Ольга Прокопьева
Что за прелесть эти сказки!
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов подразделяющихся на жанры. Жанры и группы сказок исследователи выделяют по разному:
Так Э. В. Померанцева( 1899-1980) -, известный филолог, фольклорист. этнограф и педагог подразделяет сказки на :
1. О животных;
2 .Волшебные;
3. Авантюрно – новеллистические;
4 .Бытовые.
Публикация «Что за прелесть эти сказки!» размещена в разделах
А В. Я. Пропп (1895- 1980, известный филолог, фольклорист и теоретик искусства, делит сказки на :
1 .Волшебные;
2. Кумулятивные
3 О животных, растениях, неживой природе и предметах;
4. Бытовые или новеллистические;
5. Небылицы;
6 .Докучные сказки.
К главным признакам сказки является то, что в ней присутствует «несоответствие окружающей действительности и необычайность событий, о которых повествуется» (В. Я. Пропп)
Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий для создания креативных качеств личности ребенка.
Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке.
При активном включении сказки в занятия с детьми развивается фантазия, логика, мышление, внимание, наблюдательность. Сказки учат ребят сопереживанию, желанию помочь. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняют сказки или придумывая более позитивное ее окончание («Колобок»).
Педагоги ДОУ используют различные виды сказки :
Дидактические, в форме учебного задания;
Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, рисуют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают (воображают, «колдуют»);
Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», (доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
Психокоррекционные : (для мягкого влияния на поведение ребенка,педагог читает проблемную сказку, не обсуждая, дает возможность ребенку побыть наедине с самим собой о подумать.
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
Детям дошкольного возраста наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. Они часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Сказки о животных являются духовным наследием народа, которое досталось ему от прошлых эпох. В этих сказках животные обычно делают то, что делают люди. В них показаны черты животных, но условно подразумеваются черты человека. Их задача: высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятия трактовке.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением мира, в них наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обстановке. Волшебные сказки - это художественные произведения с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. В них привлекательны развитие борьбы светлых и темных сил, чудесный вымысел. В них обычно две группы героев: добрые и злые. Добро обычно побеждает зло. Волшебные сказки вызывают восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ
Для бытовых сказок характерен переход от волшебства к быту. В них реалистические элементы подаются в виде приключений. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действие положительного героя и его противника в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность. Герои бытовых сказок : барин-помещик, царь-князь, хан - это жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. И, наоборот, смелые, ловкие и умные люди – бывалые солдаты, бедные батраки, работники. Они побеждают, и в победе им всегда помогают волшебные предметы. Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение. Ребята узнают об истории народа, его быте и обычаях. Эти сказки помогают в нравственном воспитании детей, передают им народную мудрость. Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказок. Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности, чувство образного слова, авторской позиции гармонической целостности произведения, понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Процесс сочинения сказки-одна их форм творческой деятельности ребенка, которая проявляется как результат индивидуального опыта, его ответная реакция на изменения в окружающем мире, системе потребностей и ценностей.
В своей педагогической деятельности я всегда использовала сказки : на занятиях, праздниках и развлечениях, обучая ребят игре на детских музыкальных инструментах, в кружковой работе.
В моей практике основные задачи «сказкотерапии» :
Повышение внимания ребят на занятиях,
Развитие эмоциональной отзывчивости,
Развитие воображения, фантазии, творческих способностей.
Применяемые методы и приемы:
Куклотерапия, арттерапия, релаксирующие приемы песочной терапии, психогимнастика, мнемотехника, моделирующая техника, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование, пантомимические этюды, игровой массаж, креативный тренинг и др.
Сказка, предваряющая слушание или пение программного материала, помогает заинтересовать детей, настроить их на нужный лад.
Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует сказку Она помогает активному восприятию и усвоению детьми нового музыкального материала. Музыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам музыкальной выразительности. В старшей и подготовительной группах использую методику «Придумай сказку» после прослушивания музыкального произведения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ В ПРАКТИКУ:
1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
2. Сделала подборку коротких сказок по каждому возрасту по всем разделам программы.
.4. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.
5. Подобрала материал для консультаций воспитателей, родителей.
6. Провожу диагностику музыкального развития детей. Наблюдаю положительную динамику.
Сказка- неотъемлимая часть работы музыкального руководителя. Ведь сказка – это радость для наших ребят. А их счастье в наших руках. Результатом нашей работы за прошедший учебный год стал показ сказок в форме развлечения "Калейдоскоп сказок". Целую неделю ребята показывали и смотрели любимые сказки. Каждая группа приготовила свой спектакль, пригласительные билеты, костюмы. Из дома они приходили в карнавальных костюмах, после завтрака разносили ребятам из другой группы пригласительные билеты, и
СКАЗКА НАЧИНАЕТСЯ!
Каждое утро ждет своих гостей бабушка Забавушка
Ребята очень рады возможности нарядиться в любимые костюмы
День первый -понедельник. Наши малыши приготовили для своих друзей свою любимую сказку "Колобок"
Это - дебют наших малышей! И хотя они очень волнуются, зрители поддерживают маленьких артистов аплодисментами и улыбками.
День второй- вторник. Сегодня волнуются ребята из средней группы, они приготовили сказку "Колосок"
В среду ребята из старшей группы показали сказку "Красная шапочка"
В четверг приехала гости из славного города Бремена "Бременские музыканты", ребята из подготовительной группы.
А теперь - пятница! Воспитатели порадовали юных зрителей сказкой
"Царевна -лягушка"
Дети получили огромное наслаждение от встречи со сказками, от осознания того, что они принесли радость друзьям и взрослым
В нашем детском саду имеются группы с круглосуточным пребыванием детей, т. е. ребята с самого раннего детства почувствовали "радости и прелести" темной стороны жизни, они часто склонны к агрессии, неадекватному поведению, неуверенности и страху и наша задача сформировать позитивное отношение к жизни, развить чувство принадлежности к миру людей, доброты, и своей нужности в этом мире.
И в этом нам очень помогает сказка. Спасибо ей!