Мареева Евгения
Консультация «Что такое воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Публикация «Консультация „Что такое воспитание“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Проблема воспитания являлась важной во все времена. Воспитание - это фундамент в жизни каждого человека. От того, как будет воспитан человек, какая атмосфера будет царить в его семье и его окружении, будет зависеть его будущее, его характер и его жизненные цели.
Семья и ребенок – это зеркальные отражения друг друга. Всё начинается с семьи.
Именно семье определена ведущая роль в глубоком влиянии на жизнь растущего ребёнка. Влияние семьи в жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. Ведь именно в семье и через семью формируются его первичные ценностные ориентации и социальные установки.
Не воспитатель, не учитель, даже самый талантливый, не исправит ошибок родителей и «нелепостей» окружающей жизни.
Кого воспитывать? Как воспитывать? Каким должно быть воспитание?
Без любви воспитание не возможно! Надо уметь разговаривать на языке детей. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Нужно протянуть им свою руку… Надо быть очень внимательным, терпеливым, благодарным, способным к соучастию.
Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению и терпение. Воспитатель - это человек, осуществляющий воспитание, в узком смысле — это должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в дошкольном и школьном образовательном учреждении.
Я считаю что воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.
В современном мире профессия воспитатель очень трудна, но и очень интересна. Каждый день приходится что-то придумывать, находить новое информацию, рассказывать так, чтобы тебя умели слушать и слышать
Хочу сказать, что люди, которые выбирают эту профессию, в глазах детей являются примером для подражания и даже второй «мамой». А. С. Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».
В данное время воспитателем в 1 младшей группе. Огромного труда надо приложить, что бы помочь маленькому ребенку безболезненно адаптироваться к жизни детского сада. Сделать первые шаги в познании социальной жизни, без помощи мамы. Необходимо создать благоприятную психологическую атмосферу в группе, чтобы малыш с удовольствием шел на контакт, как с воспитателем, так и с другими детьми. Жизнь ребёнка состоит из двух важнейших сфер -это семья и детский сад, затем семья и школа. Ничего постоянного в жизни нет. В семье, в общении с родителями, дети получают первые уроки жизни. Поведение родителей, характер отношений между ними создают предпосылку к поведению детей. Поэтому связь с родителями, с семьёй - это важное звено в работе воспитателя. Важно донести до родителей одну простую мысль-ребёнок нуждается в них, ждёт любви и поддержки, свято верит в родительский идеал. Я считаю, что чем больше времени дети будут проводить рядом с родителями, тем теснее будут их взаимоотношения. Психологический комфорт одно из обязательных условий формирования детской психики. Некоторые дети не сразу принимают личность воспитателя, но если принимают, то следуют за ним. Воспитатель похож на садовника, а группа детей подобна клумбе цветов, где каждый цветочек единственный и неповторимый, он уникален по своей природе. Воспитателю необходимы не только профессиональные знания, умения, навыки, но и любовь, к однажды выбранной профессии, бережное, трепетное, особое отношение к каждому ребёнку, и это должно стоять на первом месте.
Воспитывать надо на положительных примерах, без упрёков и назиданий. Кто-то уступил дорогу прохожему, кто-то подарил рисунок, выполненный своими маленькими ручками, но от души, а кто-то поделился яблоком с товарищем. Надо стараться подмечать все проявления заботы, доброты. На похвалу ребёнок всегда реагирует положительно и в следующий раз постарается вести себя подобающим образом.
Что же касается наказаний. Я считаю, что наказывать надо, но в пределах разумного и очень осторожно, не унижая достоинство ребенка без применения физической силы. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным, иначе у ребёнка возникнет чувство вседозволенности и безнаказанности. Ведь дети прекрасно чувствуют, когда их наказывают несправедливо. Сначала нужно дать возможность высказаться самому ребёнку, чтобы он смог объяснить свой поступок и дать ему оценку. Если это не срабатывает, надо разъяснить, что сделано неверно и как нужно поступить правильно.
Ушинский подчеркивал, что воспитание играет ведущую роль, как решающая педагогическая категория, а обучение является лишь средством воспитания. Само по себе без поддержки воспитания и без его механизма, обучение не может дать положительных результатов. Именно воспитание формирует новые качества личности, развивает ее духовные способности. Носителями знаний, направленных на воспитание субъектов отношений в социальной практике, надо считать не только воспитателя и воспитуемого, но и окружающий мир. «Воспитывает все, — говорил А. Макаренко, — люди, вещи, явления, но, прежде всего, люди».
Только тот воспитатель, который имеет педагогическое мастерство и обширные специальные знания, сможет пользоваться авторитетом и доверием у детей.
Взаимопонимание ребёнка и взрослого рождает духовную близость, жажду сопереживания, стремление сотворчества и сотрудничества - это и есть, на мой взгляд, основа воспитания личности, Человека. Ведь главной целью воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям.