Микрюкова Наталья Александровна
Цикл игровых занятий с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ОПЫТЫ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Цель: показ и сравнение разнообразных свойств твердых веществ.
Оборудование: лед, кирпич, молоток, веревка, табурет, тяжелый предмет (гирька, свеча, алюминиевая проволока, спички.
Ход: что это? Лед. Что можно сказать о нем? Дети дотрагиваются до льда, гладят поверхность кусочка льда пальцем, бьют по льду молотком (для обнаружения прочности или хрупкости). Затем называют такие признаки льда, как блеск, гладкость, твердость, хрупкость.
Темочки:
Дети сравнивают кусочек льда и кусочек кирпича. По льду и кирпичу производятся удары молотком. Подносят кирпич и лед к источнику тепла (отопительная система, свеча). Называют сходство и различие.
Лед и кирпич - это твердые вещества, хрупкие. Лед тает, кирпич нет (не имеет блеска, негладкий).
Сравнить алюминиевую проволоку и лед. Лед и проволока - это твердые вещества. Проволоку можно согнуть. Можно ли согнуть лед?
Взять большой, но не толстый кусок льда (например, большую сосульку, один конец сосульки положить на табурет, прижать его чем-либо. К другому концу, выступающему за край табурета, подвесить гирьку. Через некоторое время сосулька согнется (в теплом помещении).
Вывод: лед - это блестящее, гладкое, твердое, хрупкое вещество, способное при определенной температуре быть гибким; кирпич - это твердое, хрупкое вещество; алюминиевая проволока - это твердое, гибкое вещество.
САХАР И ЛЕД
Цель: показать детям, что некоторые твердые вещества при нагревании могут превращаться в жидкость, а при охлаждении - в твердые вещества.
Оборудование: кусочки сахара, кусочки льда, молоток, ложки, спиртовка, спички, формочки.
Ход: что это? Сахар. А это что? Лед. Чем похожи эти вещества? Сахар и лед - это твердые вещества, хрупкие (воспитатель молотком раскалывает кусочки льда и сахара).
Лед может превратиться в жидкость ( при определенной температуре: теплое помещение, отопительные приборы). Можно ли превратить в жидкость сахар?
Дети кладут кусочки сахара в ложки и нагревают над спиртовкой. Сахар становится жидким, его можно перелить в формочки.
Что произойдет с сахаром при охлаждении? Он затвердеет.
Таким же образом растопить кусочки льда, перелить образовавшуюся воду в формочки и поставить на холод. Вода превратится в лед.
Вывод: сахар, как и лед, при нагревании способен превращаться в жидкость, а при охлаждении - в твердое вещество.
ЛЕД, ВОСК, ПЛАСТИЛИН
Цель: показать детям, что некоторые тела (лед, воск, пластилин) при нагревании могут переходить в жидкое состояние, а при охлаждении - в твердое.
Оборудование: спиртовка, спички, воск, лед, пластилин, формочки, ложка.
Ход: что это? Лед, воск, пластилин. Что произойдет со льдом, воском, пластилином, если их подержать в руках. Лед начнет таять. Воск и пластилин станут мягкими.
Воспитатель нагревает над спиртовкой в ложке воск. Воск плавится, становится жидким. Воспитатель переливает воск в формочку. Воск принимает форму того сосуда, в который его перелили, при охлаждении становится твердым.
Действия по аналогии с пластилином и льдом.
Вывод: при нагревании лед, воск, пластилин превращаются в жидкие вещества, при охлаждении - в твердые.
СНЕГ
Опыт № 1
Цель: подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда.
Оборудование: снег, лед.
Ход: принести снег и лед в помещение. Каково состояние снега и льда в данный момент? Лед блестящий, гладкий, твердый. Снег сухой, пушистый, легкий, рассыпается.
Наблюдение за таянием снега и льда в помещении. В помещении снег и лед начинают превращаться в воду (лед становится влажным, исчезает блеск; снег оседает, становится влажным, снежинки слипаются).
Что быстрее тает: снег или лед? Снег. Почему? Снег не такой плотный, как лед, поэтому снег тает быстрее.
Вывод: состояние снега и льда зависит от температуры воздуха: при повышении температуры снег и лед превращаются в воду (вода в твердом состоянии это снег и лед, при повышении температуры снег и лед превращаются в воду.
Опыт № 2
Цепь: подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла
Оборудование: снег, рукавички
Ход: предложить детям па улице взять в руки немного снега. Понаблюдать за таянием снега в руке. Снег начинает таять, превращаться в воду.
Дети надели на руки варежки, взяли в руки снег. Что происходит со сне
гом? Снег начинает таять, но не так быстро, как в руке без варежки.
Вывод: снег тает от любого источника тепла.
Опыт № 3
Цель: подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и тем-пературой воздуха (влажность зависит от температуры воздуха, а пластичность - от влажности).
Оборудование: сосуд со снегом.
Ход: в морозный день предложить детям на улице вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Почему снег стал липким?
Вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. В теплом помещении снег начинает таять, становится влажным, сырым, липким.
Опыт № 4
Цель: подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Оборудование: вода в бутылках равного размера и форм, снег, лопата.
Ход: предложить детям в сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить, почему вода замерзла в бутылке, лежащей на снегу, покрылась коркой льда в середине сугроба и не замерзла на дне сугроба?
Вывод: чем большее количество снега укрывает бутылку со льдом, тем более вода в бутылке защищена от мороза.
ВОДА
Опыт № 1
Цель: познакомить детей со свойством воды смачивать предметы.
Оборудование: сухая марлевая салфетка, сосуд с водой, ваза с веточками (веточки ставятся в воду за несколько дней перед опытом, чтобы набухли почки).
Ход: взять сухую марлевую или туалетную салфетку и осторожно положить ее в широкий сосуд на поверхность воды. Через некоторое время салфетка намокнет. Объяснить детям, что вода проникает в волокна ткани и смачивает их. Точно так же вода питает веточки, которые поставлены в со суд с «живой» водой (обратить внимание на набухшие почки, из которых появятся листочки).
Вывод: вода обладает свойством смачивать предметы.
Опыт № 2
Цель: продемонстрировать детям условия перехода воды из одного состояния в другое (жидкое - газообразное - жидкое).
Оборудование: сосуд с водой, крышка, кипятильник.
Ход: вскипятить воду, накрыть сосуд крышкой и показать, как сконденсированный пар превратится в капли и упадает вниз.
Вывод: вода при кипячении превращается в пар, при охлаждении - в воду.
Опыт № 3
Цель: подвести детей к пониманию того, что всегда - это жидкость без запаха.
Оборудование: стаканы с водой, раствор валерианы.
Ход: перед опытом задать детям вопрос: «Чем пахнет вода?» После ответов попросить детей понюхать воду в стаканах. Затем капнуть в один из них раствор валерианы, но так, чтобы дети не видели (попросить закрыть глаза). Задать вопрос: «А теперь в каком стакане пахнет вода?»
Вывод: вода - это жидкость без запаха.
Опыт № 4
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет цвета, вода - прозрачная жидкость.
Оборудование: два стакана с водой, кристаллы разного цвета, гвоздики, скрепки.
Ход: попросить детей положить кристаллики льда разного цвета в один из стаканов и перемешать; чтобы кристаллы растворились полностью. Отметить, какого цвета стала вода и почему.
В стакан с чистой водой положить гвоздики, скрепки. Видны ли предметы в чистой воде? Почему?
Вывод: вода не имеет цвета, вода - прозрачная жидкость.
Опыт № 5
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы. Оборудование: сосуды разной величины, вода.
Ход: дети вместе с воспитателем наливают воду в сосуды разной величины Можно вспомнить вместе с детьми, где и как разливаются лужи.
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму предмета, в который ее напивают.
Опыт № 6
Цель подвести детей к пониманию того, что вода это безвкусная жидкость.
Оборудование: стаканы с кипяченой водой, соль и сахар.
Ход: какого вкуса вода? Дать детям попробовать кипяченую воду.
Положить в один стакан немного соли, в другой - сахар, хорошо размешать п дать попробовать эти растворы и чистую воду детям. Спросить у детей о вкусе испробованной жидкости.
Обычно дети свои вкусовые ощущения называют словами: «сладкий», «соленый», «горький», «кислый».
Можно ли про чистую воду сказать, что она сладкая, соленая, кислая или горькая? Нет.
Вывод: чистая вода не имеет вкуса.
Опыт N° 7
Цель: уточнить представление детей о текучести воды.
Оборудование: желобок, емкость с водой (1 литр, сосуд, камешки.
Ход: сделать небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положить его наклонно, приложив нижний конец к блюду или мисочке. Верхний конец желоба укрепить на какой-нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате должна получиться модель наклонного русла ручейка, пруда или озера. Взять емкость с водой примерно на 1 литр, наклонить его над желобом и лить воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положить немного мелких камешков, создавая преграду воде.
Вывод: вода течет.
Опыт N° 8
Цель: дать детям представление о превращении воды в твердое состояние (зависимость состояния воды от температуры воздуха).
Оборудование: вода, две чашки, термометр, холодильник,
Ход: налить одинаковое количество водопроводной воды в одинаковые чашки. Одну поставить в морозильную камеру. Измерить температуру воздуха в морозильной камере и в комнате. Определить причину замерзания воды.
Вывод: переход воды из жидкого состояния в твердое зависит от температуры воздуха! ниже 0°).
Опыт N9 9
[( ель: показать детям, что в специально созданных условиях вода может выполнять роль призмы.
Оборудование: зеркало, прозрачный сосуде водой.
Ход: показать детям радугу в комнате Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не станет, виден спектр на стене Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие.
Вывод: вода может выполнять роль призмы.
ПЕСОК
Опыт N° 1
Цель: познакомить детей со свойством песка - сыпучестью.
Оборудование: песок (чистый, большой лоток, лупа, листы бумаги.
Ход: чистый песок насыпать в большой лоток. Поставить перед детьми познавательную задачу: «Внимательно рассмотреть песок и найти как можно больше особенностей у песчинок». Вместе с детьми через лупу рассмотреть песчинки. Песчинки не одинаковы по размерам (крупные, мелкие, по цвету (темные, светлые, по степени блеска (одни песчинки блестят, другие матовые, встречаются прозрачные и непрозрачные песчинки.
Подвести детей к выводу о том, что песок сыпучий: песчинки не скреплены между собой, рассыпаются по листу бумаги.
Вывод: песок обладает свойством сыпучести.
Опыт № 2
Цель: изменение свойств песка в зависимости от его влажности. Оборудование: мокрый песок, сухой песок.
Ход: мокрый песок не сыплется струйкой на ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет. Объяснить, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые песчинки слипаются и держат друг друга. Предложить детям слепить несложные фигурки из мокрого песка. Сравнить цвет сухого и влажного песка.
Вывод: мокрый песок темнее сухого, не обладает свойством сыпучести, из мокрого песка можно лепить фигурки (липкость).
Опыт N° 3
Цель: познакомить детей со свойством мокрого песка (мокрый песок тяжелее сухого).
Оборудование: небольшие ведерки, наполненные сухим песком, стакан с водой.
Ход: дети сравнивают песок в ведерках (по весу, по цвету). Добавить в одно ведерко с песком стакан воды (полить песок) Мокрый песок стал тяжелее. Почему? К весу сухого песка добавился вес воды из стакана,
Вывод, сырой песок тяжелее сухого.
Опыт № 4
Цель: показать детям водопроницаемость песка и водонепроницаемость глины.
Оборудование: две банки одна с песком, другая с глиной, сосуд с водой. Ход: налить в банки одинаковое количество воды Вода сразу проходит
через песок и не проходит через глину.
Вывод: песок водопроницаем (песчинки не скреплены друг с другом, поэтому вода спокойно сквозь них проходит); пища обладает свойством не пропускать воду (главная особенность глины - частички ее связаны, скреплены между собой, поэтому вода сквозь них не проходит).
ГЛИНА
Опыт № 1
Цель: познакомить детей с таким свойством глины, как хрупкость. Оборудование: сухая глина, деревянная досочка, молоток.
Ход: положить глину на досочку. Разбить глину молотком на кусочки. Предложить детям руками разломить кусочки расколотой глины на еще более мелкие кусочки.
Вывод: сухая глина легко ломается, потому что она хрупкая.
Опыт N° 2
Цель: показать детям отличие сырой глины от сухой.
Оборудование: сухая глина, сосуд с водой.
Ход: один из кусков глины положить в сосуд с водой. Сравнить сухую глину и глину, находящуюся в воде.
Вывод: сухая глина хрупкая, светлая по цвету; сырая глина вязкая, пластичная (из нее можно что-либо лепить, т. к. ее частички связаны друг с другом, цвет сырой глины более темный, чем у сухой глины.
Опыт № 3
Цель: познакомить детей с особым свойством глины - не пропускать воду. Оборудование: влажная глина, сосуд с водой.
Ход: предложить детям слепить из глины стаканчик, чашку, миску Затем налить в получившуюся глиняную посуду воду. Вода держится в сосуде
Вывод: частички глины плотно скреплены друг с другом, поэтому вода сквозь них не проходит.
Опыт № 4
Цель: показать детям, что на обожженной (или высушенной) глине можно рисовать.
Оборудование: различные глиняные фигурки (неразрисованные, образец ютовой фигурки, краски, кисточки, стаканы с водой
Ход: показать, что фигурку из глины можно расписать красками Обратить внимание детей на то. что краска хорошо ложится на обожженную глину. Предложить детям расписать глиняные фигурки, показав образец
Вывод: обожженную глину можно расписать красками, чтобы глиняное изделие выглядело более красиво
ДЕРЕВО
Опыт № 1
Цель: показать детям, что деревянный брусок горит, а металл нет. Оборудование: спички, деревянный и металлический бруски.
Ход: вопросы: «Будет ли гореть деревянный брусок? А металлический?» Поджечь деревянный брусок, объяснить детям, почему дерево горит, а железо не горит.
Дерево горит, потому что состоит из волокон, которые при нагревании способны к воспламенению, а металл не горит, а нагревается. При более высокой температуре металл плавится.
Вывод: дерево горит.
Опыт № 2
Цель: показать, что дерево - твердое вещество.
Оборудование: деревянный брусок, вата, мех.
Ход: дать детям потрогать деревянный брусок, мех, вату и определить, какое из веществ, твердое.
Вывод: дерево - вещество твердое.
Опыт № 3
Цель: показать детям, что разные породы деревьев имеют специфический цвет древесины.
Оборудование: бруски разных пород деревьев (береза, клен, дуб и др.). Ход: рассмотреть деревянные бруски, обратив внимание на их цвет. Вывод: разные породы деревьев имеют специфический цвет древесины.
Опыт № 4
Цель: дать детям представление о том, что свежеспиленная древесина имеет запах.
Оборудование: свежеспиленные деревянные брусочки (тополь, сосна).
Ход: показать детям бруски деревьев Дать детям рассмотреть их и понюхать. Пахнет ли дерево? Одинаково ли пахнут разные породы деревьев?
Вывод: древесина имеет запах (разные породы деревьев пахнут по- своему)
Опыт № 5
Цель: показать детям, что дерево в воде, в отличие от мрамора, не тонет. Оборудование: брусок дерева, газ с водой, кусочек мрамора.
Ход спросить детей, что будет плавать в воде дерево или мрамор. Почему? Опустить в воду кусочек мрамора и деревянный брусок Дерево осталось на поверхности воды Что легче?
Вывод: дерево легче мрамора, дерево в воде не тонет
МРАМОР
Опыт № 1
Цель: познакомить детей с мрамором, известняком и мелом, их свойствами, составом.
Оборудование: куски известняка, мела и мрамора, раствор уксуса, пипетка, стеклянный сосуд, эмалированный сосуд, ракушки (обломки).
Ход: познакомить детей с известняком, мрамором и мелом, рассказать об их происхождении, указать на их свойства (три разных, но одинаковых вещества). Приготовить по одному кусочку мела и мрамора. Отлить в стеклянный сосуд уксус. Положить образцы в широкий эмалированный сосуд. Набрать в пипетку уксус и капнуть сначала на один кусочек, затем на другой. Что происходит? При соединении с уксусом из известняков начинается выделение углекислого газа: жидкость пенится и шипит. Взять обломок ракушки и тоже капнуть на него уксус. Что происходит? Дать детям возможность объяснить свои наблюдения.
Вывод: у мела, известняка, мрамора примерно одинаковый состав и свойства.
Опыт N° 2
Цель: показать детям, что мрамор не сыпучее вещество, тяжелое (тонет в воде, не растворим в воде.
Оборудование: мрамор, кусочек мела, банка с водой, песок.
Ход: воспитатель обращает внимание на мел, спрашивает: «Что это?» Показывает мрамор и спрашивает: «Что это?» Воспитатель уточняет название предмета (это мрамор).
Воспитатель спрашивает детей: «Что растворится в воде: мел или мрамор?» Мел растворяется, а мрамор - нет, он тонет в воде. Можно предложить оставить кусочек мрамора и мела в воде на длительное время. Мел растворяется, становится мягким, изменяется его форма, а мрамор формы не изменил, в воде не растворился.
Воспитатель показывает песок и кусочек мрамора. Спрашивает: «Какое из этих веществ твердое, а какое сыплется?». Дети проверяют на практике и делают вывод, что мрамор - несыпучее вещество, твердое
Вывод: мрамор несыпучее вещество, не имеет формы, не растворяется в воде, тонет в воде (тяжелое)
Три разных, но одинаковых вещества
МЕЛ. Давай подумаем, что напоминают пылинки и осколки, если раскрошить мел? Ракушки Домики улиток. Почему?
Давно это было. На Земле не было тогда еще ни одного человека и таких животных, как сейчас, не было. Бродили по пескам, полям, болотам гигантские ящеры высотой с трехэтажный дом, летали огромные чубастые птицы На том месте, где теперь работают машины, добывающие мел, плескалось
море. Жили в море крошечные живые существа в известковых «домиках». Существа погибали, а их «домики» оседали на дно. Образовалась осадочная порода-мел.
Проходили миллионы лет, море отступало, меловые скопления покрывались другими осадочными породами: глиной, песком. Залежи мела оказались под землей.
ИЗВЕСТНЯК
Опыт № 1
Цель: показать детям, что известняк имеет цвет, растворим в воде.
Оборудование: известняк, сосуд с водой, палочка.
Ход: предложить детям определить цвет известняка (белый или сероватый). Положить известняк в воду. Вода потеряет прозрачность, приобретет белый цвет.
Вывод: сухой известняк имеет белый или серый цвет, способен растворяться в воде. Дополнение воспитателя: известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь, которую применяют при приготовлении строительных растворов, скрепляют кирпичи, оштукатуривают стены. Разбавленный в воде известняк применяют для защиты растений от вредителей.
Опыт № 2
Цель: показать детям, что известняк непрозрачен.
Оборудование: известняк, стекло.
Ход: рассмотреть известняк, сравнить его со стеклом. Можно ли увидеть что-либо через стекло? Через известняк?
Вывод: известняк непрозрачный, через него ничего нельзя увидеть.
Опыт № 3
Цепь: показать, что известняк имеет кристаллическое строение
Оборудование: лупа, известняк, мрамор, мел, доска.
Ход: рассмотреть через лупу известняк, затем мрамор, мел. Объяснить детям, что мрамор - это твердый известняк. Есть и еще особая разновидность известняка мел. Кристаллическое строение у мрамора видно лучше Мрамор применяют в строительстве Мел менее прочен, чем обычный известняк Мелом пишут на доске, и при написании он уменьшается. Мел используется при изготовлении зубного порошка
Вывод: известняк имеет кристаллическое строение
ВОЗДУХ
Опыт № 1
Цель: дать детям представление о том, что воздух есть всюду. Оборудование: полиэтиленовые мешочки, пластилин, стакан, салфетка,
аквариум с водой, губка, ком земли.
Ход.
а) взять полиэтиленовые мешочки, рассмотреть. Есть ли что-нибудь в них? Предложить скрутить мешочки со стороны отверстия. По мере скручивания они вздуваются, дети видят, что мешочки становятся выпуклыми. Подвести детей к выводу, что воздух есть в закрученном мешочке. Хотя воздух и не видим, его можно обнаружить.
б) взять стакан (с прикрепленным на дно кусочком пластилина, ввести в него салфетку и прижать ее ко дну. Повернуть стакан отверстием вниз, резко опустив его в аквариум так, чтобы стакан был полностью погружен в воду. Держа стакан в воде, предложить детям проделать это же действие. Есть ли вода в стакане? Вода вошла в стакан. Но замочила ли она салфетку? Если салфетка сухая, значит, воды вошло мало. Оставшееся место в стакане занимает воздух.
в) взять губку. В губке есть отверстия - дырочки. Что в этих дырочках? Что получится, если губку поместить в воду? В воде появятся пузырьки. Проверяют на опыте. Бросить в воду ком земли и выяснить, есть ли в земле воздух.
Вывод: воздух есть всюду: в свободном пространстве, в воде, в предметах и т. д.
Опыт № 2
Цель: показать детям, что воздух имеет вес.
Оборудование: весы, 2 надувных шарика.
Ход: положить на чаши медицинских весов надутый и не надутый шарики. Что произошло? Почему чаша с надутым шариком перевесила?
Вывод: воздух имеет вес.
Опыт № 3
Цель: показать детям, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Оборудование холодильник, надувной шарик, пластмассовая бутылка, сосуд с горячей водой.
Ход: поставить открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, надеть на ее горлышко надувной шарик Затем поставить бутылку в сосуд с горячей водой. Понаблюдать за тем, как шарик будет надуваться. Это произойдет потому, что воздух при нагревании будет расширяться. Теперь снова поставить бутылку в холодильник. Шарик при этом опустится, так как воздух при охлаждении будет сжиматься.
Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
Опыт N9
Цель: показать детям, что воздух способен перемещаться.
Оборудование: кораблик из грецкого ореха, ванночка с водой.
Ход: сделать из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместить его в ванночку и подуть на парус, чтобы дети наблюдали, как кораблик плывет по воде. Можно моделировать вместе с детьми разные ветры : мягкий, нежный, буйный, свирепый ветер, который вызывает бурю.
Вывод: воздух способен перемещаться.
Опыт № 5
Предварительная работа: воспитатель вместе с детьми одно комнатное растение накрывает полиэтиленовым пакетом, а другое растение ставится рядом. На другой день обращается внимание на внешний вид растений. Растение под пакетом имеет угнетенный вид: опустило листья, завяло. Растение без пакета имеет хороший вид. Детям предлагается сделать вдох и какое-то время не дышать. Это трудно, потому что не хватает кислорода. Дети делают вывод о необходимости воздуха в жизни всего живого.
Цель: закрепить ранее пройденный материал. Показать значение воздуха в жизни человека, использование свойств воздуха.
Оборудование: для детей: стакан, губка, кусочек кирпича, горсть земли, сосуд с водой, лоскутки ткани с привязанными к концам четырьмя нитями длиной 10-15 см. (парашютик, кубик с крючком, полоски бумаги); для воспитателя нужны те же предметы, а также картины-таблицы с изображением ветряной мельницы, парусного судна, опускающегося парашютиста, вертушка-ветрячок.
Ход: взять полоски бумаги, подуть на них. Полоски отклоняются. Почему? Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться и другие предметы. Показ картины с изображением ветряной мельницы, рас сказ о том, как она приходит в движение. Изображение парусного судна, парашютиста и рассказ о том, как приводится в движение парусник, как опускается парашютист.
Наблюдение за падающим кубиком, который сильно ударяется о пол. Затем прикрепить к кубику парашют. Встать повыше. Выпустить из рук пара плот с кубиком. Парашют с кубиком опускается медленнее, удар о пол слабее. Почему?
В сосуд с водой бросается ком земли, кусочек кирпича, губка (в воде появляются пузырьки воздуха).
Вывод: воздух есть всюду, он может перемещаться, двигаться Когда воздух перемещается над Землей с одною места в другое, мы творим, что дует Ветер Велико значение воздуха в жизни человека. Воздух необходим для жизни всех живых существ
Опыт № 6
Цель: показать детям, что воздух, перемещаясь, распространяет семена растений.
Оборудование: семена деревьев.
Ход: взять семена клена, ясеня, сосны и подбросить их вверх. Дети наблюдают за полетом семян.
Подуть на падающие семена. Семена разлетаются в разные стороны. Воспитатель объясняет, что с помощью ветра семена разносятся в другие места. Появляются молодые деревья, новые леса.
Вывод: воздух, перемещаясь, распространяет семена растений.
Опыт № 7
Цепь: показать детям, что воздух можно сжать.
Оборудование: надувные шары.
Ход: надуть шарики. Почему шарики раздулись? Шарики наполнились воздухом. Выпустить воздух из шариков. Он выходит с шумом. Объяснить, что воздух выходит из шариков потому, что был сжат. Если больше надуть воздуха в шары - они лопнут.
Вывод: воздух можно сжать.