Виктория Князева
Чистоговорки «Отработка звука [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Отработка звука [Щ]»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Давно известно утверждение, что становление речи ребенка происходит с раннего возраста. Ребенок растет, а вместе с тем развивается и его речевой аппарат. Задача логопеда – помочь ребенку четко, правильно произносить все звуки, качественно ввести их в связную речь.
Одна из игровых форм, которую используют в своей работе логопеды – это чистоговорки (один из малых жанров русского фольклора).
Публикация «Чистоговорки „Отработка звука [Щ]“» размещена в разделах
- Чистоговорки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Что она собой представляет? Это шуточное стихотворение, где слова подобраны таким образом, что ребенку необходимо быстро, четко и многократно произносить трудные для своей артикуляции звуки, слоги и слова.
Основная цель данного видеоролика – это сформировать правильное произношение звука [Щ], лексико-грамматических категорий у ребенка дошкольного возраста и развитие фонематического слуха, используя игровые, музыкальные методы и приемы работы. Отталкиваясь от того, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, я объединила представленные ниже способы работы с игрой и музыкальным сопровождением. Это будит интерес ребенка к образовательному процессу, устраняет быструю утомляемость, формируется стремление к быстрому запоминанию материала. Благодаря этому, у детей быстро формируется правильное речевое дыхание, воздушная струя, темп, сила голоса, четкость речи (дикция, вырабатывается необходимая интонация, ребенок вводит в свой лексический запас новый звук, новые слова, знакомится с их значением, быстрее их запоминает.
Читать чистоговорки лучше всего с детьми в игровой форме. Так дети лучше усваивают материал и быстро не утомляются. Сопровождать речевой материал необходимо с движениями рук.
Чистоговорки ритмичны, динамичны, их легко запомнить. Они заставляют ребенка фантазировать, будят интерес к узнаванию великого, разнообразного мира звуков.
Какие же ЗАДАЧИ преследую и решаю в работе? Это:
Развитие и совершенствование мелкой моторики рук детей при произношении текста;
Автоматизация постановки звука [Щ] детьми, его правильное произношение и самостоятельное использование в речи;
Развитие слоговой структуры слова детей;
Выработка правильного речевого дыхания при произношении чистоговорки;
Развивать умение делать длительный выдох при произношении звука [Щ];
Развитие темпа речи;
Постановка силы голоса;
Развитие и отработка четкости звукопроизношения, дикции;
Формирование чувства ритма.
В работе с детьми на логопункте, зачастую использую свои чистоговорки, которые придумываем «на ходу» вместе с детьми, сопровождая их необходимыми движениями, и различными эмоциями: злость грусть, радость…
Подача чистоговорок происходит РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ. В данном видеоролике, вашему вниманию предлагаю упражнение на отработку звука [Щ] способом АУДИОПОВТОРА.
- педагог проигрывает видеоролик. Впоследствии, он сам решает сколько раз проиграть, в каком темпе, с какой громкостью, какую часть слов или предложений повторить, в зависимости от уровня сформированности звука. Ребенку будет интересно и полезно услышать себя со стороны.
- еще один способ –это ПРОПЕВ чистоговорки. Детям нравится петь. Используя этот факт, можно обыграть чистоговорку, изображая разных животных: медведь –грубым голосом, лисичка –хитро, мышка – пискляво.
- следующий метод – это метод ДОГОВАРИВАНИЯ. Этот метод способствует проявлению детской инициативности, реализации партнерской деятельности и индивидуализации образовательного процесса.
Ребенку предлагается послушать чистоговорку, а концовку он придумывает сам. Это может быть повтор окончания последнего слова, целого слова или придумывание целого предложения, например:
Наловили мы лещей
(договариваем окончание)
ЩЕЙ-, ЩЕЙ-, ЩЕЙ-, ЩЕЙ.
Мы сварили щи-
(ребенок проговаривает)
ЩИ-, ЩИ-, ЩИ-…
Или наоборот…
ЩИ-, ЩИ-, ЩИ-,
(ребенок сам придумывает, договаривает, например:)
Мы сварили щи.
Чистоговорки можно использовать для закрепления лексических тем, включать в занятия или использовать как самостоятельную единицу образовательного процесса. Произносить необходимо хотя бы 3-4 раза по 2-4 минуты. Благодаря этому, у ребенка происходит обогащение словарного запаса, развивается чувство ритма, лексико-грамматический строй совершенствуется, правильное произношение усваивается.
Необходимо помнить, что если при произношении чистоговорок встречаются незнакомые слова для ребенка, то мы объясняем его значение, например: длинноухий заяц – у зайца длинные уши.
Данный видеоматериал продемонстрировал единичный комплекс упражнений на автоматизацию и закрепление произношения определенного звука, используемый в работе логопеда.