Марианна Валерьевна Проскурня
Консультация по речевому развитию «Что нужно уметь дошкольнику к поступлению в школу»
Звукопроизношение:
1. Произносить все звуки речи правильно
2. Уметь дифференцировать звуки в произношении и на письме
3. Выговаривать слова любого слогового состава
Рекомендуется:
-Выполнять рекомендации учителя-логопеда
-Следить за правильным произношением поставленных звуков в повседневной жизни
-Трудные слова повторять сначала медленно, затем быстрее
-Проговаривая слова, каждый слог, отхлопывая руками
-При необходимости, трудное слово написать по слогам и использовать его, как зрительный ориентир для ребёнка
Подготовка к обучению грамоте:
Публикация «Консультация по речевому развитию „Что нужно уметь дошкольнику к поступлению в школу“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
1. Владеть понятиями звук, слог, слово, предложение
2. Уметь определять позицию звука в слове
3. Уметь определять количество и последовательность звуков в слове
4. Определять твёрдость-мягкость согласного
5. Уметь делить слова на слоги, определять их количество
6. Уметь определять количество слов в предложении
7. Владеть навыками звукового анализа и синтеза
8. Владеть элементарными навыками чтения и письма
Рекомендуется:
-Играть в игры «Сколько звуков?», «Какой 1, 2, 3, 4?», «Придумай слово на звук», «Отгадай, есть ли звук в слове», «Твёрдый-мягкий», «Болельщики на трибуне»…
-Букву называть кратко (Б, а не БЭ, чтобы не было путаницы при чтении
-Проявлять заинтересованность, о чём читает ребёнок, читать как можно чаще
-Спрашивать о чём прочитал
-Писать слова, предложения (письма, записки, поздравления)
Словарный запас
1. Владеть знаниями о многозначности слов
2. Уметь подбирать к словам антонимы
3. Уметь подбирать синонимы к словам
4. Подбирать признак, действие к предмету
5. Уметь обобщать, классифицировать
6. Уметь подбирать к слову однокоренные слова
Рекомендуется:
-Беседовать об увиденном, услышанном (что внутри у яблока, что делает на работе папа и зачем и т. д.)
-Подбирать к предметам слова-признаки, слова-действия, однокоренные слова (кто больше)
-Рассматривать предметы: из каких частей состоит, из чего сделаны, что внутри, какие на ощупь…
-Объяснять незнакомые слова
-Поиграть в игры «Наоборот» (антонимы, «Скажи другим словом» (синонимы, «Назови одним словом» (яблоко, груша, апельсин: фрукты, бабочка, муравей, стрекоза: насекомые)
Грамматический строй речи
1. Уметь образовывать слова с уменьшительными, увеличительными суффиксами
2. Уметь образовывать относительные прилагательные
3. Уметь образовывать притяжательные прилагательные
4. Правильно согласовывать местоимения с существительным
5. Правильно согласовывать числительное с существительным
6. Правильно употреблять предлоги
7. Использовать разные способы образования слов (наречия от прилагательных, существительные от глаголов и наоборот)
8. Правильно образовывать падежные окончания
Рекомендуется:
-Поправлять, если ребёнок неправильно употребил грамматическую конструкцию
-Поиграть в игры «Измени слово», «Один-много», «Какой сок (каша, «Посчитай» (один стул, два стула….пять стульев, «Где предмет?» (на стуле, за стулом, над стулом, «Чей хвост, чья голова?» (собачья, беличья, лошадиная)
-Предложить изменить слово, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы, увеличительные суффиксы («Слова-малыши», «Слова-великаны»).
Связная речь
1. Пересказывать почти дословно короткие знакомые сказки
2. Пересказывать небольшие рассказы (до 70 % текста)
3. Составлять описательные рассказы
4. Составлять рассказы по картинке, по серии картин
5. Составлять рассказы из личного опыта
Рекомендуется:
-После чтения сказок, рассказов просить ребёнка вспомнить определённый эпизод, как начиналась сказка, как закончилась
-Придумать вместе с ребёнком другой конец сказке, рассказу
-Рассмотреть иллюстрации, побеседовать об увиденном
-Просить рассказывать о событиях детской жизни, что делали в детском саду, у бабушки…
-Добиваться подробного рассказа о том, как прошёл день, праздник (использовать метод «непонимания»)
Речевая коммуникация
Ребёнок должен быть активен в общении, уметь слушать и понимать речь, легко входить в контакт, ясно выражать свои мысли, владеть элементарным речевым этикетом.
Рекомендуется:
-Давать поручения обращаться с просьбой, пожеланиями, сообщением, предупреждением к взрослым людям, в том числе и незнакомым (родственникам, друзьям родителей, продавцам, прохожим и т. д.)
-Учить, при общении, использовать вежливые слова
-Не забывать о безопасности ребёнка
Мелкая моторика
Движения кисти и пальцев рук к школе должны быть достаточно развиты, ребёнок должен уметь правильно держать карандаш, хорошо владеть им, регулировать силу нажима (мышечный тонус у ребёнка часто бывает пониженный или повышенный, уметь выполнять графические задания, не должен слишком быстро при этом утомляться.
Рекомендуется:
-Игры с пластилином, тестом, шнурками, пуговицами, кнопками
-Чаще резать ножницами
-Обводить трафареты
-В тетради в клетку печатать узоры и т. д.