Ольга Шерстнева
Консультация для родителей «Чему учат сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Чему учат сказки»
Цель: формирование представлений о развивающем и воспитывающем значении сказок в воспитании детей.
Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Многие родители задаются вопросом : - Зачем нужна сказка? Они понимают, что нужна, а чем она полезна малышу оставалось не понятным. Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Публикация «Консультация для родителей „Чему учат сказки“» размещена в разделах
В сказке ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Эта народная мудрость, как и сказка, идёт к нам из далёкого прошлого. Сказка не только развивает, она учит, воспитывает нас с самого раннего детства. Благодаря сказкам, в которую вложил свою мудрость народ, передавая её из поколения в поколение, дети впитывают в себя не только умом, но и душой, доброту и знания.
Так вот сказка является одним из действенных и ярких средств, скрывающих огромные дидактические возможности в развитии речи. Конечно, тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, но помимо всех этих,
пусть и узловых, задач не менее важно сделать детскую речь эмоциональной, образной, красивой.
Слушая чётко проговариваемые слова сказки, малыш в дальнейшем избежит проблем с дикцией. Речь ребёнка будет многогранной, витиеватой, что в дальнейшем сослужит хорошую роль в учёбе. Приучая ребёнка к чтению сказок и, в целом, книг мы выработаем у него потребность к чтению. У малыша, которому много читали, будет естественная потребность в самостоятельно получении знаний из книг.
Читать, а лучше рассказывать своим малышам нужно с самого раннего детства. Ребёнок, с помощью сказки знакомится с миром природы, предметным миром, межличностными отношениями. Сказка является первым источником познания временных и пространственным представлений.
Она помогает детям искать выход из сложившихся ситуаций. Сказка развивает чувственную сторону познания, воображение, речь. Рассказывать сказку необходимо, придавая ей эмоциональный окрас, это поможет ребёнку погрузиться в чувства и переживания героев, уловить нравственный смысл, заложенный в ней.
Сказка- это замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Она помогает установить доверительные отношения, развить речь ребенка и его фантазию, познакомить с окружающим миром и научить общаться. Но самое главное- сказка меняет и взрослого, ведь его фантазия и речь развиваются тоже! К тому же он начинает смотреть на мир совершенно другими глазами и вспоминать свое детство. Очень важно, что в сказках всегда побеждает добро. Так в дальнейшем ребёнку будет легче преодолевать жизненные проблемы. Осознание того, что справедливость всегда окажется победителем над ложью и неправдой, поможет ребёнку справиться с трудностями.
Слушая сказки, дети сочувствуют персонажам и у них появляются чувство сострадания, желание помочь. Мир сказки помогает ребёнку фантазировать, мечтать, делать свой внутренний мир богаче.
Для чтения сказки нужно выбрать правильное время, когда ребёнок спокоен и в хорошем настроении. Если читать сказку на ночь, это поможет вашему ребёнку успокоиться, настроится на сон, так как спокойный и родной голос близкого человека придаст малышу чувство уверенности, стабильности и комфорта.
Перечитывая одни и те же сказки, ребёнок понимает и выражает своё отношение к поступкам героев. Переживает за него, как бы идентифицируя себя с ним. Это закладывает определённый алгоритм действий в жизни. На примере сказки ребёнок усваивает правила безопасности, учится анализировать те или иные поступки, таким образом, определяя для себя модель поведения в определённых ситуациях.
Если есть время, обязательно обсудите с ребёнком сказку, поступки героев. Если с детства ребёнок будет пересказывать сказку, это сделает него речь более уверенной, образной.
В дальнейшем в школе ему будет легче писать сочинения и изложения. То есть будущее формируется здесь и сейчас. Не забывайте об этом.
Приучить ребёнка помогать своим близким и заботиться о них можно тоже с помощью сказок, например, таких как «Репка» и «Курочка Ряба». Такие сказки, как «Волк и семеро козлят», «Кот, дрозд, петух и лиса», «Колобок» научат малышей безопасному поведению, осторожности и пониманию ситуаций, при которых возникают опасные ситуации.
Читая литературные сказки можно воспитывать в детях чистоплотность и желание ухаживать за собой, своими вещами, наводить чистоту и порядок в своей комнате. Такие сказки К. Чуковского, как «Мойдодыр» и «Федорино горе» как нельзя лучше способствует этому.
Читайте детям сказки, возвращайтесь к ним снова и снова, и каждый раз они удивят вас и вашего ребёнка чем то новым.
Придумывая продолжение сказки можно добиться определённого терапевтического эффекта. Есть даже такое понятие, как сказка-терапия. Проживание вместе со своим любимым героем те или иные события, изменяя их. Мы можем избавиться от определённых детских страхов и комплексов, негативного проявления тех или иных чувств.
Дети дошкольного возраста склонны одушевлять предметы и явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Герои сказок, как правило, наделены такими качествами, как доброта, храбрость и находчивость, и это помогает им преодолевать трудности, которые встречаются им на пути.
При этом, герои сказок делают всё то, что делают простые люди: едят, пьют, работают, женятся. Прежде чем сказка была записана, над ней трудились миллионы людей. Она передавалась из уст в уста, при этом отбрасывалось всё несущественное и оставалось самое главное. Сказка стала носителем народной мудрости.
Литература:
1. Короткий В. И. Психология для родителей – М : Айрис-пресс, 2004.
2. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. училищ (Под ред. С. А. Козловой, Т. А. Куликовой. – М. : Издательский центр «Академия» 2007.