Лучший педагог года

Консультация для родителей «А правильно ли мы рассказываем сказки?»

татьяна Барановская
Консультация для родителей «А правильно ли мы рассказываем сказки?»
▼ Скачать + Заказать документы

Что за чудо эти сказки!

Рубрика: «Для Вас, родители».

Воспитатель: Барановская Т. Г.

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образом сказок. От строк забавляющих, успокаивающих, к ситуациям, требующих от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Ведь в сказках высмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, жадность, заносчивость, трусливость, глупость и т. п. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых (В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»). Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Публикация «Консультация для родителей „А правильно ли мы рассказываем сказки?“» размещена в разделах

Важно, чтобы ребёнок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее. Например, так дети трёх – четырёх лет, называют медведя из сказки «Теремок» в обработке Булатова, добрым и хорошим, по контрасту со злым медведем из сказки Е. Чарушина.

Более старшие дети по новому оценивают дружную работу животных из сказки «Зимовье»; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки «Привередница», ярче оценивают доброту, отзывчивость Машеньки из сказки «Гуси – Лебеди».

Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события и характеры. Появляются у детей и свои собственные варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.

Полностью восприятие сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновения рассказчика в текст, насколько выразительно он донесёт образы персонажей, передаст моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки, настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают боясь пропустить хоть одно слово.

А правильно ли мы рассказываем сказки?

В. Г. Белинский говорил: - «Не говорите детям – это хорошо, а это дурно, потому и поэтому, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством, поняли, что это хорошо; представляйте им дурное, тоже не называя его дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это дурное».

Хорошо вдумайтесь в эти слова. Не растолковывайте детям содержание морали сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. А во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Невнимательного ребёнка можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых ему покажут сказку (настольный или пальчиковый театры).

У детей 3-4 лет интерес можно возбудить присказкой. Присказка подготовит и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.

Присказок сложено очень много, например:

«За ступенькою ступенька -станет лесенка,

Слово к слову ставь складненько –будет песенка.

А колечко на колечко – станет вязочка.

Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку».

Или же «Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка,

Чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала,

Чтоб к концу не стар, не мал от нее не задремал».

Широко используются и не стихотворные присказки вроде : «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди»

Так же с качестве присказок могут быть использованы и потешки: «Из – за леса, из –за гор…» и др.

Новую сказку лучше начинать знакомой присказкой, а уже слышанную ребёнком – присказкой новой, забавной и интересной. Закончить сказку можно широко известными концовками: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец!» или же «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас в гости поджидают».

Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы : «Так то! Смелость города берет!» или ««Сам погибай, а товарища выручай!» и др. Такая концовка закрепит впечатления от услышанного.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать героям сказок, рассматривания иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Читайте, рассказывайте больше сказок своим малышам, Ваш труд не останется незамеченным!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.

Консультация для родителей «Чтобы правильно дышать» В далеком прошлом, люди говорили: «Пока дышу – надеюсь». Дыхание – это одно из самых основных проявлений жизни организма. Особое место занимает.

Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребёнка» Хвалить детей надо обязательно для того, чтобы вселять в них уверенность, поощрять за хорошие поступки, заслуги, например, в освоении знаний,.

Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет»Консультация для родителей «Как правильно играть с ребенком 2–3 лет» Немаловажную роль в воспитании играют совместные игры детей с родителями. И от того, как мы их будем воспитывать и сколько любви в них.

Консультация для родителей «Как правильно подобрать одежду ребёнку?»Консультация для родителей «Как правильно подобрать одежду ребёнку?» Очень важно подобрать ребёнку одежду хорошего качества, чтобы ребёнку было комфортно и удобно. Этот вопрос актуален особенно, когда ребёнок.

Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком»Консультация для родителей «Как правильно вести себя с ребёнком» Хотелось бы напомнить родителям основные правила, которые нельзя нарушать при общении с ребёнком, если для них важнее не собственные.

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка»Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребёнка» Все родители без исключения хотят, чтобы их дети росли крепкими и здоровыми, а для этого детей надо закаливать. Что же даёт закаливание?.

Консультация для родителей «Подбираем лыжи и палки правильно» Консультация для родителей «Подбираем лыжи и палки правильно!» В зимнее время года лыжи — это любимый многими вид спорта. Помимо того,.

Консультация для родителей «Как правильно укладывать ребенка спать» Почему мы так удивляемся и расстраиваемся, когда говорим ребенку: «Пора спать!», а он отвечает: «Не буду! Не хочу!» Да, сон ему необходим,.

Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки»Консультация для родителей «Учим правильно произносить звуки» В возрасте 3-4 лет у детей должен сформироваться речевой слух,тогда в дальнейшем у него не будет проблем ни с дикцией,ни с правописанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «А правильно ли мы рассказываем сказки?»
Опубликовано: 27 января 2024 в 13:56
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «А правильно ли мы рассказываем сказки?»» (включая файлы) размещена пользователем татьяна Барановская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД