкуса вода? Дать детям попробовать кипяченую воду.
Положить в один стакан немного соли, в другой - сахар, хорошо размешать п дать попробовать эти растворы и чистую воду детям. Спросить у детей о вкусе испробованной жидкости.
Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «соленый», «горький», «кислый».
Можно ли про чистую воду сказать, что она сладкая, соленая, кислая или горькая? Нет.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса.
Опыт N° 7
Цель: уточнить представление детей о текучести воды.
Оборудование: желобок, емкость с водой (1 литр, сосуд, камешки.
Ход: сделать небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положить его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желоба укрепить на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате должна получиться модель наклонного русла ручейка, пруда или озера. Взять емкость с водой примерно на 1 литр, наклонить его над желобом и лить воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положить немного мелких камешков, создавая преграду воде.
Вывод: вода течет.
Опыт N° 8
Цель: дать детям представление о превращении воды в твердое состояние (зависимость состояния воды от температуры воздуха).
Оборудование: вода, две чашки, термометр, холодильник,
Ход: налить одинаковое количество водопроводной воды в одинаковые чашки. Одну поставить в морозильную камеру. Измерить температуру воздуха в морозильной камере и в комнате. Определить причину замерзания воды.
Вывод: переход воды из жидкого состояния в твердое зависит от температуры воздуха! ниже 0°).
Опыт N9 9
[( ель: показать детям, что в специально созданных условиях вода может выполнять роль призмы.
Оборудование: зеркало, прозрачный сосуде водой.
Ход: показать детям радугу в комнате Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не станет, виден спектр на стене Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.
Вывод: вода может выполнять роль призмы.
ПЕСОК
Опыт N° 1
Цель: познакомить детей со свойством песка - сыпучестью.
Оборудование: песок (чистый, большой лоток, лупа, листы бумаги.
Ход: чистый песок насыпать в большой лоток. Поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок». Вместе с детьми через лупу рассмотреть песчинки. Песчинки не одинаковы по размерам (крупные, мелкие, по цвету (темные, светлые, по степени блеска (одни песчинки блестят, другие матовые, встречаются прозрачные и непрозрачные песчинки.
Подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги.
Вывод: песок обладает свойством сыпучести.
Опыт № 2
Цель: изменение свойств песка в зависимости от его влажности. Оборудование: мокрый песок, сухой песок.
Ход: мокрый песок не сыплется струйкой на ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга. Предложить детям слепить несложные фигурки из мокрого песка. Сравнить цвет сухого и влажного песка.
Вывод: мокрый песок темнее сухого, не обладает свойством сыпучести, из мокрого песка можно лепить фигурки (липкость).
Опыт N° 3
Цель: познакомить детей со свойством мокрого песка (мокрый песок тяжелее сухого).
Оборудование: небольшие ведерки, наполненные сухим песком, стакан с водой.
Ход: дети сравнивают песок в ведерках (по весу, по цвету). Добавить в одно ведерко с песком стакан воды (полить песок) Мокрый песок стал тяжелее. Почему? К весу сухого песка добавился вес воды из стакана,
Вывод, сырой песок тяжелее сухого.
Опыт № 4
Цель: показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.
Оборудование: две банки одна с песком, другая с глиной, сосуд с водой. Ход: налить в банки одинаковое количество воды Вода сразу проходит
через песок и не проходит через глину.
Вывод: песок водопроницаем (песчинки не скреплены друг с другом, поэтому вода спокойно сквозь них проходит); пища обладает свойством не пропускать воду (главная особенность глины - частички ее связаны, скреплены между собой, поэтому вода сквозь них не проходит).
ГЛИНА
Опыт № 1
Цель: познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость. Оборудование: сухая глина, деревянная досочка, молоток.
Ход: положить глину на досочку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт N° 2
Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду. Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: предложить детям слепить из глины стаканчик, чашку, миску Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Опыт № 4
Цель: показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Оборудование: различные глиняные фигурки (неразрисованные, образец ютовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой
Ход: показать, что фигурку из глины можно расписать красками Обратить внимание детей на то. что краска хорошо ложится на обожженную глину. Предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво
ДЕРЕВО
Опыт № 1
Цель: показать детям, что деревянный брусок горит, а металл нет. Оборудование: спички, деревянный и металлический бруски.
Ход: вопросы: «Будет ли гореть деревянный брусок? А металлический?» Поджечь деревянный брусок, объяснить детям, почему дерево горит, а железо не горит.
Дерево горит, потому что состоит из волокон, которые при нагревании способны к воспламенению, а металл не горит, а нагревается. При более высокой температуре металл плавится.
Вывод: дерево горит.
Опыт № 2
Цель: показать, что дерево - твердое вещество.
Оборудование: деревянный брусок, вата, мех.
Ход: дать детям потрогать деревянный брусок, мех, вату и определить, какое из веществ, твердое.
Вывод: дерево - вещество твердое.
Опыт № 3
Цель: показать детям, что разные породы деревьев имеют специфический цвет древесины.
Оборудование: бруски разных пород деревьев (береза, клен, дуб и др.). Ход: рассмотреть деревянные бруски, обратив внимание на их цвет. Вывод: разные породы деревьев имеют специфический цвет древесины.
Опыт № 4
Цель: дать детям представление о том, что свежеспиленная древесина имеет запах.
Оборудование: свежеспиленные деревянные брусочки (тополь, сосна).
Ход: показать детям бруски деревьев Дать детям рассмотреть их и понюхать. Пахнет ли дерево? Одинаково ли пахнут разные породы деревьев?
Вывод: древесина имеет запах (разные породы деревьев пахнут по- своему)
Опыт № 5
Цель: показать детям, что дерево в воде, в отличие от мрамора, не тонет. Оборудование: брусок дерева, газ с водой, кусочек мрамора.
Ход спросить детей, что будет плавать в воде дерево или мрамор. Почему? Опустить в воду кусочек мрамора и деревянный брусок Дерево осталось на поверхности воды Что легче?
Вывод: дерево легче мрамора, дерево в воде не тонет
МРАМОР
Опыт № 1
Цель: познакомить детей с мрамором, известняком и мелом, их свойствами, составом.
Оборудование: куски известняка, мела и мрамора, раствор уксуса, пипетка, стеклянный сосуд, эмалированный сосуд, ракушки (обломки).
Ход: познакомить детей с известняком, мрамором и мелом, рассказать об их происхождении, указать на их свойства (три разных, но одинаковых вещества). Приготовить по одному кусочку мела и мрамора. Отлить в стеклянный сосуд уксус. Положить образцы в широкий эмалированный сосуд. Набрать в пипетку уксус и капнуть сначала на один кусочек, затем на другой. Что происходит? При соединении с уксусом из известняков начинается выделение углекислого газа: жидкость пенится и шипит. Взять обломок ракушки и тоже капнуть на него уксус. Что происходит? Дать детям возможность объяснить свои наблюдения.
Вывод: у мела, известняка, мрамора примерно одинаковый состав и свойства.
Опыт N° 2
Цель: показать детям, что мрамор не сыпучее вещество, тяжелое (тонет в воде, не растворим в воде.
Оборудование: мрамор, кусочек мела, банка с водой, песок.
Ход: воспитатель обращает внимание на мел, спрашивает: «Что это?» Показывает мрамор и спрашивает: «Что это?» Воспитатель уточняет название предмета (это мрамор).
Воспитатель спрашивает детей: «Что растворится в воде: мел или мрамор?» Мел растворяется, а мрамор - нет, он тонет в воде. Можно предложить оставить кусочек мрамора и мела в воде на длительное время. Мел растворяется, становится мягким, изменяется его форма, а мрамор формы не изменил, в воде не растворился.
Воспитатель показывает песок и кусочек мрамора. Спрашивает: «Какое из этих веществ твердое, а какое сыплется?». Дети проверяют на практике и делают вывод, что мрамор - несыпучее вещество, твердое
Вывод: мрамор несыпучее вещество, не имеет формы, не растворяется в воде, тонет в воде (тяжелое)
Три разных, но одинаковых вещества
МЕЛ. Давай подумаем, что напоминают пылинки и осколки, если раскрошить мел? Ракушки Домики улиток. Почему?
Давно это было. На Земле не было тогда еще ни одного человека и таких животных, как сейчас, не было. Бродили по пескам, полям, болотам гигантские ящеры высотой с трехэтажный дом, летали огромные чубастые птицы На том месте, где теперь работают машины, добывающие мел, плескалось
море. Жили в море крошечные живые существа в известковых «домиках». Существа погибали, а их «домики» оседали на дно. Образовалась осадочная порода-мел.
Проходили миллионы лет, море отступало, меловые скопления покрывались другими осадочными породами: глиной, песком. Залежи мела оказались под землей.
ИЗВЕСТНЯК
Опыт № 1
Цель: показать детям, что известняк имеет цвет, растворим в воде.
Оборудование: известняк, сосуд с водой, палочка.
Ход: предложить детям определить цвет известняка (белый или сероватый). Положить известняк в воду. Вода потеряет прозрачность, приобретет белый цвет.
Вывод: сухой известняк имеет белый или серый цвет, способен растворяться в воде. Дополнение воспитателя: известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь, которую применяют при приготовлении строительных растворов, скрепляют кирпичи, оштукатуривают стены. Разбавленный в воде известняк применяют для защиты растений от вредителей.
Опыт № 2
Цель: показать детям, что известняк непрозрачен.
Оборудование: известняк, стекло.
Ход: рассмотреть известняк, сравнить его со стеклом. Можно ли увидеть что-либо через стекло? Через известняк?
Вывод: известняк непрозрачный, через него ничего нельзя увидеть.
Опыт № 3
Цепь: показать, что известняк имеет кристаллическое строение
Оборудование: лупа, известняк, мрамор, мел, доска.
Ход: рассмотреть через лупу известняк, затем мрамор, мел. Объяснить детям, что мрамор - это твердый известняк. Есть и еще особая разновидность известняка мел. Кристаллическое строение у мрамора видно лучше Мрамор применяют в строительстве Мел менее прочен, чем обычный известняк Мелом пишут на доске, и при написании он уменьшается. Мел используется при изготовлении зубного порошка
Вывод: известняк имеет кристаллическое строение
ВОЗДУХ
Опыт № 1
Цель: дать детям представление о том, что воздух есть всюду. Оборудование: полиэтиленовые мешочки, пластилин, стакан, салфетка,
аквариум с водой, губка, ком земли.
Ход.
а) взять полиэтиленовые мешочки, рассмотреть. Есть ли что-нибудь в них? Предложить скрутить мешочки со стороны отверстия. По мере скручивания они вздуваются, дети видят, что мешочки становятся выпуклыми. Подвести детей к выводу, что воздух есть в закрученном мешочке. Хотя воздух и не видим, его можно обнаружить.
б) взять стакан (с прикрепленным на дно кусочком пластилина, ввести в него салфетку и прижать ее ко дну. Повернуть стакан отверстием вниз, резко опустив его в аквариум так, чтобы стакан был полностью погружен в воду. Держа стакан в воде, предложить детям проделать это же действие. Есть ли вода в стакане? Вода вошла в стакан. Но замочила ли она салфетку? Если салфетка сухая, значит, воды вошло мало. Оставшееся место в стакане занимает воздух.
в) взять губку. В губке есть отверстия - дырочки. Что в этих дырочках? Что получится, если губку поместить в воду? В воде появятся пузырьки. Проверяют на опыте. Бросить в воду ком земли и выяснить, есть ли в земле воздух.
Вывод: воздух есть всюду: в свободном пространстве, в воде, в предметах и т. д.
Опыт № 2
Цель: показать детям, что воздух имеет вес.
Оборудование: весы, 2 надувных шарика.
Ход: положить на чаши медицинских весов надутый и не надутый шарики. Что произошло? Почему чаша с надутым шариком перевесила?
Вывод: воздух имеет вес.
Опыт № 3
Цель: показать детям, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование холодильник, надувной шарик, пластмассовая бутылка, сосуд с горячей водой.
Ход: поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, надеть на ее горлышко надувной шарик Затем поставить бутылку в сосуд с горячей водой. Понаблюдать за тем, как шарик будет надуваться. Это произойдет потому, что воздух при нагревании будет расширяться. Теперь снова поставить бутылку в холодильник. Шарик при этом опустится, так как воздух при охлаждении будет сжиматься.
Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Опыт N9
Цель: показать детям, что воздух способен перемещаться.
Оборудование: кораблик из грецкого ореха, ванночка с водой.
Ход: сделать из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместить его в ванночку и подуть на парус, чтобы дети наблюдали, как кораблик плывет по воде. Можно моделировать вместе с детьми разные ветры : мягкий, нежный, буйный, свирепый ветер, который вызывает бурю.
Вывод: воздух способен перемещаться.
Опыт № 5
Предварительная работа: воспитатель вместе с детьми одно комнатное растение накрывает полиэтиленовым пакетом, а другое растение ставится рядом. На другой день обращается внимание на внешний вид растений. Растение под пакетом имеет угнетенный вид: опустило листья, завяло. Растение без пакета имеет хороший вид. Детям предлагается сделать вдох и какое-то время не дышать. Это трудно, потому что не хватает кислорода. Дети делают вывод о необходимости воздуха в жизни всего живого.
Цель: закрепить ранее пройденный материал. Показать значение воздуха в жизни человека, использование свойств воздуха.
Оборудование: для детей: стакан, губка, кусочек кирпича, горсть земли, сосуд с водой, лоскутки ткани с привязанными к концам четырьмя нитями длиной 10-15 см. (парашютик, кубик с крючком, полоски бумаги); для воспитателя нужны те же предметы, а также картины-таблицы с изображением ветряной мельницы, парусного судна, опускающегося парашютиста, вертушка-ветрячок.
Ход: взять полоски бумаги, подуть на них. Полоски отклоняются. Почему? Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы. Показ картины с изображением ветряной мельницы, рас сказ о том, как она приходит в движение. Изображение парусного судна, парашютиста и рассказ о том, как приводится в движение парусник, как опускается парашютист.
Наблюдение за падающим кубиком, который сильно ударяется о пол. Затем прикрепить к кубику парашют. Встать повыше. Выпустить из рук пара плот с кубиком. Парашют с кубиком опускается медленнее, удар о пол слабее. Почему?
В сосуд с водой бросается ком земли, кусочек кирпича, губка (в воде появляются пузырьки воздуха).
Вывод: воздух есть всюду, он может перемещаться, двигаться Когда воздух перемещается над Землей с одною места в другое, мы творим, что дует Ветер Велико значение воздуха в жизни человека. Воздух необходим для жизни всех живых существ
Опыт № 6
Цель: показать детям, что воздух, перемещаясь, распространяет семена растений.
Оборудование: семена деревьев.
Ход: взять семена клена, ясеня, сосны и подбросить их вверх. Дети наблюдают за полетом семян.
Подуть на падающие семена. Семена разлетаются в разные стороны. Воспитатель объясняет, что с помощью ветра семена разносятся в другие места. Появляются молодые деревья, новые леса.
Вывод: воздух, перемещаясь, распространяет семена растений.
Опыт № 7
Цепь: показать детям, что воздух можно сжать.
Оборудование: надувные шары.
Ход: надуть шарики. Почему шарики раздулись? Шарики наполнились воздухом. Выпустить воздух из шариков. Он выходит с шумом. Объяснить, что воздух выходит из шариков потому, что был сжат. Если больше надуть воздуха в шары - они лопнут.
Вывод: воздух можно сжать.