Обухова Юлия
Час общения «Преступление и наказание»
Час общения "Преступление и наказание"
Цель и задачи: формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций; развивать умение работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию.
Возраст участников: 13-16 лет.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Добрый день, уважаемые участники нашего мероприятия! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
Публикация «Час общения „Преступление и наказание“» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2020
Воспитатель: Эпиграфом к нашему мероприятию мы взяли следующие слова: «Почти все люди рабы, и это объясняется той же причиной, какой спартанцы объясняли приниженность персов: они не в силах произнести слово "Нет"». (Никола Шамфор.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему люди совершают преступления?
Воспитатель: Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет.
Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
Подростки все чаще втягиваются в наркобизнес, незаконный оборот оружия, порнобизнес, криминальную торговлю. Растут число и тяжесть преступлений :
• насильственных и корыстно-насильственных;
• совершенных в группах, под руководством взрослых;
• совершенных девушками.
Воспитатель: Действия подростков отличают крайняя жестокость, дерзость, агрессивность. За последние годы число умышленных убийств увеличилось на 103%, разбойных нападений - на 108%, тяжких телесных повреждений - на 80%,
грабежей - на 37%.
Воспитатель: Преступность молодеет. Причины этого:
• резкое падение уровня жизни большей части населения;
• неуверенность в завтрашнем дне.
По данным криминологических исследований, около 80% детей, доставляемых в приемники-распределители для несовершеннолетних, - в возрасте до 14 лет, все из неблагополучных семей, многие страдают зависимостью от алкоголя, наркотиков и токсических средств.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть. Два-три человека выходят за дверь. Пятеро из тех, кто остался в зале, получают карточки с одним из слов пословицы "Семь раз отмерь - один отрежь". Когда вышедшие ученики вернутся в зал, те, кто получил карточки, хором произносят свои слова. Задача вошедших - понять, что сказали их друзья. ( После нескольких попыток угадать пословицу воспитатель объясняет смысл игры: говорит один - все слушают.)
Воспитатель рассказывает детям начало одной истории, а затем обсуждает ее вместе с ними.
История: Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились в шестом классе, когда Сергей впервые появился в школе, где учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. В последнее время они одержимы идеей - купить скейтборды, которые стоят очень дорого. У всех друзей они уже есть.
Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики догадывались, что скейтборды краденые, но все равно обрадовались, считая, что им выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег.
Воспитатель: А теперь нам надо разделиться на группы.
• 1 -я группа - те, кто считает, что стоит сделать подобную покупку;
• 2-я группа - те, кто против покупки;
• 3-я группа - те, кто сомневается. Ребята по очереди обосновывают свое мнение.
Воспитатель: Вопрос: Подумайте, если мальчики купят у знакомого парня ворованные скейтборды, может ли это быть расценено как соучастие в преступлении? Что ждет молодых людей в этом случае?
Далее один из воспитанников раскрывает понятие "преступление", рассказывает о видах преступлений.
Воспитанник: Преступление - это деяние, которое представляет опасность для человека, общества или государства, совершенное лицом, вина которого доказана судом.
Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него.
Воспитанник: Соучастие - групповое преступление, совершенное умышленно.
После этого воспитатель зачитывает продолжение истории.
Воспитатель: Проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги.
У Сергея были небольшие сбережения - деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда выпросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму.
У Алексея даже и надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на их питание и покупку самого необходимого. И снова на выручку друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам с деньгами, которые те смогут позже отработать, оказывая ему некоторые услуги.
Мальчики решили подумать и дать ответ через пару дней.
Воспитатель: А теперь мы с вами будем работать в парах.
Воспитанники делятся на пары, распределяют между собой роли: кто будет Сергеем, а кто Алексеем, и отвечают на вопросы с позиции своих героев:
• Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с этим знакомым?
• Какова вероятность того, что ребята будут втянуты в преступление?
• Можно ли привести примеры из литературы, кинофильмов, телепередач, где сложилась подобная ситуация? Что она повлекла за собой?
Воспитатель подводит итог обсуждения и напоминает, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность, - 14 лет. Затем он зачитывает продолжение рассказа.
Воспитатель: Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных средств для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это может быть даже интересно для него, и согласился с предложением отца.
Алексей, понимая, что у него нет возможности достать деньги, на следующий день дал знакомому свое согласие.
Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для него есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи.
Воспитатель: Сейчас мы с вами разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа анализирует ситуацию и отвечает на один из вопросов:
• Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?
• Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?
• Что привело Алексея к тому, что он вынужден пойти на преступление?
• Если вдруг он откажется от этого, что его ожидает?
• Должен ли Алексей заявить на своего знакомого в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?
После обсуждения ребятам предлагается послушать продолжение истории.
Воспитатель: Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат. Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая, с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, и бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которых вызвали соседи.
Воспитатель знакомит учащихся со списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ.
Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:
• совершение убийства;
• умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
• разбой, грабеж, кража, вымогательство;
• угон и приведение в негодность транспорта;
• вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
• умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
• хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
• терроризм, захват заложника.
Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:
• штраф;
• обязательные работы;
• лишение свободы на определенный срок;
• исправительные работы;
• арест;
• лишение права заниматься определенной деятельностью.
Воспитатель: К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.
Воспитатель: В отношении несовершеннолетних Владика и Алексея, после задержания их сотрудниками полиции, должно быть принято решение о возбуждении уголовного дела по ст. 161 Уголовного кодекса РФ (грабеж).
Согласно ст. 14 и ч. 2 ст. 20 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ, уголовная ответственность детей за грабеж наступает с 14 лет при наличии их вины. Если кто-то из детей не достиг 14-летнего возраста, уголовное дело в отношении него возбуждаться не будет, и соответственно ответственность не наступит.
Воспитатель: Мы исходим из того, что детям по 14 и более лет. В таком случае возбуждается уголовное дело по п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ - грабеж с незаконным проникновением в жилище.
В отличие от кражи (статья 158 УК РФ) при грабеже чужое имущество похищается открыто, т. е. в нашем случае - в присутствии человека (потерпевшего, который понимает характер происходящего. И несмотря на то что изначально планировалось совершить кражу, в вину будет вменяться именно грабеж.
Воспитатель: Владик будет нести уголовную ответственность согласно п. "в" ч. 2 ст. 161 УК РФ (он изначально знал о том, что будет совершено преступление, желал этого и предвидел последствия).
Знакомый мальчиков будет привлечен к уголовной ответственности как организатор преступления.
Алексей может быть освобожден от уголовной ответственности, если в ходе предварительного расследования и (или) в суде будет установлено, что он не знал о необходимости совершить преступление (отсутствует вина). Например, знакомый мог сказать Алексею, что вещи принадлежат ему, Владику или их родственникам, знакомым и требуется только помочь их перенести, перевезти и т. п. Следовательно, при отсутствии вины (не понимал, не осознавал и не предвидел преступные последствия своего поступка) Алексей не несет никакой ответственности.
Воспитатель: Другой вариант таков. Алексей желал совершить кражу, но произошел грабеж. В таком случае применяется ст. 36 УК РФ - эксцесс исполнителя преступления. Поскольку Алексей не предвидел, не знал и не желал, чтобы Владик совершил грабеж, то он не несет ответственности по ст. 161 УК РФ. Алексей будет наказан за совершение кражи.
Воспитатель: Воспитанники делятся на две группы. Первой группе необходимо закончить историю, поразмышлять, используя различные источники информации, над тем, что произойдет дальше. Вторая группа должна придумать другой сценарий этой истории, при котором Алексей не оказался бы в столь трагической ситуации.
После обсуждения предложенных учащимися вариантов воспитатель подводит итог.