Ирина Жеребцева
Читательский дневник как основное средство формирования читательской культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Читательский дневник как основное средство формирования читательской культуры.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский, -
читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
Публикация «Читательский дневник как основное средство формирования читательской культуры» размещена в разделах
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
В настоящее время дети и школьники неохотно берут в руки книгу, с большим удовольствием сидят перед телевизором или компьютером, часами поглощая ненужную информацию.
В дошкольном детстве родителям тоже проще усадить ребенка к телевизору или компьютеру и идти заниматься своими делами. А в будущем мы получаем безграмотное общество.
Существуют разные причины спада интереса к чтению:
1. Усиление влияния СМИ – чтение книг заменяется многочасовым сидением; перед телевизором, компьютером или с телефоном в руках.
2. Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребенка, возросло.
3. Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми (Резко сокращается чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами. Характерны высказывания мам, пап, бабушек: «Ты теперь большой!», «Читай сам!»).
4. Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности старших дошкольников.
Поэтому вытекает общая задача семьи и детского сада – формирование читательской культуры дошкольников.
В своей подготовительной группе я стараюсь привить любовь к чтению. Мы много читаем в группе, а также я прошу родителей читать ежедневно дома. Сейчас некоторые дети читают уже сами. И чтобы подогреть интерес к литературе, мы придумали вести семейный читательский дневник. Сначала было написано объявление:
«Уважаемые родители!
Объявляется конкурс на самую читающую семью группы. Для участия в конкурсе надо сделать «Семейный читательский дневник», который включает в себя:
- название произведения и автора;
- краткий рассказ со слов ребенка;
- рисунок к произведению (совместный).
В читательский дневник включаете произведения, которые читаете сейчас и те, которые запомнились. Объем 5-7 произведений».
Далее оговариваются сроки, когда принимаются работы.
Цель ведения читательского дневника – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
Смысл ведения читательского дневника заключается в том, что он может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу и, заодно, осуществлять контроль над тем, как он понял текст.
Читательский дневник лучше заполнять сразу после прочтения или же на следующий день.
На мой первый призыв вести читательский дневник откликнулась не вся группа. Сначала было сделано четыре проекта, мы их рассмотрели в группе, обсудили. Заинтересовалось еще несколько семей.
Далее мы работы объединяли по темам. Например, два месяца в семье читают русские народные сказки и оформляют дневник. Следующие два месяца произведения детских писателей о животных и природе и т. д.
Читательский дневник- итог большой работы. Подготовительные группы нашего детского сада работали над проектом «Мама, папа, я – читающая семья». Многие семьи стали ходить в библиотеку, посещали детскую чайную читальню по воскресеньям при областной библиотеке на К. Либкнехта. Вместе с этим были проведены родительские собрания:
1. Как воспитать любовь к чтению?
2. Речевое развитие ребенка.
Каждому родителю вручены памятки-рекомендации:
1. Как читать детям
2. Воспитываем любовь к чтению.
Перед выпуском детей в школу можно провести литературный КВН (участники – дети и их родители).
Я считаю, что работа над читательскими дневниками очень важная и нужная, она развивает детей, а также сближает родителей