татьяна Барановская
Консультация для родителей «А правильно ли мы рассказываем сказки?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что за чудо эти сказки!
Рубрика: «Для Вас, родители».
Воспитатель: Барановская Т. Г.
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
С удивительным педагогическим талантом ведёт народ ребёнка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образом сказок. От строк забавляющих, успокаивающих, к ситуациям, требующих от маленького слушателя напряжения всех душевных сил. Ведь в сказках высмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, жадность, заносчивость, трусливость, глупость и т. п. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых (В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»). Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Публикация «Консультация для родителей „А правильно ли мы рассказываем сказки?“» размещена в разделах
Важно, чтобы ребёнок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идёт переоценка услышанного ранее. Например, так дети трёх – четырёх лет, называют медведя из сказки «Теремок» в обработке Булатова, добрым и хорошим, по контрасту со злым медведем из сказки Е. Чарушина.
Более старшие дети по новому оценивают дружную работу животных из сказки «Зимовье»; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки «Привередница», ярче оценивают доброту, отзывчивость Машеньки из сказки «Гуси – Лебеди».
Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события и характеры. Появляются у детей и свои собственные варианты сказок. Очень важно всячески поддерживать эти проявления творчества.
Полностью восприятие сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновения рассказчика в текст, насколько выразительно он донесёт образы персонажей, передаст моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест. Больше всего удаётся взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их. Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки, настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают боясь пропустить хоть одно слово.
А правильно ли мы рассказываем сказки?
В. Г. Белинский говорил: - «Не говорите детям – это хорошо, а это дурно, потому и поэтому, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством, поняли, что это хорошо; представляйте им дурное, тоже не называя его дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это дурное».
Хорошо вдумайтесь в эти слова. Не растолковывайте детям содержание морали сказки. Это может разрушить обаяние художественного произведения, лишить детей возможности пережить, прочувствовать его.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. А во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребёнок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Невнимательного ребёнка можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых ему покажут сказку (настольный или пальчиковый театры).
У детей 3-4 лет интерес можно возбудить присказкой. Присказка подготовит и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.
Присказок сложено очень много, например:
«За ступенькою ступенька -станет лесенка,
Слово к слову ставь складненько –будет песенка.
А колечко на колечко – станет вязочка.
Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку».
Или же «Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала, словно реченька журчала,
Чтоб к концу не стар, не мал от нее не задремал».
Широко используются и не стихотворные присказки вроде : «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот Баюн. Вверх идёт – песню заводит, вниз идет – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди»
Так же с качестве присказок могут быть использованы и потешки: «Из – за леса, из –за гор…» и др.
Новую сказку лучше начинать знакомой присказкой, а уже слышанную ребёнком – присказкой новой, забавной и интересной. Закончить сказку можно широко известными концовками: «Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец!» или же «Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас в гости поджидают».
Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы : «Так то! Смелость города берет!» или ««Сам погибай, а товарища выручай!» и др. Такая концовка закрепит впечатления от услышанного.
Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые приходится преодолевать героям сказок, рассматривания иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Читайте, рассказывайте больше сказок своим малышам, Ваш труд не останется незамеченным!