Анна Самохвалова
Что же это за «каша во рту»? Дислалия, дизартрия и тахилалия
▼ Скачать + Заказать документы
Наверное, каждый из вас слышал выражение «говорит с кашей во рту».Так говорят о детях с не четкой, смазанной речью.
Что же это за «каша» и как от неё избавиться?
«Кашей во рту» называют такие нарушения речи как дислалия, дизартрия и тахилалия (ускоренный темп речи).
Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:
Публикация «Что же это за „каша во рту“? Дислалия, дизартрия и тахилалия» размещена в разделах
* неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда и др;
* нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух;
*неправильно сформировавшиеся артикуляционные «позы», которые негативно сказываются на звукопроизношение.
Дизартрия - это нарушение лишь звукопроизносительной стороны речи.
Дело в том, что головной мозг посылает сигналы органам ротовой полости, но в процессе где-то «замыкает», и мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции.
Детям с дизартрией трудно управлять своими органами артикуляции.
Первые простые слова у них появляются обычно вовремя, а вот переход к фразе, а также накапливание активного словаря затягивается, потому что для этого как раз требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционным позами.
При тахилалии нарушается темп речи.
Ребенок с тахилалией говорит быстро и невнятно, часто «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами.
Все это происходит непроизвольно, но если ребенок будет «следить» за своей речью, то он может снизить речевой темп.
Причины тихалалии:
* генетика;
*подражание взрослым;
*черепно-мозговые травмы и др.
Как исправить?
Для устранения таких нарушений, несомненно, потребуется работа ребенка с логопедом.
Здесь будет проведена работа над нормализацией мышечного тонуса лица, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.
Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, самоконтроле темпа речи.
Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Сюда входят такие знакомые всем с детства упражнения, как «трубочка-улыбка», «поцелуйчики», «натягивание губ на зубы». Очень эффективно также упражнение «шторки» : плотно смыкаем зубы, затем пытаемся поднять, будто за ниточку, верхнюю губу. Нижняя губа должна оставаться расслабленной. Затем опускаем вторую «шторку». Все упражнения должны делаться в полную силу: попросите ребёнка попытаться дотянуться губами до противоположной стены, не сходя с места. Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия.
После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребё нка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.
Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.
Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. Когда вы увидите результаты работы над артикуляционным аппаратом, попробуйте ввести в занятия чистоговорки. Их можно использовать по-разному: читать, играя определённую роль, ритмично произносить, отбивая от пола на каждое слово теннисный мяч или совмещать с какими-либо движениями. Можно даже придумать простой танец и исполнять его одновременно с чтением чистоговорки. Таким образом, вы сможете закрепить наработанные результаты и отлично дисциплинировать речь ребёнка.
Хороша лишь та каша во рту, которая до этого была с любовью приготовлена на кухонной плите. Мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущем, когда бороться с ним станет уже намного сложнее.