Юлия Гладкова
Консультация «Что такое сенсомоторная алалия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сенсомоторная алалия?
В конце декабря 2021, во время выездного заседания ППк МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка", был выявлен ребенок 3-х лет, с предварительным диагнозом - общее недоразвитие речи, сенсомоторная алалия. Маме ребенка предложили пройти ТПМПК по месту жительства для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
Давайте разберемся, что же такое сенсомоторная алалия?
Темочки:
Сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений[1][3]. Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.
Основные факторы развития заболевания:
- внутриутробное инфицирование плода TORCH-инфекциями (токсоплазмозом, краснухой, герпесом, сифилисом и др.);
- гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (в результате недостатка кислорода) как внутриутробно, так и во время родов;
глубокая недоношенность (рождение ребёнка на сроке до 37 недель, с массой тела меньше 1500 г);
- родовая травма при стремительных родах, экстренном кесаревом сечении и пр. ;
- гидроцефалия, приводящая к атрофии различных отделов коры головного мозга и их проводящих путей;
- последствия менингита, менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесённых в детстве[1][2][3].
В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения. К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.
Основные проявления сенсомоторной алалии:
- ребёнок слышит речь, но не понимает её.
- он не повторяет слова, иногда даже и отдельные звуки за другими людьми (мамой или педагогом);
- активный словарный запас отсутствует или очень скуден: ребёнок может сам произнести только несколько самых простых слов — "мама", "дай", "на" и др. ;
- отсутствует пассивный словарный запас: ребёнок не знает названия вещей, не показывает их на картинках, не выполняет даже бытовые просьбы, за исключением простых жестовых указаний;
- речевая активность либо снижена, либо повышена. В первом случае ребёнок даже не пытается вступать в речевой контакт. Во втором случае речь носит характер "детского лепета" или "птичьего языка": вместо нормальных слов он произносит бессмысленный набор звуков и даже не понимает, что говорит что-то не то[3][5][6].
У ребёнка с сенсомоторной алалией также могут встречаться дополнительные проявления заболевания:
- затруднённое формирование таких навыков, как рисование, застёгивание пуговиц или завязывание шнурков из-за проблем с координацией и моторной неловкостью (в дальнейшем дети испытывают трудности при освоении навыка письма);
- гиперактивность или повышенная утомляемость;
- нарушения памяти и концентрации внимания;
- отставание в развитии игровой деятельности: ребёнок чаще играет в подвижные, разрушительные игры (ломает, грызёт, раскидывает игрушки, сюжетно-ролевой компонент не выражен;
- когда на фоне лечения и педагогических занятий ребёнок всё же начинает разговаривать, у него часто отмечается нарушение дикции и переставление слогов внутри слов [3][5][6].
Осложнения сенсомоторной алалии:
Без своевременно начатой комплексной реабилитации высока вероятность того, что у маленького пациента с сенсомоторной алалией сформируется грубая задержка психоречевого развития. Ребёнку с этим нарушением трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него отсутствует познавательная активность, словарный запас остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.
Своевременно начатое лечение не даёт 100 % гарантии, что "молчун" полностью догонит сверстников. Однако чем раньше родители приступят к реабилитации, тем выше вероятность развить психоречевые навыки. Шанс обучаться в средней школе у пациента с сенсомоторной алалией при начале лечения в возрасте 3 и 5 лет кардинально отличается [3].
Список литературы
1. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М. : Высшая школа, 2013. — 608 c.
2. Живолупов С. А., Самарцев И. Н. Нейропластичность: патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 4. — С. 78-85.
3. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 96 с.
4. Петрухин A. C. Клиническая детская неврология / Руководство. — М. : Медицина, 2008. — 1088 с.
5. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.
6. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей / Пособие по диагностике речевых нарушений. — М. : АРКТИ, 2005. — 239 с.