Венера Багирова
Формирование чувства патриотизма посредством ознакомления с родным городом
▼ Скачать +Заказ
Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры:
• чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
• уважительное отношение к историче-скому прошлому, его обычаям и тради-циям;
• Иметь представления о памятных ме-стах и знаменитых людях города.
• Иметь представления о труде нефтяни-ков, рыбаков, оленеводов и других ра-бочих профессиях.
Публикация «Формирование чувства патриотизма посредством ознакомления с родным городом» размещена в разделах
• Эмоционально отзываться и проявлять гуманность в деятельности и поведении к людям иных национальностей, куль-турным традициям города и семьи, к труду взрослых и окружающей природе Югорской земли.
Пословицы и поговорки о Родине:
• Без любви к человеку нет любви к ро-дине.
• В каком народе живешь, того обычая и * держись.
• В родном краю сокол, в чужом — воро-на.
• В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
• Всюду хорошо, а дома лучше.
• Всякая сосна своему бору шумит.
• Где кто родится, там и пригодится.
• За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.
• Родина — мать, умей за нее постоять.
• Родина любимая — мать родимая.
• Родина начинается с семьи.
• Родная сторона — мать, а чужая — ма-чеха.
Нижневартовск-город детства
На бескрайних просторах Сибири,
Среди рек болот и озер,
Был открыт нефтяной край России
Под названием Самотлор.
Нижневартовск! Нижневартовск!
Город милый мне родной.
Здесь родился я и вырос,
Вместе вырос я с тобой.
Нижневартовск – город детства,
Эти улицы, дома.
Здесь всего лишь месяц лета,
Восемь месяцев – зима.
Первопроходцы - наши родные,
Не жалея сил для труда.
Молодые - под час озорные,
Возвели в тайге города.
Материал подготовила:
Воспитатель: В. И. Багирова
МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №61 «Соловушка»
Формирование патриотических чувств
у детей 5 – 7 лет через
ознакомление с родным городом»
«Мой город и край, в котором я живу»
Рекомендации для родителей.
«Истинного гражданина, патриота надо воспитывать. Позиция родителей в жизни, их собственная гражданская активность – первое условие патриотического воспитания и все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - завещал А. С. Макаренко.
Если в детстве ребенок испытывал чув-ство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родите-лей, восхищение от соприкосновения с пре-красным подвигом, он приобрел эмоциональ-ный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоци-аций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начина-ется с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
• Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: по-чты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой со-трудников этих учреждений, от-метьте ценность их труда.
«Что должен знать ребенок о родном горо-де?»
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как со-ставную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. За-дача родителей - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого- в ближайшем окру-жении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом.
Всё это, пока ребенок маленький, воспри-нимается им как неотъемлемая часть его жиз-ненно необходимой среды, без которой он не мыслит своё воображение.
Расширить круг представления о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтят российские люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине. До-школьное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств. Пусть маленький чело-век с вашей помощью открывает красоту род-ного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно. Пятилетняя Маша и не подозревает, что там, где она живёт, не всегда была привычная для её глаз просторная улица, зелёный сквер, многоэтажные дома с множеством красивых витрин. Теперь здесь ездят по асфальту легковые машины, автобусы. Взрослые, гу-ляя с ребенком, каждый раз находят объект для наблюдений. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идёт в дет
ский сад. Одна сторона улицы озарена солн-цем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная – дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей – бездонно тёмным, витрины магази-нов – особенно нарядными. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег и весеннюю – с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом и осеннюю – с серыми дождями. А сколько радости возникает у дошкольника при виде праздничной улицы. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, видит трудовую и праздничную жизнь города.
Внимание ребенка полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на бли-жайших улицах, - школа, аптека, библиотека, почта, магазин, кинотеатр, парикмахерская, рассказать об их названии, подчеркнув, что всё это создано для удобства людей Ребёнку по-лезно объяснить, в честь кого названы улицы, почему микрорайон, в котором, он живет, но-сит то или иное название. Необходимо позна-комить его с памятными местами родного го-рода.
События последнего времени подтвердили, что стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно россий-ского гражданского и патриотического сознания. Патриотизм стал кое-где перерождаться в национализм. Это происходит потому, что у подрастающего поколения не формируются такие качества личности, как понимание и принятие своей родной культуры и другого народа; уважение к своеобразным, непохожим на общемировые или родные быту, традициям, обычаям, нормам и правилам. Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создания такой системы образования, которая предусматрива-ла бы условия для освоения детьми опыта предшествующих поколений, а главное – для приобретения умений пользоваться им в раз-личных ситуациях.
Социальный заказ государства на воспи-тание человека – современного, обра-зованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны – нашёл отражение в важнейших документах – Федеральной программе развития об-разования, Концепции модернизации россий-ского образования до 2010 г.
Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспита-ния ребенка дошкольного возраста. Детский сад оказывает своё воспитательное воздей-ствие на ребенка в самый сензитивный период его жизни.
Следовательно, необходимо создать бла-гоприятную образовательную среду, содей-ствующую разностороннему индивидуальному развитию и духовно – нравственному станов-лению личности ребенка, учитывая приоритет нравственных ценностей как важнейший фак-тор эффективного воспитания, творческое со-дружество и взаимодействие детей и взрослых.
Перед дошкольными учреждениями в связи с реализацией программы патриотиче-ского воспитания в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственно-сти, любви к Родине, бережному отношению к её историческому и культурному наследию; уважении к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Необходимо создание определенных условий для разностороннего развития творческих спо-собностей ребенка, инициативности, самостоя-тельности, организованности, успешной соци-ализации в обществе; формирование основ культуры, здоровья, сознательного отношения к семейной жизни; экологического воспитания, на основе которого выраба-тывается гуманное отношение к миру; воспитания интереса к труду, трудолюбия.
МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №61 «Соловушка»
Формирование патриотических чувств
у детей 5 – 7 лет через
ознакомление с родным городом»
Рекомендации для воспитателей.
Цель
нравственно – патриотическое воспита-ние дошкольников через ознакомление с исто-рией и культурными традициями родного го-рода Нижневартовска.
Задачи
*дать детям представление об истории возник-новения и развития города Нижневартовска; его значимости как центра нефтяной и газовой промышленности; о природных богатствах края;
*познакомить с памятными местами и досто-примечательностями города, архитектурными строениями;
*уточнить и расширить знания о природе Югорской земли; о коренном населении – хан-ты (их жизни, быте, труде, традиционных ре-мёслах, обрядовых праздниках).
*вызвать интерес к труду, трудовым професси-ям взрослых; воспитывать уважение к людям труда, к первооткрывателям самотлорской нефти и чувство гордости за своих земляков;
*ввести дошкольника в социальный мир, по-мочь ему усвоить представления о себе, других людях, об основах взаимоотношений с людь-ми, способах поведения, в которых проявляют-ся отношения к окружающему миру.
*воспитывать экологическую культуру, чув-ство эмпатии и толерантность, основы соци-ально-нравственной сферы чувств; развивать эмоциональную отзывчивость, готовность проявлять гуманность в деятельности и поведении.
Условия,
обеспечивающие успешность развития ребенка
• активное взаимодействие ребен-ка с окружающий миром эмоци-онально – практическим путем: через игру, трудовую деятель-ность, обучение на занятиях, предметную деятельность, экс-курсии;
• создание развивающей среды в группе и ДОУ, построенной на принципе личностно – ориенти-рованного подхода;
• подготовленность педагогов и родителей к решению вопроса патриотического воспитания де-тей;
• тесное сотрудничество с роди-тельской общественностью;
• взаимодействие ДОУ с социу-мом
Материал подготовила:
Воспитатель: В. И. Багирова
Предполагаемые результаты
Иметь представление о своем городе и других городах края, где живут люди различ-ных национальностей.
Знать символику Югры и города Нижневартовска.
Иметь представления о природных ресурсах окру-га.
Уметь ориентироваться по карте – схеме и рассказы-вать об улицах города, узнавать архитектурные строения по внешнему виду и вывескам.
Иметь представления о па-мятных местах и знамени-тых людях города.
Иметь представления о труде нефтяников, рыбаков, оленеводов и других рабо-чих профессиях.
Знать историю Югорской земли и особенности жизни и быта коренного населения ханты.
Эмоционально отзываться и проявлять гуманность в деятельности и поведении к людям иных национально-стей, культурным традици-ям города и семьи, к труду взрослых и окружающей природе Югорской земли.
Игра - наиболее естественный и ра-достный для детей вид деятельности. Играя, дети могут лучше освоить мате-риал, закрепить его. Игровая деятель-ность возникает из потребности познать социальное окружение, быть его участников.
Базовым этапом формирования у детей любви к городу является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Создание игры предусматривает следующее:
Работу начинаем с изучения краеведческой литературы. Подобрали библиотечку произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с родным краем и отражают быт, культуру, национальные традиции в доступной детям форме.
Работа направлена на реализацию национально - культурного компонента основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения. Важное место в ряду методов и приемов, направленных на реализацию содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обуче-ния, самостоятельной игровой деятель-ностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка одновре-менно.
На нас, педагогов – дошкольни-ков, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой культуры.
Воспитание любви к своей Родине, сво-ему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. И именно игра поможет сделать так, что бы впечатления детства у наших воспи-танников стали истоками любви к род-ному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №61 «Соловушка»
Рекомендации для воспитателей.
Игра – как средство патриоти-ческого воспитания.
Игра «Где находится памятник?»
Цель: Продолжать учить ориентиро-ваться на карте – схеме города, закреп-лять знания о памятниках города Ниж-невартовска.
Материал. Карта – схема города Ниж-невартовска, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изоб-ражением памятников.
Ход.
Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Отве-тивший верно получает фишку.
Игра «Узнай по описанию»
Цель: закрепить представления о до-стопримечательностях Нижневартовска, активизировать мышление и воображение.
Ход.
Воспитатель предлагает послушать ко-роткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
Игра «Знатоки Нижневартовска»
Цель: закреплять знания о памятниках Нижневартовска, развивать память и воображение.
Материал. Разрезные картинки с видами памятников города, фишки.
Ход.
Воспитатель делит детей на две коман- ды. Предлагает по фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать о нём. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.
Игра «Кто больше подберёт слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова к памятным местам города.
Ход.
Воспитатель называет существительное – дети подбирают подходящие по смыслу определения – прилагательные. Например, Нижневартовск (красивый, любимый, большой, парк (зелёный, украшенный, городской,Храм (красивый, большой, блестящий).
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Ниж-невартовска.
Примеры фраз для продолжения.
Наш город называется.
Жителей нашего города называют.
«Черное богатство –это.»
«Барабашка» - это.
Игра «Так бывает»
Цель: учить рассказывать о городе в определении которого указаны нети-пичные признаки, развивать мышление и воображение.
Ход.
Педагог называет словосочетание, ребё-нок раскрывает его значение. Например, Холодный Нижневартовск (город зимой, белый Нижневартовск (город зимой, весёлый Нижневартовск (город в праздники – День города, Масленица, Самотлорские ночи, Рождество и др., молодой Нижневартовск (новостройки, молодые жители, мокрый Нижневартовск (город во время дождя, город ранней весной, осенью) и т. д.
Игра «Найди отличия»
Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход.
Воспитатель предлагает сравнивать ста-рого и современного города : как выгля-дели и одевались, как и где работали мужчины, как и где работали женщины, во что играли дети, старинные улицы и современные и др.
Приобщение к истокам родного края, воспитание гражданина и патриота предусматривает следующее:
• Воспитатель сам должен хоро-шо знать природные, географи-ческие, исторические, социаль-ные, экономические особенности города, края.
• Продумать, о чем рассказать детям, что показать, в какой форме, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показав при этом связь города со всей страной, планируя тем самым поэтапную работу.
Работу необходимо начинать с изу-чения краеведческой литературы. Сле-дует подобрать библиотечку произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с родным краем и отражают быт, культуру, национальные традиции в доступной детям форме. Для пополнения своих знаний об истории и достоприме-чательностях города и края, можно по-сетить краеведческий музей имени Т. Д. Шуваева. В завершении своей подго-товки необходимо изготовить творче-ские развивающие игр.
Одним из условий формирования представлений о Родине, крае, городе, воспитания патриотизма является со-здание развивающей предметно - про-странственной среды в группе, постро-енной на принципах личностно – ори-ентированного подхода.
Такая развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей создается педагогами совместно с родителями воспитанников.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с уче-том ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эф-фективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонно-стей, интересов, уровня активности.
МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №61 «Соловушка»
Предметно – пространственная среда
Компоненты развивающей
среды:
• Мини–музей
где находятся фотографии, от-крытки, альбомы, книги, хантый-ские орнаменты. Представлены куклы в народных костюмах, гербы и флаги городов; изделия из бисера, ткани и дерева; амулеты - обереги хантыйские.
• Библиотечка–уголок
в которой собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Размещены и куклы, ко-торые использую во время беседы.
• Уголок изобразительной деятель-ности
где размещены и настоящие карти-ны. В наличии имеются бумага раз-ного формата, карандаши, краски, гуашь, клей, кисточки, пластилин и глины. Русская матрешка, подносы с росписью, игрушки из дерева.
Уголок экспериментирования
где хранятся оборудование и материа-лы, необходимые для проведения опы-тов: песочные часы, лупы, термометры, трубочки, мерные стаканчики и ряд других предметов