Людмила Белоусова
Что такое нейропсихологическая коррекция и для чего она нужна?
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое нейропсихологическая коррекция и для чего она нужна?
Ваш ребенок на уроке или занятии быстро перестает воспринимать информацию, начинает вертеться? А может, он замечен в зеркальном написании букв, путанице «похожих» букв, неправильной ориентации в тетради, например, строчки неровные, ребенок вылезает за поля? Быть может, он не соблюдает учебные правила, социальные нормы, правила поведения? Действия по образцу ему даются с большим трудом? Ведет себя неадекватно ситуации? При этом делает все это не нарочно, просто по-другому не может.
Публикация «Что такое нейропсихологическая коррекция и для чего она нужна?» размещена в разделах
Взрослые могут отмечать, что ребёнок истощаем, с трудом высиживает более 10 – 15 минут на одном месте, часто отвлекается. Угрозы и окрики помогают, но ненадолго. Он крайне медлителен: может одеваться часами, очень долго обедает, очень долго делает уроки, на это уходит всё свободное время ребёнка и т. д. Ребёнок упорно не может запомнить право – лево, не любит рисовать, особенно срисовывать.
Если ваш ребенок находится в одной из нижеперечисленных категорий, то он нуждается в нейропсихологической коррекции.
• ранний детский аутизм,
• умственная отсталость,
• задержка психического развития различных типов,
• общее нарушение развития,
• алалия,
• дизартрия,
• дисграфия,
• дислексия,
• СДВГ,
• ДЦП.
Детям, испытывающим сложности в обучении в силу психологических причин (психосоматических расстройств, особенностей личности, невротических расстройств, при общем физическом недоразвитии, при школьной дезадаптации и стрессовых расстройствах также будет полезна нейрокоррекция.
Возраст оказания нейропсихологической помощи начинается с 4-х лет (адаптированные методы, большинство методов ориентировано на возраст 6–9 лет.
Нейрокоррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости. Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами деятельности, трудности в освоении чтения, письма или счета – с помощью нейропсихологической диагностики можно выявить причину и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий. Данный метод также может быть полезен детям с особенностями сенсорной сферы (повышенная или пониженная чувствительность к определенным ощущениям, моторными особенностями.
Очень важно как можно раньше установить истинную причину дефекта, и начать работу раньше, так как своевременная коррекция позволяет в той или иной мере приблизить нарушенное развитие к нормальной работе, что существенно облегчит вхождение ребенка в его социальную среду.
Что такое нейрокоррекция?
Нейропсихологическая коррекция (нейрокоррекция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
Коррекционная работа предполагает не только тренировку определенных навыков, а формирование слаженной, целостной работы мозга и функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.
Структура коррекционной работы
В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания, игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система "Саундбим" и др.)
Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:
• растяжки, массаж, самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию психоэмоционального состояния, сенсорное насыщение;
• дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшению концентрации и переключаемости внимания;
• упражнения, направленные на развитие крупной (мелкой) моторики;
• работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности;
Когнитивная коррекция включает бланковые задания (на листах, различные настольные дидактические игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции высших психических функций (память, внимание, мышление, пространственных представлений, мелкой моторики.
В ходе занятий также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Очень важно, чтобы коррекционная работа проводилась специалистом. Но в отсутствие такового нежелательно терять время, а можно изучить книги Семенович А. В. "Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте", «Комплексная нейропсихологическая коррекция», и взять на вооружение практические советы и упражнения. Эти учебные пособия содержат стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма (схемы) нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом ’замещающего онтогенеза. Имеется огромное количество упражнений, которые понятны в использовании и могут принести огромную пользу ребенку, испытывающему трудности.
Литература:
1. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. -М. :Академия,2009.
2. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - М. : Академия, 2006.
3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. -М. : АРКТИ, 2000.
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. - М. : Генезис, 2007.