Вера Ширикова
Центр социально-личностного развития в предметно-развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ. Проект
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт проекта….… 3
2. Этапы реализации проекта…. … 7
3. Результаты проекта….… 10
4. Список литературы…. …12
5. Приложение…. …13
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта Центр социально-личностного развития в предметно-развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ. Образовательная область «Безопасность».
Тип проекта Творческий
Руководитель проекта Ширикова Вера Валерьевна
Публикация «Центр социально-личностного развития в предметно-развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ, Проект» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Срок реализации проекта Сентябрь 2012 год - май 2013 год
Проблема
Участились стихийные бедствия, в том числе и пожары. Увеличилось количество пожаров из-за шалости детей с огнем, что приводит к их гибели и потери здоровья (при пожарах ежегодно в огне гибнет 596 детей, из них дошкольники). Участились травмы, связанные с правилами безопасного поведения на улице, в общественных местах, в транспорте. Ослабление надлежащего контроля со стороны взрослых за поведением детей, отсутствие у детей защитной психологической реакция на экстремальные ситуации, несформированность элементарных навыков самосохранения, отсутствие целенаправленной, спланированной работы по данному вопросу между дошкольным учреждением и семьей – всё это привело к созданию данного проекта.
Цель Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности и дорожного движения, формирование знаний, умений и навыков необходимых для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи проекта Развивать умения реально оценивать возможную опасность. Развивать познавательную активность, творческие способности детей, навыки самостоятельной работы, коммуникативного общения.
Научить навыкам безопасного поведения дошкольников в быту, набирать телефонные номера «01», «02», «03», навыкам общения с дежурными этих служб в экстремальных ситуациях, называя информацию о себе, практическим действиям в случае возникновения пожара.
Воспитывать чувство осторожности самосохранения, ответственности за свои действия и поступки, стремление прийти на помощь человеку в чрезвычайной ситуации, воспитывать уважение к труду пожарных, врачей скорой помощи и полицейских, дать советы родителям по формированию навыков у детей безопасного поведения.
Гипотеза Прочные навыки по соблюдению правил безопасного поведения у детей дошкольного возраста в различных ситуациях сформируются только при регулярной, непрерывной, разъяснительной и практической работе, а также при четкой организации взаимодействия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Новизна Создание центра социально-личностного развития и внедрение инновационных форм работы с детьми позволит сформировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации.
Участники проекта Дети старшей разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Продукты проекта Организация предметно-развивающей среды, т. е. создание центра социально-личностного развития
Ожидаемые результаты по проекту Изменятся отношения детей к своей безопасности и здоровью. Воспитанники овладеют навыками правильных действий в случае экстремальных ситуациях. Дети сумеют вести ролевой диалог с диспетчером службы «01», «02», «03» и дать все необходимые сведения о себе. Повысится компетентность участников педагогического процесса по вопросам безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Произойдет профессиональный личностный рост педагогов по данной теме. Родители заинтересуются данной проблемой и в процессе реализации проекта станут нашими единомышленниками.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Период Мероприятия Ответственный
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Сентябрь 1 неделя - Сбор и анализ литературы по данной теме.
Воспитатель
2 неделя - Диагностика детей. Образовательная область «Безопасность» (Приложение 1). Воспитатели
3 неделя - Чтение и рассматривание художественных произведений, сказок: «Кошкин дом».
- Выставка рисунков детей: «Огонь-какой он?» (Приложение 2). Воспитатель
4 неделя - Консультация для родителей «Безопасность ребенка» (Приложение 3).
- Анкетирование родителей: «Знаю ли я правила дорожного движения». Воспитатель
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Октябрь 1 неделя - Памятка для малышей «Малышам об огне».
- Изготовление машин скорой помощи и полицейского. Воспитатель
Родители
2 неделя - Викторина «Знаешь ли ты ПДД?». Воспитатель
3 неделя - Книга для родителей «Причины пожара» (Приложение 4). Воспитатели
4 неделя - Обновление уголка по безопасности (Приложение 5). Воспитатель
Родители
Ноябрь 1 неделя - Беседа «Как вызвать службы «01», «02», «03».
- Выставка рисунков детей: «Наши спасатели» (Приложение 6).
- Изготовление макетов домов. Воспитатель
Воспитатель Родители,дети
2 неделя - Сюжетно-ролевая игра «Пожарник» .
- Буклеты «Правила на всю жизнь» (Приложение 7). Воспитатель
Воспитатель
3 неделя - Дидактическая игра «Мы - спасатели» (Приложение 8). Воспитатель
4 неделя - НОД «Знакомство с правилами дорожного движения». Воспитатель
Декабрь 1 неделя - Чтение «Как не попасть в беду» Корнеева О.
- Дидактические игры «Буриме», «Разложи по порядку» (Приложение 8). Воспитатель
2 неделя - Изготовление костюмов врача скорой помощи и пожарника.
- Беседа «Правила поведения в быту и общественном транспорте». Воспитатель
Родители
Воспитатель
3 неделя - Непосредственно образовательная деятельность «Транспорт». Воспитатель
Январь 3 неделя - Оформление дидактической мягкой книги (Приложение 9).
- Непосредственно образовательная деятельность: аппликация по теме: «Пожарник» (Приложение 11).
- Диагностика детей. Образовательная область «Безопасность» (Приложение 12). Воспитатель
Родители
Воспитатели
4 неделя - Беседа на тему «Знает каждый гражданин этот номер 01».
- Чтение сказки «Как Алеша переходил улицу» (Приложение 13).
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Воспитатель
Родители
Февраль 1 неделя - Непосредственно образовательная деятельность: «Горит - не горит». Воспитатель
2 неделя - Чтение стихотворения С. Маршака «Пожар». Воспитатель
3 неделя - Придумываем сказку: «Пожар у Бабы Яги». Воспитатель
4 неделя - Составление альбома «Я - пешеход» (Приложение 14). Воспитатель
Март 1 неделя - Непосредственно образовательная деятельность: разучивание пословиц и поговорок о пожарном. Воспитатель
2 неделя - Чтение сказки «Яблони в цвету» (Приложение 13).
- Консультация для родителей «Пожарная безопасность - 01» (Приложение 15). Воспитатель
3 неделя - Инсценирование сказки «Пожар у Бабы Яги»» (Приложение 16). Воспитатель
4 неделя - Отгадывание загадок о службах спасения (Приложение 15).
- Обновление предметно-развивающей среды в группе (Приложение 17). Воспитатель
Воспитатель
Апрель 1 неделя - Аппликация «Врач скорой помощи». Воспитатель
2 неделя - Чтение сказки «Подарок» (Приложение 13). Воспитатель
Музыкальный руководитель
3 неделя - Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».
Воспитатель
4 неделя - Чтение сказки «Невыдуманная история» (Приложение 13). Воспитатель
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
Май 2 неделя - Чтение сказки «Вкус жизни» (Приложение 13). Воспитатель
Музыкальный руководитель
3 неделя - Презентация «Центра социально-личностного развития в предметно-развивающей среде разновозрастной группы малокомплектного ДОУ.
Образовательная область «Безопасность» (Приложение 18). Воспитатель
Музыкальный руководитель
4 неделя - Диагностика детей. Образовательная область «Безопасность». Воспитатель
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
При системном подходе отслеживания эффективности воспитательного процесса выделены две группы параметров, по которым эти достижения были отслежены: образовательные и личностные. В каждой группе определяется содержание критериев и показателей эффективности образовательного процесса на основе трехуровневой модели: подготовительный, начальный, уровень освоения.
I. Образовательные достижения:
1. Уровень усвоения детьми знаний правил дорожного движения. На данном уровне критериями выступают разнообразие умений и навыков, практических действий, знаний правил дорожного движения, правил поведения в общественном транспорте, на улицах, дома, номеров телефонов экстренных служб, от чего может произойти пожар, что означают сигналы светофора, а также специальный транспорт.
2. Устойчивый интерес детей к содержанию поставленных задач в процессе реализации модульного принципа педагогического процесса.
Критериями данного параметра является характер мотивов изучения правил дорожного движения, участие детей в модульном курсе по безопасности поведения на проезжей части, в быту, на улице.
II Личностные достижения:
1. Культура поведения дошкольников на проезжей части, в транспорте и во дворе. Ориентация детей на выполнение общепринятых правил дорожного движения, поведения в чрезвычайных ситуациях.
III. Творческая активность детей. При анализе степени проявления творческих способностей детей обращалось внимание на то, как у детей проявляется желание реализовать свои возможности в разных видах деятельности : изобразительной, театрализованной, художественно-речевой и других видах деятельности.
Родители осознали всю значимость данной работы и стали нашими единомышленниками.
Решение задач проекта позволило определить его значимость : обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о безопасности возросло, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Уже на этапе промежуточной диагностики отмечается положительная динамика в уровне сформированности знаний и представлений о безопасности.
Таким образом, анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами проекта. Знания детей стали более прочными и осознанными, так как давались в системе, применялись в различных видах деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» М. ООО «ТЦ Сфера» 2005.
2. Н. А. Адалина «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» М. ООО «Издательство Скрипторий» 2003.
3. «Безопасность». Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина: С-Пб. «Детство- Пресс», 2002.
4. «Пожарная безопасность. Нестандартные занятия»/ Автор-сост. Р. А. Жукова - Волгоград: ИТД «Корифей» 2008.
5. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика-синтез. 2011.
6. Н. С. Астафьева «Планирование деятельности с детьми по всем образовательным областям» [Текст] Н. С. Астафьева - М: Центр дополнительного образования «Восхождение» 2012.
7. Н. И. Марецкая «Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника» [Текст]/ Н. И. Марецкая – М. : Гиом-Пресс, 2005.
8. М. Н. Полякова «Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ : методические рекомендации» [Текст]/ М. Н. Полякова – М. : - Центр педагогического образования 2008.
9. О. А. Скоролупова «Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции» [Текст]/ О. А. Скоролупова, Н. И. Федина//Дошкольное воспитание - 2010, №7.
10. О. В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», 2010.
11. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения» М. : - ООО «ТЦ Сфера» 2009.
12. К. П. Нефедова «Транспорт. Какой он?» М. : - Издательство «ГНОМ» и Д, 2004.
13. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» М. : - Мозаика-Синтез,2012.