Юлия Гладкова
Консультация «Что такое сенсомоторная алалия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сенсомоторная алалия?
В конце декабря 2021, во время выездного заседания ППк МКДОУ АГО "Ачитский детский сад "Улыбка", был выявлен ребенок 3-х лет, с предварительным диагнозом - общее недоразвитие речи, сенсомоторная алалия. Маме ребенка предложили пройти ТПМПК по месту жительства для уточнения дальнейшего образовательного маршрута.
Давайте разберемся, что же такое сенсомоторная алалия?
Публикация «Консультация „Что такое сенсомоторная алалия?“» размещена в разделах
Сенсомоторная алалия — это самый грубый вариант нарушения развития речи, при котором поражаются все центры коры головного мозга, ответственные за понимание речи, произнесение звуков, словарный запас, навык построения фраз и предложений[1][3]. Дети с этим заболеванием не могут разговаривать и не понимают, что им говорят.
Основные факторы развития заболевания:
- внутриутробное инфицирование плода TORCH-инфекциями (токсоплазмозом, краснухой, герпесом, сифилисом и др.);
- гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы (в результате недостатка кислорода) как внутриутробно, так и во время родов;
глубокая недоношенность (рождение ребёнка на сроке до 37 недель, с массой тела меньше 1500 г);
- родовая травма при стремительных родах, экстренном кесаревом сечении и пр. ;
- гидроцефалия, приводящая к атрофии различных отделов коры головного мозга и их проводящих путей;
- последствия менингита, менингоэнцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесённых в детстве[1][2][3].
В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения. К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.
Основные проявления сенсомоторной алалии:
- ребёнок слышит речь, но не понимает её.
- он не повторяет слова, иногда даже и отдельные звуки за другими людьми (мамой или педагогом);
- активный словарный запас отсутствует или очень скуден: ребёнок может сам произнести только несколько самых простых слов — "мама", "дай", "на" и др. ;
- отсутствует пассивный словарный запас: ребёнок не знает названия вещей, не показывает их на картинках, не выполняет даже бытовые просьбы, за исключением простых жестовых указаний;
- речевая активность либо снижена, либо повышена. В первом случае ребёнок даже не пытается вступать в речевой контакт. Во втором случае речь носит характер "детского лепета" или "птичьего языка": вместо нормальных слов он произносит бессмысленный набор звуков и даже не понимает, что говорит что-то не то[3][5][6].
У ребёнка с сенсомоторной алалией также могут встречаться дополнительные проявления заболевания:
- затруднённое формирование таких навыков, как рисование, застёгивание пуговиц или завязывание шнурков из-за проблем с координацией и моторной неловкостью (в дальнейшем дети испытывают трудности при освоении навыка письма);
- гиперактивность или повышенная утомляемость;
- нарушения памяти и концентрации внимания;
- отставание в развитии игровой деятельности: ребёнок чаще играет в подвижные, разрушительные игры (ломает, грызёт, раскидывает игрушки, сюжетно-ролевой компонент не выражен;
- когда на фоне лечения и педагогических занятий ребёнок всё же начинает разговаривать, у него часто отмечается нарушение дикции и переставление слогов внутри слов [3][5][6].
Осложнения сенсомоторной алалии:
Без своевременно начатой комплексной реабилитации высока вероятность того, что у маленького пациента с сенсомоторной алалией сформируется грубая задержка психоречевого развития. Ребёнку с этим нарушением трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него отсутствует познавательная активность, словарный запас остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.
Своевременно начатое лечение не даёт 100 % гарантии, что "молчун" полностью догонит сверстников. Однако чем раньше родители приступят к реабилитации, тем выше вероятность развить психоречевые навыки. Шанс обучаться в средней школе у пациента с сенсомоторной алалией при начале лечения в возрасте 3 и 5 лет кардинально отличается [3].
Список литературы
1. Бадалян Л. О. Детская неврология. — М. : Высшая школа, 2013. — 608 c.
2. Живолупов С. А., Самарцев И. Н. Нейропластичность: патофизиологические аспекты и возможности терапевтической модуляции // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009. — № 4. — С. 78-85.
3. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 96 с.
4. Петрухин A. C. Клиническая детская неврология / Руководство. — М. : Медицина, 2008. — 1088 с.
5. Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста / Учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2004. — 68 с.
6. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей / Пособие по диагностике речевых нарушений. — М. : АРКТИ, 2005. — 239 с.