Алла Бузикова
Консультация «Что может узнать, увидеть и услышать дошкольник с ОВЗ (по слуху) при встрече с природой»
Скоро лето. Пора отпусков и каникул, пора когда все люди думают об отдыхе, о здоровье. Перед детьми откроется огромный неисследованный мир, а перед родителями – широкое поле для проявления творчества. А как же быть с занятиями? Продолжать? Бросить? Всем кто занимается с неслышащими детьми, известно, что даже небольшой перерыв в занятиях может повлиять на успех ребёнка. Многие родители считают, что основные «знания» и развитие дети получают во время специальных занятий и, преимущественно за столом. Но существуют другие условия развития детей. И это-природа!
Публикация «Консультация „Что может узнать, увидеть и услышать дошкольник с ОВЗ (по слуху) при встрече с природой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления. Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Это может быть весной, когда солнце шлёт своё тепло остывшей земле и она, оттаивая от зимнего холода, покрывается лёгким паром. А небо светлое-светлое от солнца, глазам больно смотреть. Вы идёте не спеша. Вокруг лужи воды от подтаявшего снега и небольшие проталины. И вдруг на одной из таких проталин вы увидите нежный и хрупкий цветок – первый подснежник! Но встретившись с таким чудом, хочется принести его домой, чтобы оно было рядом. Мы – родители должны воспитать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном.
Благодатная летняя пора несёт свои возможности, ставит свои задачи. Очень многое можно сделать за лето, если использовать его правильно. И в то же время не следует забывать об отдыхе ребёнка. Давайте посмотрим вокруг, что бы ни окружало вас – лес, поле, река, - всё полно, тем что должен, узнать, ощутить, увидеть и услышать ваш ребёнок.
Отправляясь с ребёнком на прогулку обязательно следует брать с собой аппарат и стараться, чтобы он услышал пение птиц в лесу, кваканье лягушек в пруду, стрекотание кузнечиков в поле, как жужжит жук, в коробочке.
Понаблюдайте за тем, что происходит на лугу, на лесных тропинках, в траве. Вот по траве ползёт жук, вы показываете его ребёнку и пишите полочкой на песке жук или жук ползёт или ползёт большой чёрный жук (в зависимости от того сколько лет вашему ребёнку, то есть в зависимости от уровня и общего, речевого развития). Эти же слова вы говорите устно, наклоняясь к ушку ребёнка. Повторение слов, которые вы пишите и говорите ему, требовать от ребёнка не следует.
Выйдя на прогулку с ребёнком, не забывайте взять блокнот, альбом или набор листов, и карандаш (фломастер, чтобы запечатлеть увиденное, в природе, написать незнакомые названия, действия, явления. Вместе с ребёнком рисуйте примитивно или схематично то, что увидите в данный момент : это поможет ребёнку восстановить в памяти увиденное. Все наблюдения после прогулок оформляйте в рисунках, соединяйте рисунки в книжечки и давайте им названия. Например; Жук, Река, Дары природы.
Просто наблюдать недостаточно – у ребёнка должен оставаться какой-либо след от этих наблюдений. Вместе с ребёнком сделайте рисунок. Внизу напишите текст печатными буквами. В письменной форме вы пишете мысли ребёнка, а не ваши.
После экскурсии, прогулки можно предложить выполнить зарисовку по памяти. У ребёнка, выполняя рисунок по памяти, вырабатывается привычка к сосредоточению, к повторению речевого материала, самостоятельной речи.
В парке, лесу можно познакомить ребёнка с многообразием деревьев, кустарников понаблюдать за ними в разные времена года. В лесу высоко-высоко видна вершина ели. А вблизи надо сильно запрокинуть голову,чтобы увидеть её. А что под ёлкой? Её шишки. А вот пушистый кончик веточки сосны, ещё совсем свежий, пахнущий смолой, - видно, ветер только что нечаянно сорвал.
В результате многократных наблюдений и разговоров по поводу увиденого, очень обогащается словарь детей. Они узнают новые слова, обозначающие цвета и оттенки. А каков цвет солнца? Ребёнок рисует его всегда жёлтым. Но ведь солнце бывает и красным. А вода в реке – синяя. Летом хорошо познакомить ребёнка с водой. Разумеется, дети уже практически знакомы с водой, многие знают слова вода. Но теперь самое время расширять их представления о воде, вывести их из привычной повседневной ситуации. Побывайте на речке, на озере. Обратите внимание на температуру воды во время купания или просто намочите ручки, ножки. Вода тёплая, вода холодная. Предложите бросить в реку веточку, и ребёнок заметит, что река течёт.
Взрослым следует быть очень тактичными и уважительными по отношению ко всему, что касается выражения душевного состояния вашего ребёнка. С прогулок дети часто приносят шишки, ветки; с экскурсий к водоёму – камешки, ракушки. Они подолгу их рассматривают, перебирают, ощупывают, обследуют. Это способствуют запоминанию формы, расцветки, свойств. Выйдя на прогулку с ребёнком, нельзя забывать, что стоит только наклониться к земле и можно помочь ребёнку увидеть другой мир – мир жизни насекомых. Вот по траве ползёт жук, вы показываете его, пишите жук или жук ползёт. Можно поймать жука, надев на ребёнка слуховой аппарат, который всегда при вас, дать послушать, как жужжит жук. Посчитать сколько лапок, крыльев. Понаблюдайте за стрекозами, бабочками. Что заставляет ребёнка останавливать взгляд на пролетающей птице? Почему шумит лес и качаются деревья? Объясняется всё просто: потребность в красоте и доброте, наблюдение и понимание отмечается у ребёнка с раннего возраста. Сколько разнообразных тайн откроет ребёнок, окидывая взглядом окружающую природу.
Итак, мы видим, что систематические наблюдения в природе приносят слабослышащим детям огромную пользу и с точки зрения познавательного, и языкового развития (накопление новых слов, использование разных грамматических конструкций, и развития слухоречевой системы.
Желаем от всей души сделать прогулку в природу, приятной и полезной для Вас и вашего ребёнка.
Список литературы:
Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушением слуха в семье М-1991г.
Леонгард Э. И. Всегда вместе. М- 2001г.
Шишкина В. А. «Прогулки в природу» М- 2003г.