Наталья Завражнова
Чек-лист для родителей будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные родители задумываются о подготовке к школе чуть ли не с самого рождения ребенка. Сначала это выражается в покупке всевозможных развивающих игрушек и гаджетов, затем - кружки и школы раннего развития, подготовительные курсы, принудительная социализация и прочее, прочее. Но ни одно из этих мероприятий не даст гарантии успешной адаптации и отсутствия проблем в школе.
Бывает и наоборот - родители задаются вопросом : «Как подготовить ребенка к школе?», когда до первого школьного звонка остается совсем мало времени.
Публикация «Чек-лист для родителей будущих первоклассников» размещена в разделах
Что же есть золотая середина и с каким багажом знаний, умений и навыков должен идти в школу ребенок?
1. Психологическая готовность.
Психологическая готовность включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, социальная, эмоционально-волевая.
К интеллектуальному аспекту школьной подготовки относится общая осведомленность, память, внимание, мышление, речь, воображение. Часто большое внимание родителей уделяется именно развитию мышления, памяти, речи. А тем временем, не менее важна общая осведомленность. К сожалению, у многих детей осведомленность стала мозаичной. Ребенок может знать марки машин и планеты Солнечной системы и не знать, кто такой карась. Любой ребенок с радостью скажет вам, что сегодня День Победы, но попробуйте спросить у него, кто кого победил?
Личностная и социальная готовность подразумевает нравственное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения.
Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения, наличие интереса к учению и получению новых знаний, способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
2. Физиологическая готовность.
Для того, чтобы смена режима дня, значительное возрастание умственных нагрузок, установление новых связей с учителями и сверстниками не привело к напряжению функциональных систем организма ребенка и не отразилось на его здоровье, готовиться нужно заблаговременно: соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценное правильное питание. К физиологической готовности относится также достаточное развитие мелкой и крупной моторики.
Итак, будущий первоклассник в 6-7 лет :
• знает свое полное имя, домашний адрес, город и страну, в которой он живет;
• знает основные правила дорожного движения;
• знает членов семьи, их имена, род занятий;
• знает основные цвета и оттенки; времена года, их признаки; части суток, профессии;
• умеет анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи, обобщать предметы по определенным признакам;
• умеет слышать, правильно произносить, дифференцировать звуки речи;
• умеет называть действия, подбирать антонимы и синонимы, составлять рассказ по серии картинок;
• умеет держать осанку, может долгое время находиться в статичной позе сидя;
• умеет концентрироваться и удерживать внимание;
• умеет быть эмоционально компетентным, т. е. адекватно переносит и разочарования, и переживания, а так же адекватно реагирует на замечания и похвалу;
• знает правила поведения и умеет следовать им;
• умеет контролировать своё поведение и эмоции;
• любознателен и стремится к новым знаниям.