МААМ-картинки

Посредством дидактических игр к родному языку и культуре

Булдакова Ольга
Посредством дидактических игр к родному языку и культуре
▼ Скачать + Заказать документы

Через дидактические игры к родному языку и культуре.

В настоящее время остро стоит проблема сохранения удмуртского языка в среде самих удмуртов. Особую тревогу вызывает то, что молодое поколение граждан республики в городах, сёлах и деревнях не знает удмуртского языка.

Публикация «Посредством дидактических игр к родному языку и культуре» размещена в разделах

Родной язык уникален. Он выражает менталитет народа, раскрывает его культуру и историю. Вопросы языкового образования являются важными в формировании личности, особенно для достижения взаимопонимания. Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием.

Как известно, через северные районы Удмуртии пролегали основные пути миграции русскоязычного населения на Урал, в Сибирь, на Север. Это стало одной из причин обрусения местного населения. В нашем Красногорском районе удмуртскую речь практически не слышно. Взрослое население и даже люди пожилого возраста редко общаются между собой на удмуртском языке, предпочитая говорить по-русски. Если говорить о детях, так они не только не умеют разговаривать, не понимают его, они вообще не имеют представления о языке своей национальности. Мы видим основную проблему незнания родного языка современными детьми – прекращение общения на родном языке в семье. Как известно, человек с рождения начинает понимать и говорить на том языке, на каком с ним общаются его родители. А они сейчас разговаривают на русском языке, соответственно малыш, слыша и воспринимая эту речь, начинает говорить на русском языке. Овладение русским языком вытесняет роднyю речь.

Следующим сильным фактором обрусения населения следует отметить влияние школы. Способы самовыражения на языке, особенно оформление в речи и на письме размышлений, дети осваивают в школе. Последствия обучения на русском языке таковы, что современные носители удмуртского языка не способны высказываться на удмуртском языке. Естественно, что в такой ситуации родители передадут своим детям? Часто доминантно удмуртскоязычные родители разговаривают со своими детьми по-русски, чтобы тем было легче обучаться и общаться в школе. Последствием обучения на русском языке является сегодня то, что дети и молодёжь не говорят по-удмуртски. Хотя есть регионы, где сохраняется общение на родном языке, например, Республика Татарстан. Следовательно, одной из причин исчезновения удмуртской речи служит и менталитет самого народа. Многие исследователи отмечают такую черту удмуртского народа, как склонность к самоуничижению. В качестве первого аргумента против обучения в школе на удмуртском языке приводится обычно то, что это осложнит детям их возможную дальнейшую учёбу, либо «для чего он – язык – нужен» и т. п.

По данным социологического опроса выделяется три основные причины обрусения населения: 1) влияние русскоязычного населения и преобладание его в количественном отношении над удмуртами; 2) отсутствие семейного воспитания; 3) отсутствие занятий по изучению удмуртского языка в образовательных учреждениях.

Формирование личности ребенка, в частности знания и уважения культурно-исторического наследия своего народа, невозможно без привязанности к своим историческим корням. По свидетельству опрошенных взрослых, имеющих детей школьного возраста, небольшая часть родителей была бы рада, чтобы их дети знали удмуртский язык, но не знают, что делать для его сохранения. Часто у них нет специальных пособий и книг на удмуртском языке, по которым можно было бы заниматься с ребенком в семье. Удмуртский язык преподается сейчас в 328 школах и в 273 детских садах республики. В Красногорском районе, по данным отдела народного образования, из 8 школ района удмуртский язык, как учебный предмет, изучается только в одной школе, в двух – как факультативный курс; в двух из 10 дошкольных образовательных учреждений дети знакомятся с азами удмуртского языка на занятиях внеурочной деятельности. Считается, что обучение детей языкам играет положительную роль не только в развитии их интеллектуальных способностей, но и даёт возможность приобщения детей к национальному языку и культуре с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.

Формирование личности, которая заинтересована в сохранении этноисторических ценностей удмуртского народа, можно осуществлять на занятиях группы продленного дня. Разрабатывая мероприятия для обучающихся-воспитанников группы продленного дня, ставим следующие задачи:

- образовательные задачи: ознакомление детей с культурой и бытом удмуртского народа.

- воспитательные задачи: воспитание у детей чувства осознания себя как личности; приобщение детей к удмуртской культуре, формирование позитивного отношения к ней; воспитание внимательного, заинтересованного отношения к людям, говорящим на других языках; воспитание чувства товарищества, дружбы, формирование навыков межкультурного взаимодействия; формирование нравственно-этических ценностей.

- развивающие задачи: развитие памяти (произвольной и непроизвольной, внимания (произвольного и непроизвольного, мышления (наглядно-образного, логического, воображения (репродуктивного и творческого); развитие эмоциональных, творческих качеств ребёнка, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнёром, радости познания и любознательности.

В основе работы используются разные формы деятельности, которые предполагают реализацию разных видов детской деятельности (игровой, речевой, познавательной, коммуникативной, двигательной, театрализованной, изобразительной и др.) и организационных форм. Для разнообразия деятельности воспитанников групп продленного дня и знакомства с языком, природой, культурой родного края, нами разработаны разные настольные игры как ведущий метод освоения родного языка. Например, лото «Животный мир Удмуртии». Эта игра представляет собой шесть карточек с изображением животных и птиц Удмуртской Республики. На каждой карточке 9 фотографий животных с надписью названия на удмуртском языке. Например, изображение медведя, а внизу надпись «Гондыр». Точно такие же изображения представителей животного мира у водящего, только у него 54 карточки, так как каждое животное имеется на отдельной карточке. Правила игры: 1) принимает участие семь игроков; 2) шесть игроков получают карточки; 3) водящий называет животного или птицу, что у него изображено на карточке, игроки смотрят на свои карточки и, если есть называемое животное, закрывают изображение. Кто быстрее закрыл, тот победил.

Лото «Животный мир Удмуртии» Играют воспитанники группы продленного дня

Аналогичную игру представляет лото «Мир предметов». В ней дети знакомятся с названиями предметов, окружающих их в повседневной жизни.

Обогащению словаря способствуют и такие методы и приёмы, как

1) рассматривание картин, иллюстраций. Для этого созданы такие настольные игры, как раскраски. Например, раскрывая раскраску «Птицы Красногорского района» дети знакомятся с птицами, обитающими в районе, узнают как они называются по-удмуртски, а затем, по образцу, раскр ашивают ее изображение.

Раскраска «Домашние животные» знакомит детей не только с названием домашнего животного на удмуртском языке, в ней есть о нем небольшой стишок или загадка на удмуртском языке и перевод на русский. Например, на странице с изображением собаки находим:

Кузёзэ яратэ, мурт шоры ыргетэ.

– Хозяина любит, на чужих рычит.

(пуны – собака)

Раскраска «Представители дикой природы» является аналогичной предыдущей, в ней животные и птицы дикой природы, обитающие в нашем районе. Например, под изображение ежа читаем:

Ас понназ вень нуллэ, нош вурыны уг быгаты.

– Иголки носит, а шить не может.

(чушъял – ёж) или

Валлэсь кужмо, адямилэсь курда.

– Сильнее лошади, а человека боится.

(гондыр – медведь)

2) Также мы проводим подвижные игры с использованием удмуртской лексики. Например, игра «Вумурт» (Водяной) :

Выбирают водяного:

Куар вылын нумыр кылле,

Сое поттыны кулэ.

Все играющие встают в круг, а водяной встает в середине круга на корточках. Игроки поют:

Вумурт, вумурт,

Мар пукиськод ву улын?

Пот, пот кня ке дырлы,

Учкыны кня ни час.

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час,

Посмотреть который час.

После этих слов «водяной» встает, закрывает глаза и ищет ребят. «Водяной» должен отгадать того, кого поймал. Если отгадывает – пойманный становится «водяным».

Или игра «Сукыр така» (Слепой баран)

В начале игры по считалочке выбирают Сукыр Така:

Ик-чук, гондыр Кук,

Беки-буки, тук.

Этот человек встает в середину круга, ему завязывают глаза и крутят на месте. Затем он ловит и угадывает игрока. Если угадал – меняются местами, если нет – остаются.

3) просмотры презентаций и беседы по ним, когда дети называют предметы, их признаки или действия;

4) беседы и рассказы на русском языке с применением слов и выражений на удмуртском языке (Удмуртская азбука, методические разработки мероприятий с вкраплениями слов на удмуртском языке, например «Встреча с Лопшо Педунь», «Вечерние посиделки удмуртов»);

5) чтение и просмотр сказок на русском и удмуртском языках (подборка «Сказки удмуртского народа»). Например, подборка сказок в самодельных книжках:

6) использование слов приветствий, вариантов знакомства, вежливых слов и т. д.

7) возможность изобразить детьми понятие при помощи мимики, жестов, интонации. Игра «Кин со? Ма со?» («Что это? Кто это?»). В данной игре дети с удовольствием, используя разные способы, изображают предметы или действия, написанные на карточке. Надпись изображаемого написана на двух языках : сначала крупными буквами на удмуртском языке, а ниже, мелкими буквами, по-русски. После того, как дети угадали, что показывал игрок, он озвучивает изображаемое на удмуртском языке.

Воспитанники Булдаковой О. Г. играют в игру «Кин со? Ма со?» («Что это? Кто это?»)

Таким образом, развитие любого языка обеспечивается тем, как этот язык используется народом. Очень важно, чтобы носители языка осознавали свою связь с ним. Если создаются тексты на этом языке, используются настольно-печатные и подвижные игры, язык живет в речи, он развивается. К сожалению, удмуртский язык очень редко звучит в нашем Красногорском районе, основная часть населения говорит на русском языке. Однако утешает тот факт, что дети выражают желание знать и изучать язык своей национальности. Данный факт подтверждается активным участием детей в играх и мероприятиях, проводимых в рамках группы продленного дня.

Сегодня много говорят о том, нужно ли изучать родной язык в школах и детских садах. Считаем, изучать нужно. Мы сохраним свою культуру, если она будет частью нашей повседневной жизни, а не книжной и музейной истории.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Современные инновационные технологии не раз обращались к игре, как к средству развития дошкольников. Я уже несколько лет использую в своей.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических игр Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих.

Развитие воображения младших дошкольников посредством дидактических игр Развитию воображения дошкольного возраста уделяли внимание педагоги Кравцова Е. Е., В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко. Проблемой использования.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр   Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Составление геометрических фигур из счётных палочек Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Перспективный план работы с родителями по ФЭМП посредством дидактических игр Перспективный план работы с родителями по ЭМП в средней, старшей, подготовительной к школе группе "Смородинка" на 2015 - 2016 - 2017 учебный.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая.

Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игрСенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Формирование математических представлений посредством дидактических игр Слайд 2. Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Посредством дидактических игр к родному языку и культуре
Опубликовано: 3 октября 2017 в 11:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Посредством дидактических игр к родному языку и культуре» (включая файлы) размещена пользователем Булдакова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД