Елена Порываева
Консультация «Чему учит сказка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация для воспитателей к проекту «Чему учит сказка?»
1. Сказки, стихи, легенды и мифы выступают в роли помощников, чтобы сформировать у ребенка первоначальное представление о мире, который его окружает. Незатейливых объяснений мамы и папы недостаточно для формирования полной картины мира, где есть феи и чудовища, чудеса и неудачи, могучая сила и слабость. Сказки являются первыми уроками гуманизма, так как развивают в детях сострадание, сочувствие к обездоленным и обиженным. Сказки помогают ребёнку справиться с разными эмоциями, страхами, переживаниями. Опираясь на сюжет сказки, ребенок делает собственный выбор. Выдуманные персонажи, пришедшие из мира сказок, живут рядом с нами, а впоследствии и внутри каждого из нас.
Публикация «Консультация „Чему учит сказка?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
2. Сказки могут научить многому. Прежде всего, отличать добро и зло, глупость и жадность, трусость и храбрость. Все самые важные нравственные понятия ребенок получает именно из сказок.
Знакомясь с отрицательными героями, ребенок учится распознавать опасность и находить силы для ее преодоления.
Положительные герои помогают восстановить справедливость и утвердиться добру над злом. Сказка формирует образ положительного героя и учит не бояться трудностей.
Преодолевать испытания герою помогают многие персонажи: чудесные животные, мудрые советники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности.
3. Сказка является хорошей школой разоблачения глубоких черт характера и скрытого поведения людей. Главный герой сказки — всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью.
Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость присутствуют в русских красавицах. Обязательный атрибут русской женщины — коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой). Все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки. Мужчины в русской народной сказке обычно сочетали в себе благородные человеческие качества: такие как мужество, честность, бесстрашие, милосердие и добропорядочность.
4. Детская книга всегда была и остается одним из главных средств воспитания детей. Книга входит в мир ребёнка, обогащая его мир, делая его интересным и полным необычных открытий. Дети учатся слушать чтение книги, отвечать на вопросы, связанные с развитием действия, рассматривать иллюстрации и вспоминать соответствующие эпизоды.
5. Многие из нас до сих пор любят погружаться в волшебный мир сказок.
Но особенно их любят детки. Но сказки не только развлекают, но и учат. Давайте разберемся: чему учат сказки?
Сказки - это маленькая модель мироздания. Проще всего деткам знакомиться с окружающим миром, через сюжет сказок. Но настолько ли сказка проста, как нам кажется. Говорящие животные и птицы, вымышленные страны, добрые и злые герои и чудо – ребенок во все это верит, а значит, он верит в сказку.
Чему полезному учат нас сказки?
Сказки учат делить мир на хороших и плохих людей. Но так как добрых людей больше, то удача на их стороне.
Сказка формирует положительный образ – доброго, умного, верного своему слову, сильного героя.
Сказки учат не бояться трудностей. Главные герои не бояться работы, какой бы тяжелой она не была. И их работа всегда награждается исполнением желаний.
Сказка учит – не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ не остаться без друга – это помогать ему в нужный момент, поддержать в трудную минуту. У главных героев сказок всегда много друзей – птицы, животные, растения, сказочные персонажи и т. д.
Сказка учит не судить по внешности о человеке. Была Царевна-лягушка – стала Царевна, был Иван-дурак – стал Иван царевич. Сказка учит, что не всё всегда получается с первого раза.
В русских народных сказках всё происходит 3 раза. Смелость и упорство вознаграждаются победой.
Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям – тот, кто выполняет поручения родителей в сказках, всегда почитаем у родителей.
Сказка всегда содержит скрытую мораль: не обманывай, не жадничай и не предавай.
Главное чему учит сказка – добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Дети интуитивно и очень легко воспринимают сказки. Они с большим удовольствие живут в волшебном мире и хотят туда возвращаться вновь и вновь.
6. Воспитание ребенка без сказок представить невозможно.
Но смысл сказок никогда не лежит на поверхности.
Сказки дают ключи к тем жизненным задачам, которые предстоит решать каждому человеку в своей жизни. В сказках показывается, как самый маленький, глупый и слабый преодолевает все проблемы и в конце выходит счастливым победителем.
При помощи аллегорий, в иносказательной манере в сказки заложена вековая мудрость народа.
Очень часто в сказках встречаются довольно сложные для ребенка слова или поговорки, будьте внимательны.
Замените эти фразы на доступные для малыша слова. Вряд ли двухлетнему малышу Вы сможете объяснить, почему журавль ушел от лисы «не солоно хлебавши», скажите лучше, что голодным ушел.
Сказки учат доброте, щедрости, умению сочувствовать.
Обязательно обсуждайте с ребенком героев сказок, их положительные или отрицательные черты характера, поступки.
7. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.
В какой-то степени сказки формируют и характер человека, и его восприятие окружающего мира. Ребёнок сам определяет героев и злодеев, наделяя их положительными или отрицательными качествами.
И в какой – нибудь момент он захочет быть похожим на какого – нибудь героя из сказки или рассказа.
Выбор героя – очень ответственный момент в жизни развивающегося человека, поскольку от него зависит дальнейшая судьба. Поэтому малыш мучительно ищет персонажа, который мог бы пойти более счастливым путем.
Выбор героя зависит не столько от того, насколько ребенка захватило содержание сказки, сколько от того, в какой атмосфере и каким образом читали сказки мама, бабушка или воспитатель в детском саду. Если ему читали книжку, с нежностью укрывая малыша одеялом, или поглаживая по руке, сюжет сказки впечатлит его больше, чем та же история, прочитанная в более строгой обстановке. Трогательные моменты помогают ребенку облачить свое решение в некую плоть, тогда как сюжет сказки дает только скелет.
С помощью сказок мудрые взрослые могут научить ребенка быть щедрым, уважать старших, любить животных, думать о других. Главное, вовремя рассказать нужную сказку. Заметили, что ребенок может обидеть собачку, кошку, расскажите ему сказку К. Паустовского «Теплый хлеб», Вы увидите, как ему будет жалко лошадку! Аккуратно, ненавязчиво делайте вывод вместе с ребенком, «что такое хорошо, а что такое плохо».
8. В настоящее время все меньше остаётся людей, которые читают книги, а дети подражают нам – взрослым. Волна интернета захлестнула современного человека, поэтому самое время задуматься о нашем будущем. Как сказал Достоевский «Перестать читать книги – значить перестать мыслить» Благодаря чтению развивается мышление. В настоящее время современные дети очень редко видят своих родителей с книгой в руках (читающими какое-нибудь произведение).
Для того чтобы человек чувствовал потребность в чтении, книга должна стать привычным и необходимым спутником жизни еще в детстве. Читайте сами и читайте детям, как можно больше книг.
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки тайну открывают,
Деток в гости приглашают,
Сказка - ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Превращенья, чудеса
Очень часто происходят.
А добро там побеждает,
Всё плохое прочь уходит.