Елена Николаевна Введенская
Консультация для родителей «Что такое дизартрия?»
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое дизартрия?
Чаще всего с заключением «дизартрия» или «стертая дизартрия» родители сталкиваются при посещении детского невролога или логопеда.
Давайте разберемся, что такое дизартрия.
Дизартрию диагностируют, если нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи (темпа, ритма, модуляции, интонации) вызваны органической недостаточностью мышц речевого аппарата. Язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. Причиной неподвижности является парез - уменьшение силы или амплитуды движений, обусловленное нарушением иннервации мышц, участвующих в артикуляции.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое дизартрия?“» размещена в разделах
Причинами возникновения дизартрии могут быть :
• родовые травмы (черепно-мозговые травмы, кровоизлияния при затяжных или стремительных родах, асфиксия при родах);
• внутриутробные поражения плода вследствие хронических болезней матери, заболеваний во время беременности (особенно вирусных, влияния химических препаратов, и т. д. Особенно важны первые 3 месяца беременности, когда закладываются основные системы.
• заболевания ребенка (менингит, энцефалит, черепно-мозговые травмы, и т. п.
В результате действия комплекса причин происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры головного мозга по всем уровням к мышцам артикуляционного аппарата.
Симптомы дизартрии.
Речевые:
1. Нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных (чаще всего межзубное и боковое произношение). Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком).
2. Нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации.
3. Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.
Неречевые:
1. Нарушения двигательного аппарата.
2. Нарушение эмоционально-волевой сферы.
3. Нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).
4. Нарушение познавательной деятельности.
5. Своеобразное формирование личности.
Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.
Логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:
• массаж органов артикуляции;
• артикуляционную гимнастику;
• исправление произношения звуков речи;
• нормализацию речевого дыхания и голоса;
• работу над выразительностью речи.
Коррекционная работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и зависит от систематических занятий со специалистами (логопед, психолог) и выполнения домашних упражнений с родителями.
Не менее важна для устранения симптомов дизартрии и поддержка медицинских специалистов (детский невролог, физиотерапевт, педиатр).
1. Лекарственные средства.
2. Физиотерапия, лечебная физкультура для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
3. Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
4. Лечение сопутствующих заболеваний.